Программа по развитию валеологической культуры дошкольников «Расти здоровым»

Никурашина Татьяна
Программа по развитию валеологической культуры дошкольников «Расти здоровым»

Пояснительная записка

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.

Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает. Таким образом, проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.

В настоящее время пути и средства оздоровления детей дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий. Но в современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни человека. Актуальным становится утверждение Амосова Н. М. : «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Сегодня доказано, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья, и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы образования, обязаны обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

Наш детский сад работает по программе «Радуга» Дороновой Т. Н., однако надо отметить, что в этой программе недостаточно глубоко представлен валеологический компонент. Всё вышеперечисленное навело нас на мысль о создании собственной Программы по формированию валеологической культуры дошкольников.

Цели и задачи Программы

Цели Программы:

1. Формирование валеологической культуры дошкольников, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, посредством специально-разработанной, систематической и планомерной работы в условиях реализации общеобразовательных и специальных программ, которые реализуются в ДОУ.

2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, с целью оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи Программы:

1. Формировать здоровьесберегающее сознание детей, а также здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний;

2. Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни;

3. Развивать знания и умения направленные на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья, проектировать собственный вариант здорового образа жизни;

4. Воспитывать здоровьесохраняющее мировоззрение, т. е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;

5. Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

6. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Принципы создания и средства

реализации Программы

При создании Программы мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип доступности:

• учет возрастных особенностей детей;

• адаптированность материала к возрасту.

2. Принцип систематичности и последовательности:

• постепенная подача материала от простого к сложному;

• частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Принцип динамичности:

• интеграция проекта Программы в разные виды деятельности.

4. Принцип дифференциации:

• учет возрастных особенностей;

• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

5. Принцип интеграции:

• позволяет использовать данный проект Программы как часть комплексной программы для дошкольных образовательных учреждений;

6. Принцип вариативности:

• дает возможность воспитателям творческого обращения с материалом, самостоятельность в выборе методических приемов.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Объем знаний определен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Реализация Программы осуществляется через интегрированное занятие 1 раз в месяц в разделе «Познавательное развитие», но материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности образовательного учреждения, начиная с утреннего приема детей (беседы с родителями) и проведения утренней гимнастики, включая и сон (гигиена сна, и прием пищи.

Средства реализации Программы:

1. Специально-организованное обучение. Занятия из Программы включены в раздел «Познавательное развитие» и проводятся 1 раз в месяц по перспективно-тематическому плану.

2. Совместная деятельность педагога с детьми по темам Программы. Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

3. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.

4. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.

5. Диагностика. Разработаны критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования.

Концептуальные положения

Современный интерес к индивидуальному здоровью человека как никогда актуален. Это подтверждается наличием большого количества исследований, в том числе и ведущих отечественных ученых. Круг исследований затрагивает различные области наук — философии, медицины, психологии, педагогики — и весьма разнообразен. Среди авторов исследований особо следует выделить Айзман Р. И., Абульханову-Славскую К. А., Зитлер А. А., Лосеву А. Ф., Аршавского А. И., Ананьеву Б. П., Татарникову Л. Г., Федорову Ю. М. и др.

Поскольку установлена зависимость здоровья человека от образа жизни, экологической ситуации, появилась необходимость конструктивной теории, определяющей место каждого субъекта (семьи, ДОУ, школы, органов здравоохранения) в выполнении главных задач социальной политики. Эти задачи решает новое направление в науке о здоровье - валеология, которое все активнее стало заявлять о себе на исходе XX века. Оценка ее как науки - неоднозначна, однако несомненно, что, выступая на стороне защиты здоровья подрастающего поколения, она все больше и больше заявляет о себе как наука, способная взять на себя решение с учетом медицинских показаний определенной части специфических - профилактических, системно-педагогических задач. Данное направление характеризует два взаимодополняющих блока, представляющих своеобразную систему:

1. педагогическая валеология, направленная на сохранение и укрепление здоровья методами и средствами педагогики;

2. медицинская валеология, предполагающая достижение тех же целей научно обоснованными средствами профилактической народной и оздоровительной медицины.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Основными понятиями педагогической валеологии являются «валеологическое образование», «валеологическое обучение», «валеологическое воспитание», «валеологические знания», «валеологическая культура».

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание – это процесс формирования ценностно - ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Валеологические знания – это совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Педагогическая валеология ставит перед собой следующие задачи:

1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т. п.

4. Валеологическая оценка и организации и содержания обра-зовательного процесса в образовательном учреждении и его соот-ветствующая коррекция.

5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.

6. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:

- создание коллектива единомышленников-педагогов для

осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;

- валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Таким образом, формирование валеологической культуры – это целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения старших дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОУ и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия.

Необходимость становления валеологической образованности дошкольников обусловлена формированием мотивационной сферы детей, которая к старшему дошкольному возрасту приобретает осознанный познавательный характер. Устойчивая мотивация на формирование здоровья дошкольников рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений гуманизации образования.

В работах Татарниковой Л. Х. назначение валеологии, валеологической культуры рассматривается как «присвоение на личностном уровне концепции здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здорового образа жизни».

Также одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О. В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья дошкольников, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития дошкольников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О. В.)

Сластенин В. А. дает следующее определение: Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. (В. А. Сластенин)

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

• Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т. п.

• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные, так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии

организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ

В последнее время в научной литературе, равно как и в авторских программах воспитания, обучения, образования вопросу самопознания, самовоспитания, культуре здорового образа жизни уделяется большое внимание. Многие известные программы, такие как "Радуга", "Здоровье", "Истоки", "Здравствуй!" и др., ориентированные на развитие здорового ребенка, однако в них недостаточно глубоко представлен валеологический компонент.

План мероприятий

Программа состоит из двух разделов, и каждый раздел включает в себя теоретическую и практическую части:

Человек и здоровье (старший дошкольный возраст)

Раздел включает в себя знакомство детей с основными правилами здоровья (соблюдение правил личной гигиены, правильным питанием, соблюдением режима дня, соблюдение режима двигательной активности, а также работу с родителями по данному направлению.

Наше тело (подготовительная группа)

Раздел включает в себя знакомство детей с внешним и внутренним строением организма человека.

Формирование валеологической культуры дошкольников реализуется в данной программе по 3 направлениям:

1. Специально-разработанная система педагогической работы с детьми.

2. Организация работы с родителями.

3. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства группы.

План мероприятий по реализации

Программы «Расти здоровым»

1 раздел

Человек и здоровье

Старший дошкольный возраст

Сентябрь «Ребенок и здоровье»

Теория

1. Познавательное занятие: «Где прячется здоровье»

2. Цикл бесед о здоровье: «Как заботиться о своем здоровье», «Откуда берутся болезни» и др.

3. Дидактические игры:

Полезные привычки

Валеология

Кому что нужно?

4. Беседы с родителями: «Как беречь здоровье ребенка»

5. Разучивание стихотворений:

«Чтобы нам не болеть», «Чтобы быть здоровому» («Как обеспечить безоласность дошкольников»/ Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др., с. 50 – 52)

Практика

1. Совместно с родителями оформление стенгазет «Здоровый образ жизни»

2. Предложить родителям изготовить маленькие массажеры для рук (шарики)

3. Подобрать литературу по данной теме (К. Чуковский «Доктор Айболит», пословицы)

4. Оформление подборки стихов, высказываний, пословиц, поговорок о здоровье

Октябрь «Личная гигиена»

Теория

1.Познавательное занятие: «Глазки, ушки и носы быть здоровыми должны»

2. Цикл бесед о личной гигиене:

«Ухаживай за своими руками», «Ухаживай за своими ногами», «Чтобы зубы были крепкими», «Как нужно ухаживать за собой» и др.

3.Дидактические игры:

• Здоровые зубы

• Валеология

• Вымоем куклу

4. Беседы с родителями:

«Как научить ребенка личной гигиене»

5. Разучивание стихотворений:

Селенок Л. «Мойдодыр», Е. Чарушин., Е. Шумская «О ногтях», «Торжественное обещание»

6. М/п игра «Ровным кругом»

7. Инсценировка по стих-ю А. Л. Барто «Девочка чумазая»

Практика

1. Оформление в приемной папки «Правила чистоты»

2. Коллективная аппликация «Надо, надо умываться»

3. Оформление выставки рисунков «Мойдодыр»

4. Предложить родителям изготовить массажный коврик

Ноябрь «Полезные продукты»

Теория

1.Познавательное занятие: «Здоровое питание – здоровая жизнь»

2. Цикл бесед о здоровой пище:

«Здоровая пища», «Что надо кушать, чтобы не болеть» и др.

3. Дидактические игры:

• Узнай и назови овощи

• Пищевое лото

• Пирамида здоровья

• Полезные и неполезные продукты

4. Беседы с родителями: «Правильное питание», «Культура еды»

5. Чтение:

Г. Зайцев «Приятного аппетита»

6. Разучивание стихотворений:

«От простуды и ангины помогают апельсины» (Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание ЗОЖ у малышей» с. 65)

7. Развлечение «Сластена в гостях у ребят»

Практика

1. Оформление стенда «Семейный кодекс здоровья»

2. Оформление выставки рисунков «Полезные продукты»

3. Оформление в приемной уголка для родителей «Полезные рецепты» (предложить родителям обменяться полезными рецептами, советами)

4. Оформить консультации для родителей «Правильное питание детей»

5. Оформить папку «Правила хорошего питания»

Декабрь «Будем спортом заниматься»

Теория

1. Познавательное занятие:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

2. Цикл бесед:

«Кто спортом занимается»

3. Дидактические игры:

• Назови вид спорта

• Угадай вид спорта по показу

• Кому что нужно?

4. Беседы с родителями: «Детские спортивные секции. Куда отдать своего ребенка?»

5. Разучивание стихотворений:

«Утренняя зарядка», «Вода, закалка, здоровье», Е. Кан «Кто спит в постели сладко»

6. Подвижные игры:

«Муравьи», «Силачи»

7. Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»

Практика

1. Оформить памятки для родителей: «Что должен уметь ваш ребенок в 6 лет», «Закаливание»

2. Оформление совместно с родителями фотовыставки «Мои спортивные достижения», «Мама, папа, я – спортивная семья»

3. Пополнить физ. уголок новым инвентарем

Январь «Витамины и здоровый организм»

Теория

1. Познавательное занятие: «Витаминная семья»

2. Цикл бесед о пользе витаминов:

«Полезное – не полезное», «Где прячутся витамины», и др.

3. Дидактические игры:

• «Угадай на вкус»

• «Лесные дары»

• «Назови правильно»

• «Здоровые зубки»

4. Беседы с родителями:

«Витамины укрепляют организм»,

«Фитотерапия», «Правильное питание ребенка»

5. Разучивание стихотворений:

«Витамины» (Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека» с. 96)

«От простуды и ангины помогают апельсины» (Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание ЗОЖ у малышей» с. 65)

6. Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке (Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание ЗОЖ у малышей

Практика

1. Оформление коллажа: «Витаминные продукты»

2. Оформление консультаций для родителей: «Витамины укрепляют организм», «Витамины и нитраты»

3. Рисование: «В нашем саду растут витамины»

4. Лепка: «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам»

Февраль «Соблюдай режим дня»

Теория

1. Познавательное занятие: «Если сладко спится, сон хороший снится»

2. Цикл бесед о соблюдение режима дня:

«Я учусь правильно организовывать свою жизнь», «Зачем мы спим»

3. Дидактические игры:

• «Что за чем»

• «Исправь ошибку»

• «Продолжи ряд»

4. Составление рассказа:

«Мой режим дня»

5. Беседы с родителями:

«Значение сна в режиме дня ребенка», «Режим дня ребенка в выходные»

6. Разучивание стихотворений:

Ложкин Н. «В детском садике у нас тихий час», Кан Е. «кто спит в постели сладко

Практика

1. Оформление консультации для родителей «Режим дня вашего ребенка»

2. Совместно с детьми оформление коллажа «Режим дня»

Март «Здоровые зубки»

Теория

1. Познавательное занятие: «Здоровые зубы – здоровью любы»

2. Цикл бесед о гигиене полости рта:

«Как правильно чистить зубы», «Чтобы зубы были крепкими», «Как беречь зубы»

3. Дидактические игры:

• «Полезно - неполезно»

• «Зуб. Неболей - ка»

• «Валеология» ч. 1

4. Беседы с родителями:

«Гигиена полости рта и зубов», «Как сохранить здоровые зубы без лекарств»

Практика

1. Рисование с детьми: «Здоровый зубик – больной зубик»

2. Оформить памятку для родителей «Последовательность чистки зубов»

Апрель «Из чего мы состоим»

Теория

1. Познавательное занятие: «Из чего мы состоим»

2. Дидактические игры:

• «Что общее»

• «Как растет живое»

3. Беседы с родителями:

«Половое воспитание дошкольников»

4. Разучивание стихотворений:

Шукшина С. «Это что же?»

5. Чтение детям:

Маршак С. «О мальчиках и девочках»

Практика

1. Лепка: «Из чего мы состоим»

«Вырежи из картона контур человека, затем возьми разные крупы (рис, гречка, пшено) - это будут клетки. Выложи на пластилиновом человечке мозаику из этих клеток». (Задание взято из книги Г. Юдиной «Главное чудо света»)

2. Рисование на тему: «Из чего я состою»

3. Рассматривание энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»

4. Наблюдение живых клеток с помощью микроскопа

5. Оформить консультации для родителей «Половое воспитание дошкольников»

Май «Откуда берутся болезни»

Теория

1. Познавательное занятие: «Откуда берутся болезни»

2. Дидактические игры:

• Правильно – неправильно

• Валеология 1и 2 части

• Что лишнее

3.Цикл бесед: «Какие бывают врачи» (стоматолог, хирург, терапевт, окулист и др.)

4. Чтение детям: Огден Нэш «Микроб», Либерман Л. Корман Р. «Микробы и мыло»

5. Творческие игры: «Поликлиника», «Аптека»

6. Беседы с родителями: «Осторожно - лекарство», «Врачи – наши помощники», «Болезни грязных рук»

7. Досуг «Советы доктора Айболита»

Практика

1. Рисование «Как выглядит полезный и вредный микроб»

2. Наблюдение микробов с помощью микроскопа

3. Оформить памятки для родителей: «Лекарства-друзья, лекарства-враги»

4. Выставка рисунков «Врачи - наши помощники»

5. Аппликация «Строим детскую больницу»

2 раздел

Наше тело

Подготовительная группа

Сентябрь «Наше тело»

Теория

1. Познавательное занятие:«Наше тело»

2. Цикл бесед о строении тела человека:

«Мои ручки», «Мои ножки» и др.

3. Дидактические игры:

• Что мы делаем - не скажем, что мы делаем - покажем

• Собери фигуру человека

• Как растет живое

• Малыши-крепыши

4. Творческие игры: «Поликлиника», «Аптека»

5. Беседы с родителями:

«Правильная осанка», «Плоскостопие»

6. Чтение детям:

Ефремова М. «Тело человека»; А. Барто «Я расту»; С. Маршак «Великан»; Кнушевицкая Н. «Ноги», «Руки», «Нос»

Практика

1. Оформление выставки рисунков «Я рисую человека», «Мой портрет»

2. Оформление консультаций для родителей «Правильная осанка», «Плоскостопие»

3. Предложить детям совместно с родителями рассмотреть фото из семейного альбома (фото мамы, папы, дедушки, бабушки и др., Сравнить «Чем похожи, не похожи». Предложить детям принести альбомы в детский сад.

4. Рисование: «Дорисуй человечка»

Октябрь «Чтобы глаза видели»

Теория

1. Познавательное занятие: «Чтобы глаза видели»

2. Беседа с детьми: «Правила хорошего зрения», «Люди с плохим зрением, слепые люди»

3. Дидактические игры:

• Валеология 1 часть

• Малыши-крепыши

• Узнай настроение по глазам

• Полезно – неполезно

4. Творческие игры: «Поликлиника, кабинет офтальмолога»

5. Просмотр учебного фильма: «Как мы видим»

6. Беседы с родителями: «Телевизор, компьютер и зрение ребенка», «О болезнях зрения»

7. Чтение детям

Орлова Н. «Ребятишкам про глаза», «Телевизор», «Про очки», «Береги свои глаза»; Кнушевицкая «Глаза»; Погореловский С. «Про глаза-глазенки, про глаза-глазищи»

Практика

1. Оформление консультаций для родителей «Правила хорошего зрения», «Первая помощь при травме глаз»

2. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»

3. Экспериментирование:

• Рассматривание предметов через разные очки, линзы;

• Опыт. Яркий свет – зрачок сужается, слабый = расширяется.

4. Создание коллажа: «Что полезно для зрения?»

5. Гимнастика для глаз

Ноябрь «Чтобы ушки слышали»

Теория

1.Познавательное занятие: «Чтобы ушки слышали»

2. Беседа с детьми:

«Правила хорошего слуха», «Как правильно чистить ушки»

3. Дидактические игры:

• Валеология 1 часть

• Малыши-крепыши

4. Игровые упражнения:

• Определи по звуку

• Поговорим без слов

5. Просмотр учебного фильма: «Как мы слышим»

6. Чтение детям:

Кнушевицкая Н. «Уши»; Шукшина С. «Ушки звуки ловят чутко», «Не кричите слишком громко», «Я вчера гулял без шапки»

7. Разучивание с детьми: Шукшина С. «Не кричите слишком громко»

Практика

1. Оформление памятки для родителей «Как правильно ухаживать за ушками»

2. Экспериментирование:

• Опыт «Слышу – не слышу»;

• Опыт «Заткните уши ватой. Что произошло?»

3. Рисование «Разные уши»

4. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»

5. Психогимнастика. Игра «Хвастушка» Задание. Показывая на свои ушки, расскажи о них: «Мои ушки маленькие, хрупкие, я их люблю. Они помогают мне…»

Декабрь «Как мы распознаем запахи»

Теория

1.Познавательное занятие: «Как мы распознаем запахи»

2. Беседа с детьми: «Правила здорового носа»

3. Дидактические игры:

• Валеология 1 часть

• Малыши-крепыши

4. Игровое упражнение: "Угадай по запаху"

5. Чтение детям:

Кнушевицкая Н. «Нос»; Шукшина С. «Долго я по лужам бегал»; Мошковская Э. «Мой замечательный нос»

6. Разучивание с детьми:

Шукшина С. «Долго я по лужам бегал»

Практика

1. Рисование «Нарисуй свой нос» (какой формы у тебя нос)

2. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»

3. Оформить консультацию для родителей: «Волшебные капельки. Аромотерапия»

Январь «Главная опора моего тела»

Теория

1. Познавательное занятие: «Главная опора моего тела»

2.Беседы с детьми: «Как избежать травм»

3. Дидактические игры:

• Валеология 1 и 2 часть

• Малыши-крепыши

• Полезные привычки

4. Игровое упражнение: "Посмотри и повтори"

5. Просмотр ебного фильма: «Скелет и мышцы. Как мы двигаемся»

6.Чтение детям:

Кнушевицкая Н. «Скелет»; А. Барто «Я расту»

Практика

1. Рисование «Нарисуй продукты полезные для скелета»

2. Упражнение на развитие воображения: «Из кусочка мягкой проволоки сделай каркас человека, а затем с помощью пластилина придай ему форму».

3. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»

4. Оформить консультацию для родителей: «Правила профилактики переломов и вывихов»

Февраль «Как работает сердце»

Теория

1. Познавательное занятие: «Наше сердце»

2. Беседа с детьми: «Как беречь свое сердце»

3. Дидактические игры:

• Полезные привычки

• Малыши-крепыши

• Наши чувства и эмоции

4. Игровое упражнение: "Простучать сердечный ритм до физической нагрузки и после".

5. Просмотр учебного фильма: «Работа сердца»

6. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Сердце», «Кровь»

7. Разучивание с детьми: Кнушевицкая Н. «Сердце"

Практика

1. Рисование «Нарисуй продукты полезные для сердца»

2. Экспериментирование:

• Слушаем сердце с помощью фонендоскопа, до физической нагрузки и после.

• Прощупать пульс на руке, на шее

3. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»

4. Оформить памятку для родителей: «Правила здорового сердца»

Март «Как мы дышим»

Теория

1. Познавательное занятие: «Как мы дышим»

2. Беседы с детьми:

«За здоровьем на прогулку», «Правила здоровых легких»

3. Дидактические игры:

• Полезные привычки

• Малыши-крепыши

4. Просмотр учебного фильма: «Как мы дышим»

5. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Легкие»

Практика

1. Рисование «Нарисуй продукты полезные для сердца»

2. Экспериментирование: Рисунок на зеркале, после выдоха

3. Оформить памятку для родителей: «Прогулки с детьми в выходные дни», «Курение вредит вашему здоровью»

Апрель «Как мы едим»

Теория

1. Познавательное занятие: «Как мы едим»

2. Беседы с детьми:

«Как правильно вести себя за столом», «Правила здорового питания»

3. Дидактические игры:

• Полезные привычки

• Малыши-крепыши

• Сервировка стола

• Полезное - неполезное

4. Просмотр учебного фильма:

«Как мы едим. Строение пищеварительной системы».

5. Чтение детям:

Кнушевицкая Н. «Желудок», «Почки», «Желчный пузырь», «Почки»; Г. Сапгир «Аппетит»; К. Чуковский «Обжора»; Шукшина С. «Куда пропала пища?»

6. Разучивание с детьми: Р. Корман, Л. Либерман «Это вредная еда»

Практика

1. Рисование «Нарисуй свое любимое блюдо».

2. Оформить консультацию для родителей: «Правильное питание детей».

3. Приготовление вместе с детьми несложных блюд, витаминных салатов.

4. Дежурство детей. Сервировка стола.

5. Оформить коллаж с детьми «Полезные – неполезные продукты»

6. Коллективная аппликация: «Пирамида здорового питания»

Май «Наш мозг»

Теория

1. Познавательное занятие: «Наш мозг»

2. Беседы с детьми:

«Правила поведения для сохранения здорового мозга»

3. Дидактические игры:

• Полезные привычки

• Малыши-крепыши

• Наши чувства и эмоции

• Полезно - неполезно

4. Просмотр учебного фильма: «Строение мозга»

5. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Мозг», «Нервы»

Практика

1. Рисование «Нарисуй свое любимое блюдо».

2. Предложить детям, используя возможности своего мозга решить различные логические задачи.

3. Изодеятельность: «Придумываю сны»

4. Оформить консультации для родителей: «Развиваем творческое, логическое мышление детей». «Развитие памяти детей дошкольного возраста», «Упражнения для развития внимания детей»

Одним из важных компонентов данной Программы является организация здоровьесберегающего образовательного пространства в группе.

Использование в режиме дня:

1) Отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;

2) Комплекса закаливающих мероприятий:

• воздушное закаливание;

• хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;

• хождение босиком;

• закливание «Ручеек»,

• максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

• Нетрадиционный массаж: шарики СУДЖОК, колечки, массажная дорожка для профилактики плоскостопия

3) Физкультурных занятий всех типов.

Организация оптимального двигательного режима.

Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

• проведение дней здоровья;

• пятиминутки здоровья;

• эмоциональные разрядки;

• гимнастика (оздоровительная после сна);

• пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• подвижные и спортивные игры;

• массаж;

• самомассаж;

• психогимнастика

• физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.

Мониторинг качества образования

Критерии диагностики усвоения программных

задач валеологического образования.

(По Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н.)

Старшая группа

Высокий

1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.

2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.

3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту.

4. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета.

5. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду, чтобы быть…».

6. Целеустремлен в выполнении правил здорового образа жизни.

Средний

1. Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания сам правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.

2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.

3. Иногда устанавливает связи между поведением и здоровьем.

Низкий

1. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).

2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.

3. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.

Подготовительная группа

Высокий

1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживании.

2. Называет и понимает состояние здоровья и нездоровья.

3. Бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников.

4. Беспокоится при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готов оказать помощь в случае необходимости.

5. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.

6. Знает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

Средний

1. Самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживания.

2. Сформированы привычки выполнения гигиенических процедур и самообслуживания.

3. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.

4. Понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

Низкий

1. Выполняет некоторые гигиенические процедуры.

2. Понимает состояние своего организма.

3. Гигиенические процедуры выполняет несамостоятельно, качество выполнения низкое, требуется помощь взрослого.

4. Не понимает особенности функционирования человеческого тела, строения организма.

Вопросы для собеседования:

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь,чтобы не заболеть?

5. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?

6. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

7. Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?

Используемая литература

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузыв ДОУ. М. ,2007. С. 144

2. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: Учитель, 2007. С. 151

3. Белая К. Ю., Зимонина Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2006. С. 94

4. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. Вайнер Э. Н. М. : Флинта: Наука, 2005. С. 416

5. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2010. С. 160

6. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитанипе основ здорового образа жизни у малышей. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. С. 120

7. Доронова Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-7 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» - 3 изд. – М. : Просвещение, 2006. С. 191

8. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2006. С. 144

9. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2011. С. 170

10. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008. С. 176

11. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения. Волгоград, 2009. С. 218

12. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. М., 2008. С. 96

13. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006. С. 112

14. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок, система оздоровления дошкольников. Воронеж, 2007. С. 96

15. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 1999. С. 56

16. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009. С. 186

17. Попов С. В. Валеология в школе и дома. – СПб: СОЮЗ, 1998. С. 256

18. Саво И. Л. Валеологическое образование дошкольников / Дошкольная педагогика, 2004, №1

19. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М. : Школьная пресса, 2008. С. 80

20. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. С. 144

21. Чермашенцева О. В. Основы безопасности поведения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2008. С. 207

22. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровый ребенок в здоровом социуме. М. ,1999. С. 320

23. Шукшина С. Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М. : Школьная пресса, 2004. С. 48

24. Шукшина С. Е. Я и мое тело: Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М. : Школьная пресса, 2009. С. 96

Прикреплённые файлы:

nikurashina-t-i-valeologija_vofcs.ppt | 5533,5 Кб | Скачан: 485
 
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Программа по развитию валеологической культуры дошкольников «Расти здоровым»
Опубликовано: 10 марта 2013 в 19:25
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...