Получи документы

Программа по подготовке детей к школе

Топункова Елена
Программа по подготовке детей к школе

МКОУ Золотковская основная общеобразовательная школа

Программа по подготовке детей дошкольного возраста к школе

2013 г

Пояснительная записка

Целью данной программы является всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Публикация «Программа по подготовке детей к школе» размещена в разделах

Основные задачи программы :

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа реализуется с января 2014 года и рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика» :

• группы формируются из детей 6-летнего возраста;

• продолжительность обучения составляет 38 занятий (январь - май)

режим занятий: 2 раз в неделю – 2 занятия по 25 минут (понедельник – занятие по математике, пятница – занятие по обучению грамоте).

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

«Занимательная математика». За основу курса по математике взята программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет. На занятиях будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, решать логические задачи и арифметические примеры т. д. Основное внимание уделяется образованию чисел второго десятка и закреплению знаний о независимости чисел от размера, пространственного расположения.

«Основы грамоты». Для реализации программного содержания используется методическое пособие Гербовой В. В. «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» М. Мозаика – Синтез, 2012 г.

В основе системы работы по развитию речи дошкольников лежит комплексный подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны развития речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе – задачу развития связной речи. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений. Все эти задачи решаются и при ознакомлении с художественной литературой.

Со многими темами дети знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, ознакомлении с художественной литературой. На занятиях они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, затем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения заданий к составлению рассказа или сказки становится естественным.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

• Развитие слухового и зрительного восприятия

• Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

• Развитие слуховой и зрительной памяти

• Развитие мышления и речи

• Развитие общей и мелкой моторики

• Совершенствование коммуникативных навыков

• Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

• Совершенствование навыков монологической речи

• Совершенствование навыков диалогической речи

• Развитие фантазии и воображения

• Развитие способностей к глубокому образному мышлению

• Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

• Развитие творческих способностей

• Формирование эмоционально-волевой сферы

• Формирование этических представлений

• Повышение уверенности в себе

• Научить принимать решения

План занятий

1. «Занимательная математика»- 19 часов

2. «Основы грамоты»-19 часов

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика»

месяц Тема НОД Программное содержание

Я н в а р ь

1. Тема «Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счётными палочками» Закрепить знания о числах от 1-10; квадрате и прямоугольнике; умение писать цифры от 1-10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать её решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счётных палочек; навыки самоконтроля и самооценки. Учить формулировать учебную задачу.

2. Тема «Знаки =,, +, –, математические задачи, величина, ориентировка на листе»

Закрепить знания о знаках =, ; закрепить умение писать их; продолжать учить пользоваться знаками +, –;закрепить умение сравнивать величину предметов, записывать результаты сравнения, правильно пользоваться словами большой, поменьше, ещё меньше…самый маленький; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур; продолжать формировать навык самооценки и самоконтроля.

3. Тема «Счёт по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени» Закрепить умение считать по образцу и названному числу; закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать соотношение между числами; закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; закрепить умение видеть в форме предметов геометрические фигуры; закрепить знания о последовательности частей суток; формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу; учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

Ф е в р а л ь 1. Тема «Знаки <, >, =,, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры» Закрепить умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <, >; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о составе числа шесть из двух меньших чисел; продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей; закрепить знания о геометрических фигурах: треугольник, трапеция; закрепить умение рисовать треугольник и трапецию в тетради в клетку.

2. Тема «Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени» Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; учить составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счёта; продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать её решение с помощью знаков и цифр; познакомить с часами, их разнообразием и назначением; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

3. Тема «Порядковый счёт, счёт по названному числу, логическая задача, состав числа их двух меньших, геометрические фигуры»

Продолжать учить различать количественный и порядковый счёт в пределах 10, правильно отвечать на вопрос «Сколько?», «Какой по счёту?»; продолжать учить воспроизводить количество предметов по названному числу; закрепить умение понимать отношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; учить решать логическую задачу; продолжать знакомить с составом числа из двух меньших; закрепить умение рисовать овалы в тетради в клетку; учить формулировать учебную задачу; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

4. Тема «Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров» Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять умение решать примеры; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

М а р т 1. Тема «Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени»

Закрепить знания о цифрах от 0 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с образованием числа 11; познакомить с новой счётной единицей – десятком; познакомить с условным обозначением десятка – квадрат, единицы – круг; продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей; учить формулировать учебную задачу; знакомить с часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса.

2. Тема «Число 12, ориентировка во времени, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры» Познакомить с образованием числа 12 и с новой счётной единицей – десяток; учить записывать число 12; продолжать учить определять время на часах; продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей; закрепить знания о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; закрепить умение дорисовывать круги до знакомых предметов; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

3. Тема «Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры»

Познакомить с образованием числа 13 и с новой счётной единицей – десяток; учить записывать число 13; продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать условие задач, читать запись; продолжать учить решать примеры, логическую задачу на установление закономерностей; продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

4. Тема «Число 14, дни недели, логическая задач» Познакомить с образованием числа 14 и с новой счётной единицей – десятком; учить писать число 14; объяснить то, что в двух неделях 14 дней; продолжать учить решать логические задачи; способствовать развитию зрительного внимания; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

1. Тема «Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры» Познакомить с образованием числа 15 и с новой счётной единицей – десяток; учить записывать образование числа 15, читать запись; продолжать устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку; учить рисовать символические изображения кошки, называть геометрические фигуры, из которых состоит нарисованная кошка; учить формулировать учебную задачу; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 Тема «Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача» Познакомить с образованием числа 16 и новой счётной единицей – десятком; учить писать число 16; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения; учить измерять время по часам; учить решать логическую задачу; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

М а р т

3 Тема «Число 17, решение примеров, счёт по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени» Познакомить с образованием числа 17 и новой счётной единицей – десятком; учить писать число 17; учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить считать по названному числу и образцу; закрепить умение понимать отношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерности; знакомить с часами (стрелки, циферблат); продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

4. Тема «Число 18, состав числа восемь из двух меньших, счёт по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры» Познакомить с образованием числа 18, учить писать число 18, закрепить умение составлять число 8 из двух меньших; закрепить умение воспроизводить количество предметов по названному числу; закрепить умение понимать отношения между числами в числовом ряду; продолжать учить правильно пользоваться знаками; продолжать учить решать геометрическую задачу на установление закономерностей; закрепить знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы; учить формулировать учебную задачу; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

Май 1. Тема «Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, величина, логическая задача» Познакомить с образованием числа 19 и новой счётной единицей – десяток; учить писать число 19; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел; закреплять умение сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткая, покороче и т. д.); продолжать учить решать логическую задачу; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

2. Тема «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи» Познакомить с образованием числа 20 и с новой счётной единицей – десятком; учить писать число 20; учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить составлять и решать арифметическую задачу; учить записывать решение задачи; продолжать учить решать логические задачи на анализ и синтез, устанавливать связи и взаимоотношения; учить формулировать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

3. Тема «Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку» Закрепить умение соотносить количество предметов с числом; закрепить знания о последовательности дней недели; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить рисовать в тетради в клетку; закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник; учить формулировать учебную задачу; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

4. Тема «Задачи – шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки» Учить решать задачи – шутки с математическим содержанием; закреплять знания о весенних месяцах: март, апрель, май; продолжать учить решать примеры, читать запись; продолжать учить отгадывать математические загадки; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля.

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

месяц Тема НОД Программное содержание

январь 1. Звуковая культура

речи Выяснить, как дети владеют умениями, которые сформированы в старшей группе. Стр. 16

2. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа. Стр. 34

3. Пересказ сказки «Лиса и козёл» Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». Стр 72.

февраль

1. Работа с сюжетной картиной Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. Стр. 20

2. Лексико – грамматические упражнения Активизировать речь детей. Стр 21.

3. Звуковая культура речи. Подготовка к

обучению грамоте. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении. Стр. 23.

4. Подводный мир Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. Стр. 37

март

1. Весна идет, весне дорогу! Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. Стр. 65.

2. Звуковая культура речи. Работа над предложением. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. Стр. 32

3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части. Стр. 61.

4. Заучивание стихотворения З.

Александровой «Родина» Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение. Стр. 74.

Апрель 1. Лексические игры и упражнения. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. Стр. 35.

2. Чтение сказки К. Паустовского «теплый хлеб» Познакомить детей со сказкой К. Паустовского «тёплый хлеб». стр. 37

3. Лексические игры Обогащать и активизировать речь детей. Стр. 40

4. Звуковая культура речи. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. Стр. 42.

Май 1. Чтение рассказа Л. Толстого «прыжок Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы и познакомить с новым. Стр. 43.

2. Тяпа и Топ сварили компот. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Стр. 44.

3. Произведения Н. Носова Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей». Стр. 50.

4. Лексические игры и упражнения Активизировать словарный запас детей. Стр. 53.

Литература:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М. : Просвещение, 1983 - 190с.

2. Архипенко Ф. А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с. 4-6

3. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с. 11-19

4. Бурс Р. С. Готовим детей к школе – М : Просвещение, 1997

5. Васильева – Гангнус Л. П. Азбука вежливости – М. :Педагогика, 1989 - 89с.

6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М. : Просвещение, 1996 - 208с.

7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

8. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

9. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М. : Вита-пресс, 2000 – 79с.

10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М. : Баласс, 2004

11. Дубровина И. В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М. : Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

12. Дубровина Н. В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М. : Просвещение, 1991 - 303с.

13. Гербовой В. В. «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» М. Мозаика – Синтез, 2012

14. Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет.

Публикации по теме:

Открытое занятие по подготовке к школе «По дороге знаний» для детей подготовительной к школе группы Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы по подготовке к школе: «По дороге знаний» Программные задачи: 1. Учить находить.

Интегрированное занятие по подготовке детей к школе «Путешествие в весенний лес» Оборудование: карта-схема маршрута, картинки насекомых и животных, схемы слов, картон, карандаши, трафареты, конверты с увеличивающимися.

Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Конспект ООД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Как сестрица Аленушка спасла братца Иванушку" Выполнила.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 238 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» КОНСУЛЬТАЦИЯ.

НОД по подготовке детей к обучению в школе в подготовительной группеНОД по подготовке детей к обучению в школе в подготовительной группе Цель: развивать мыслительные процессы, учить выразительности жеста, выразительным движениям рук и всего тела, создание атмосферы любви.

План-конспект открытого занятия по подготовке детей к школе в рамках ФГОС  Тема: «Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник». I. Организационно-мотивационная часть (4 мин.). Цель: организовать.

Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка муниципальное бюджетное.

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе Консультация для родителей подготовительной группы «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе» Игры математического.

Упражнения с мячом в физической подготовке детей шести лет к школе Особое внимание в каждом дошкольном учреждении уделяется подготовке детей к школе- наиважнейший процесс как для педагогов, так и для родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по подготовке детей к школе
Опубликовано: 24 октября 2017 в 19:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД