Программа по развитию интонационной выразительности «Учимся говорить красиво» для детей старшей группы с ОНР

Егорочкина Вера Васильевна
Программа по развитию интонационной выразительности «Учимся говорить красиво» для детей старшей группы с ОНР

Пояснительная записка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь,тем легче ему высказать свои мысли,тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Развитие речи,её звуковой стороны,словарного состава,грамматического строя - одна из главных задач обучения дошкольников.

Как известно,дети к 5 годам имеют навык восприятия интонации взрослого и передают её в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают. У таких детей при чтении стихотворений,работе на занятиях,при общении со взрослыми и сверстниками часто проявляется выраженный речевой дефект. Их речь монотонна и невыразительна:убыстрённая или наоборот,замедленная.

Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия,направленные на развитие речевого дыхания,ритма,темпа,силы голоса. А также,на развитие умения передавать с помощью интонации определённые чувства и настроения.

Работу по развитию эмоционально выразительной речи целесообразно проводить не только на занятиях по развитию речи,но и например,на специально организованных дополнительных занятиях (раз в неделю,подгрупповых и индивидуальных,в играх,тренингах,при подготовке к детским праздникам.

В связи с этим,на основе диагностики в нашем ДОУ,я разработала программу для старшей группы с ОНР,цель которой - развитие интонационных возможностей детей. Эта программа рассчитана на один учебный год (с сентября по май,состоит из дополнительных занятий и включает в себя задания на развитие эмоциональной сферы,игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата,речевого дыхания.

Чтение стихотворений,потешек,текстов сопровождаю показом ярких картинок,развивая зрительное и сенсорное восприятие. Включаю хорошо знакомые детям литературные произведения. Использую сказки на дисках,записанные профессиональными актёрами. Очень активизируют детей старшего возраста задания на развитие эмоциональной сферы:игровые моменты,элементы новизны и перевоплощения.

На индивидуальных занятиях уделяю больше времени повторению или заучиванию стихотворений к утренникам,праздникам,развлечениям,выступлениям детей в инсценировках,отрабатываю упражнения на развитие мимики и простейшей пантомимы.

Обращаю особое внимание на детей гиперактивных,гипоактивных,заикающихся. Например,в работе с заикающимися детьми применяю такой приём:медленно,нараспев проговаривать каждую фразу в стихотворении.

В свободном общении обязательно использую приветливое обращение,частые словесные поощрения,тактильные контакты,приём "смотри в лицо говорящего".Это обычно вызывает положительную ответную эмоционально-речевую реакцию ребёнка.

Сентябрь

1-я неделя. Диагностическое обследование интонационных возможностей детей.

2-я неделя. Анализ полученных результатов диагностического обследования.

3-я неделя. Игра-занятие:выполнение этюда "Король Боровик не в духе".

4-я неделя. Игра-занятие "В лес по грибы".

Октябрь

1-я неделя. Игра-занятие "Вот какие овощи".Разучивание загадок об овощах.

2-я неделя. Выразительное чтение стихотворения об осени с последующим заучиванием.

3-я неделя. Игра-занятие с разучиванием потешки "Ай,ду-ду!"

4-я неделя. Игра-занятие "Чудесный мешочек"- игра с овощами. Выполнение этюда "Удивление".

Ноябрь

1-я неделя. Развивающее занятие:выразительное чтение потешки "Петушок - золотой гребешок".

2-я неделя. развивающее занятие:пересказ сказки "Рукавичка".

3-я неделя. Игра-занятие:выполнение этюда "Тише".

4-я неделя. Игра-занятие:выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой "Каша".

Декабрь

1-я неделя. Разучивание потешки "Дай молочка,Бурёнушка".

2-я неделя. Развивающее занятие:разучивание стихотворения (потешки)о зиме.

3-я неделя. Слушание стихотворения о зиме.

4-я неделя. Развивающее занятие "Как у нашей ёлки".

Январь

2-я неделя. Развивающее занятие:выполнение этюдов "Два клоуна","Вкусные конфеты",короткие пантомимы.

3-я неделя. Инсценировка сказки "Гуси-лебеди".

4-я неделя. Разучивание стихотворения в лицах. Задание на развитие творческого воображения "Нарисуй любимую сказку".

Февраль

1-я неделя. Игра-тренинг "Давайте поиграем!"

2-я неделя. Игровые задания "К нам гости пришли,дорогие пришли!"

3-я неделя. Подготовка к театрализованному представлению "Путешествие в страну сказок".

4-я неделя. Игра-занятие "Скажи правильно".

Март

1-я неделя. Выразительное чтение с последующим заучиванием стихотворения о весне.

2-я неделя. Подготовка к театрализованному представлению,коллективная репетиция.

3-я неделя. Проведение театрализованного представления "Путешествие в страну сказок".

4-я неделя. Развивающее занятие "Сегодня мы в театре".Упражнения на развитие эмоциональной сферы "Весёлые человечки".

Апрель

1-я неделя. Выразительное чтение с последующим заучиванием стихотворения о подснежнике.

2-я неделя. Обыгрывание стихотворения о весне.

3-я неделя. Выполнение игрового упражнения "Почтальон".

4-я неделя. Игра-занятие "Сорока-воровка".

Май

1-я неделя. Инсценировка сказки "Три медведя".

2-я неделя. Развивающее занятие "Здравствуйте,куклы!"

3-я неделя. Подготовка к кукольному спектаклю".

4-я неделя. Проведение спектакля "Теремок".

Список использованной литературы.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. ,"Просвещение",1981

2. Гаркуши Ю. Ф. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. НПО "МОДЭК",2001

3. ДедюхинГ. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. ,Айрис-пресс,2006

4. Кирилова Г. В. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве. "Дошкольное воспитание"№12,1978

5. Максаков А. Д. Как звучит ваш голос? "Дошкольное воспитание" №8,1975

Сентябрь

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Мастер-класс для воспитателей «Волшебные пальчики» Мастер-класс «Волшебные пальчики» Провела: воспитатель подготовительной к школе группы Бокучава Светлана Николаевна. Прежде, чем начать.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Программа по развитию интонационной выразительности «Учимся говорить красиво» для детей старшей группы с ОНР
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:12
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...