Папки-передвижки

Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»

Елена Мартьянова
Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»

Актуальность программы

Ручной труд является средством коррекции умственного развития дошкольников с проблемами в развитии.

Проблема трудового воспитания и обучения детей с задержкой психического развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Научное обоснование данной проблемы связано с именем Л. С. Выготского. Рассматривая ее как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с ЗПР, Выготский Л. С. подчеркивал, что труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание. Труд раскрывает для такого ребенка мир духовный и мир материальный.

Публикация «Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР „Маленькие мастера“» размещена в разделах

Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка». Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А. Н. Граборова «при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен сам найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь». У детей старшего дошкольного возраста формируются личностные качества, проявляющихся в положительном отношении к труду, желании сотрудничать с взрослыми.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами (природными, бросовыми и т. д., дети получают представления об их качестве и возможностях. Работа с различными материалами является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Это позволяет детям в дальнейшем свободно выполнять различные действия руками (играть, работать, заниматься физическими упражнениями и т. д., овладевать самыми необходимыми навыками (письмо, рисование) и использовать их в практической повседневной деятельности. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи. В ходе занятий ручным трудом удовлетворяется актуальная потребность обучающегося воспитанника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности.

Занимаясь ручным трудом, дети знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, овладевают умениями работать с разнообразным материалом, моделировать будущую поделку. В процессе творческого труда они приобретают навыки и умения, которые будут востребованы при обучении в школе. Дети учатся оценивать свою работу и работу всего коллектива. У них появится потребность в коллективном труде. В результате занятий ручным трудом у детей развивается мелкая моторика пальцев, готовность руки к письму, глазомер. Формируется положительное отношение к труду, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Дети усваивают необходимые правила техники безопасности при пользовании ножницами, проволокой, иголкой.

Работа в мастерской по изготовлению поделок и сувениров из различных материалов позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с ОВЗ, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с ОВЗ получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.

Принципы построения программы :

-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)

-принцип практико-ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)

-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)

-принцип согласованности (совместное решение задач в группе, в коллективе)

-принцип самоопределения (осознание своих возможностей в достижении цели, успеха в деле).

Цель работы:

-Развитие творческих, конструктивных и интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ.

Задачи программы :

-образовательные

1)познакомить детей с различными материалами, из которых можно изготавливать поделки и сувениры, их свойствами и возможностями;

2) научить детей изготавливать поделки и сувениры из различных материалов по образцу, схемам, выкройкам, шаблонам и др. ;

3) обучить практическим навыкам работы с различными материалами, учить прочно соединять части поделок;

4) закреплять умения пользоваться ножницами, кисточкой, клеем, гуашью;

5)закреплять навыки работы с пластилином;

6)побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.

-коррекционно-развивающие

1)развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук

2) способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения

3)способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей

4)развивать связную речь.

-воспитательные

1)воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца

2)воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувство товарищества)

3)воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.

Методы и приемы, используемые в работе:

- словесные (беседы, рассказывания, указания, поощрения)

- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ образца педагога и показ поэтапного изготовления поделок)

- практические (конструирование, аппликация, лепка, рисование и др.)

-частично – поисковые (участие детей в коллективной работе)

-исследовательские (овладение детьми самостоятельной творческой работой)

Ожидаемые результаты:

-развитие точности движений пальцев и кистей рук

-улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия

-развитие краткосрочной и долговременной памяти

-развитие связной речи (использование глаголов, местоимений)

-должны уметь изготавливать различные поделки из различных материалов, используя различные инструменты и дополнительные материалы

-соблюдение техники безопасности

-уметь работать в коллективе.

Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ЗПР – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий 25 – 30 минут.

Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия или подгрупповые, занятия по желанию детей.

Роль педагога на разных этапах деятельности:

-основной источник знаний

-консультант

-помощник

-внимательный слушатель («незнающий взрослый»).

На протяжении длительного времени (примерно один-два месяца) обучаю навыкам работы с одним видом материала – либо с бумагой, либо с природным материалом, либо с бросовым материалом – для того, чтобы закреплять и совершенствовать полученные навыки и постепенно усложнять содержание работы.

Перспективный план работы мастерской «Маленькие мастера»

План работы мастерской был составлен с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. За основу были использованы:

- Куцакова Л. В., «Конструирование и художественный труд в детском саду»

- Лыкова И. А. «Цветные ладошки»,

- Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала»,

- Риттерхофф А. «Посмотри, что я умею»,

-Милан К. «Удивительные прищепки».

Весь этот методический материал помог разнообразить программный материал, познакомить детей с различными техниками, мотивировать детей на создание новых персонажей из подручных материалов, обогатить знания воспитанников об окружающих предметах.

Сентябрь

2 и 3 неделя Изготовление поделок из овощей и фруктов «Веселый зоопарк»

«Ежата» (яблоки, иголки ели)

«Крокодил и жираф» (огурец, морковь, веточки)

«Поросята» (кабачки, проволока)

Задачи: учить детей изготавливать животных из овощей и фруктов, используя при этом дополнительные материалы (пластилин, проволоку, веточки и др., определять назначение частей предметов, их пространственное расположение, закреплять умение работать по плану, развивать творческие способности.

