Программа по развитию мелкой моторики «Пальчиковые сказки»

Ирина Горшкова
Программа по развитию мелкой моторики «Пальчиковые сказки»

Актуальность:

Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходит увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. Если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. Пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Такие забавы способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Цель:

Развитие высших психических функций.

Задачи:

-Развивать внимания, памяти, мышления, восприятия.

-Развивать речь

-Развивать творческую активность

-Развивать мелкую моторику.

Адресат:

Дети 3-5 лет.

Содержание:

Программа представляет собой набор игр и сказок. Продолжительность 15-20 минут.

Занятие № 1

Цель: Развивать мелкую моторику, закрепить название пальчиков.

Жила –была мама-ладошка, и были у неё пять любимых ребят-весёлые пальчики.

- Не ходите далеко, - всё время говорила им мама-ладошка.

-Хорошо,-говорил большой пальчик.

-Не пойдём, -говорил указательный пальчик.

-Почему?-спрашивал средний.

-Но уйти далеко-это же так интересно!-подбивал братьев безымянный палец.

-Пока мама не видит, пойдём гулять!- прошептал младший мизинчик.

И пальчики убежали из дома гулять. Бегали они,бегали, пока не повстречали ещё пять пальчиков-точно таких, как они сами.

-Мы- пальчики, детки мамы-ладошки!-гордо сказали чужие пальчики.

-И наша мама-ладошка. А мы- тоже пальчики!

-Ах вы, самозванцы!-возмутились чужие пальчики.

-Нет,это вы самозванцы.

Обиделись пальчики друг на друга. И кому же понравиться, когда обзываются! И пока большие, указательные, средние, безымянные пальчики колошматили друг друга, мизинчики всё обсудили и договорились:

-Верно, мы-пальчики-детки мамы –ладошки с правой руки, а вы с левой!

-Ах, вот оно что,-поклонились пальчики друг дружке и побежали каждый к своей маме.

А мамы проснулись утром и сразу догадались, что пальчики ночью гуляли и баловались- уж очень грязные они были. Отругали мамы своих деток, а детки были очень рады, что все между собой перезнакомились.

Дети рассматривают свои пальчики.

1. «Спи усни»

Раскрытая ладошка

Спи-ка, усни,дитя (поглаживаем ладошку)

Все ласточки спят (от центра к кончику пальца провести линию дальше то же)

И касаточки спят.

И куницы спят,

И синицы спят.

Нашему малышу спать велят.

2. «Зарядка»

Кто утром дремлет сладко?

Давно пора вставать (одной рукой поглаживаем другую)

И всех мы на зарядку

Давно устали ждать (поворачиваем кисти вправо-лево)

1-2,1-2! В право- влево голова. (соединить ладони, покачать вправо-влево)

3-4, 3-4! Прыгать будем по квартире (стучим руками по каленям)

Закончили зарядку,

И стало всё в порядке (хлопаем в ладоши и притопываем ногами)

3. «Наши пальчики»

Пальчик с краешку-Большой,

Самый толстый и смешной. (сгинаем –разгинаем)

Этот –указательный,

Строгий и внимательный.

Этого зовут все-Средний,

Он не первый. Не последний.

Этот палец-Безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Этот маленький-Мизинчик,

Он у нас у всех любимчик.

4. «Ночью»

Ночью тихо- ц-ц-ц (палец ко рту произносим звук)

Только ветер-с-с-с!

Спит белочка (загибаем пальчики)

Спит зайчик,

Спит ёжик,

Спит кабанчик.

Одна сова не спит (сгибаем большой палец)

А всё вокруг глядит. (вращаем кулачком)

5. Беседа с детьми «Что умеют ручки?»

Занятие № 2

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движения.

Однажды пальчики учились рисовать красками, но очень скоро рисовать им надоело, потому что они все выпачкались в красках. Они оставили дома кисточку и отправились гулять. И тут они увидели на прогулке очень хорошеньких пять пальчиков- они были чистенькими, опрятными, розовенькими, ноготки на них были аккуратно подстрижены.

-Фи, какие вы грязные! Словно поросята. - хором сказали хорошенькие и гордые пальчики.

-Мы не поросята, мы пальчики-мальчики!

Им стало стыдно, что они чумазые, встревожились: вдруг хорошенькие пальчики не захотят с ними дружить. Они побежали умываться. И вы запомните- ваши пальчики,всегда должны быть чистыми и опрятными. А в этом помогут простая водичка, кусочек мыла,щёточка и пушистое полотенце.

1. Самомассаж «Моем ручки»

2. «Рисуем в воздухе зигзаги»

Растопыренными пальцами рук водить сверху вниз.

Сверху вниз шагаем в шаге,

Пишем в воздухе зигзаги.

3. «Рисуем дом рукой»

Я художник молодой

И рисую дом рукой.

4. «Водичка»

Водичка-водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток.

5. Сказка «Курочка Ряба»

Занятие №3

Цель: Развивать мелкую моторику, внимание и память.

Пальчики-мальчики и пальчики-девочки подружились между собой. И однажды девочки пригласили мальчиков на свой день рождение. Пришли и мамы –ладошки, которые важно беседовали, пока весёлые пальчики играли…

1. «Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

2. «Чаепитие»

В чашки чаю мы нальём и гостей к столу зовём.

3. «Сласти»

Сушки, сушки,сушки,сушки (поочериди соединять с большим пальцем все по очериди)

Пироги, (сложить вместе ладони округлив)

Блины, (хлопните правой ладонью по левой, левой по правой)

Ватрушки. (вытянуть вперёд ладони)

4. «Футбол»

5. «Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки-пеструшки (изобразить клюв)

Это –зайка, это-пёс.

Вот машинка без колёс.

Это-книжка-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

6. Сказка «Репка»

Занятие № 4

Цель: Развивать мелкую моторику, мышление, восприятие.

Решила мама-ладошка убраться в квартире, а маленькие пальчики решили помочь маме-ладошке.

1. «Готовим обед»

Не знаю, сможем или нет-

Попробуем сварить обед!

Сперва возьмём кастрюлю

Мы самую большую. (Показать размер кастрюли пальцами)

Её водою мы зальём,

Затем поставим на огонь. (подныть пальцы вверх изображая огонь)

Картошку чистим мы ножом,

Она нужна нам всем потом.

Мы тёрку острую возьмём,

На ней морковку мы потрём.

И, наконец, большой кочан

Теперь понадобиться нам.

Его на доску положили

И мелко-мелко покрошили.

Вот, наконец, кипит вода

Бросаем овощи туда.

Накроем крышкой, подождём

И вкусный суп мы всем нальём.

2. «Моем посуду»

Из крана течёт вода,

Посуду сложим мы сюда.

Рукава засучим,

И к мытью приступим.

Фартук надеваем, работу начинаем.

Мы берём мочалку,

Мыла нам не жалко. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Вот вода погорячей,

Три сильнее, не жалей.

Моем мы тарелки,глубокие и мелкие,

Вымоем стаканы- чистыми вдруг станут.

Чашки прополощем, мы не зря хлопочем!

Всю посуду выставим-

Посмотроите, чистая!

Маме поможем, потрудимся смело,

С радостью дома возьмёмся за дело!

3. «Стирка»

Постарайтесь в этот раз

И большой поставьте таз. (развести руки в стороны)

Надо нынче рано встать,

Чтоб одежду постирать.

Вот платочки, вот носки,

Это шапочка, чулки. (собирать в таз вещи)

Мы стирали, мы стирали (трут кулачки)

А потом всё отщимали. (сжать и разжать кулачки)

Чтобы лучше воду слить,

Надо вещи покрутить. (покрутить кулачки)

Жали, жали, жали, жали,

Не заметили –устали (провести рукой по лбу)

4. «Гладим»

Высохло у нас бельё,

Только сморщилось оно. (рассмотреть бельё)

Чтоб расправить-помогите,

Утюги нам раскалите. (потрём кулачки)

Словно белый пароход-

Взад-вперёд, взад-вперёд.

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (потереть кулачок о ладонь)

5. «Засолим капусту»

Мы капусту рубим,

Мы морковку трём,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём.

6. «Яичница»

Мамочка где-то яичко купила,

Папа его аккуратно разбил,

Сестричка на сковороду плеснула,

Братик поджарил и посолил.

А младшенький из детей,

Всё это блюдо съел поскорей.

7. «Моем окна»

Ручкой моем мы окно-стало чистое оно.

Ручкой моем мы окно- стало чистое оно. (то одной то другой рукой)

Вправо две руки скользят,

В чистое окно глядят,

В лево две руки скользят,

В чистое окно глядят.

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и речи». Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти.

Проект «Речь ребёнка на кончиках пальцев» для детей раннего возраста «Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский. Тип проекта: ролево – игровой. Автор проекта:.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Программа по развитию мелкой моторики «Пальчиковые сказки»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 13:49
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...