Октябрь

Изготовление картин из сухих листьев и цветов

«Кораблик» «Веселый котенок»

«Декоративный букет» «Осенний парк»

Задачи: познакомить детей с флористикой, закреплять умения детей работать с хрупкими природными материалами, развивать творческие способности, воспитывать умение работать в коллективе.

Ноябрь

Картины из семян деревьев, овощей

«Грибы» «Ежик» «Чудо-дерево» «Цветочная поляна»

Задачи: продолжать учить детей изготавливать картины из семян, используя при этом дополнительные материалы (сухие листья, пластилин, крупы, совершенствовать умения детей работать с клеем и пластилином, развивать творчество и воображение, умение работать в коллективе.

Декабрь

Изготовление поделок из бельевых прищепок

«Бабочка» «Рыбка» «Самолетик» «Елочные игрушки»

Задачи: учить детей мастерить игрушки из прищепок, используя при этом дополнительные материалы (картон, пластилин, проволоку и др., развивать творческое воображение, при изготовлении елочной игрушки в подарок к празднику – воспитывать любовь к близким и желание сделать приятное родным.

Январь

Изготовление поделок из природного материала

«Три медведя» «Вертолет» «Веселые собачки» «Зоопарк»

Задачи: продолжать учить детей изготавливать поделки из природного материала (шишек, веточек, скорлупок, семян растений и овощей, т. д., закреплять умение в прочном соединении частей поделки с помощью пластилина и веточек, развивать фантазию и творчество, воспитывать умение работать в коллективе («Зоопарк»)

Февраль

Изготовление поделок и сувениров из одноразовой посуды

«Солнышко» «Подарок для мамы» «Герои сказок»

Задачи: учить детей мастерить поделки из одноразовой посуды (стаканчиков, тарелок, ложек и вилок, совершенствовать умения детей работать клеем, продолжать учить для украшения использовать дополнительный материал по желанию детей (пластилин, картон, семена, крупы и др., развивать творчество и воображение, воспитывать любовь к близким.

Март

Изготовление поделок из картона

«На улицах города» «Мебель для домика гномов»

Задачи: продолжать учить детей изготавливать транспорт, мебель, дома (из втулок туалетной бумаги, спичечных коробков, коробочек из-под сока и молока, используя при этом дополнительные материалы (проволоку, спички, катушки и т. д., продолжать учить мастерить по схемам, развивать творческие способности.

Апрель и Май

Работа с иголкой и тканью

Задачи: познакомить детей с новым видом рукоделия, с техникой безопасности при работе с иглой, учить детей шить швом «вперед иголку», пришивать пуговицы с двумя отверстиями, завязывать узелок, продолжать развивать мелкую моторику рук.

«Волшебная иголочка» «Рисунок на картоне»

«Ягоды на тарелочке» (пришивание пуговиц)

«Почим одежку для кукол» «Модное платье»

Публикации по теме:

Фотоотчет по ручному труду в подготовительной к школе группеФотоотчет по ручному труду в подготовительной к школе группе Представляю вашему вниманию фотоотчет по ручному труду совместно с родителями "Ёлочка". Цель: Учить детей передавать образ зимнего дерева.

Конспект занятия по ручному труду с использованием теста в подготовительной логопедической группе детей с ТНРКонспект занятия по ручному труду с использованием теста в подготовительной логопедической группе детей с ТНР .

Конспект занятия по ручному труду «Бумажные человечки» в подготовительной группе Название: «Бумажные человечки». Цель: создать условия для творческой деятельности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания и умения.

Конспект занятия по ручному труду для детей средней группы «Сова на ветке» Тема: “Сова на ветке» Цель: создание подделки «сова на ветке» в технике аппликации Задачи: Образовательные: Учить вырезать круглые формы.

Мини-программа по ручному труду для воспитанников социально-реабилитационного центра «В природной мастерской» Видео Пояснительная записка: Программа основана на использования в работе природного и бросового материала. Занятия по ручному труду очень важны.

НОД по ручному труду в подготовительной группе по теме «Ракета»НОД по ручному труду в подготовительной группе по теме «Ракета» Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Ракета». Конструирование из белой бумаги.

Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план Пояснительная записка. Программа «Волшебный сундучок» предназначена для детей 5-7 лет, является дополнением к программе «Я познаю мир»,.

Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Планы занятий Осенний лес – коллективная работа. Задачи: развивать умение бережно работать с природным материалом, мелкую моторику рук, проявлять творчество.

Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок»Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок» Цель:Создание условий для приобщения дошкольников и студентов к народному искусству, через изготовление кукол - Отдарок на подарок. Задачи:.

«Три девицы под окном». Занятие по ручному труду для подготовительной к школе группы «ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД окном*** Занятие по ручному труду для подготовительной к школе группы ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 1. На примере русских народных сказок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 21:39
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД