Папки-передвижки

Программа по самообразованию «Использование экспериментирования в развитии исследовательских способностей детей»

Заркуа Алена
Программа по самообразованию «Использование экспериментирования в развитии исследовательских способностей детей»

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Публикация «Программа по самообразованию „Использование экспериментирования в развитии исследовательских способностей детей“» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 4-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Перспективный план на 2016-2017 учебный год

Срок Тема Содержание и формы работы Практический выход

Сентябрь

2016г.

Май

2017г. Подбор и изучение литературы по теме: 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Анализ изученной литературы

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

2016 г.

Ноябрь

2016г. «Шаг за шагом» 1. Создание «копилки опытов и экспериментов».

2. Создание картотеки игр на развитие внимания.

3. Создание картотеки игр на развитие восприятия и памяти.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов

Изготовление дидактических пособий.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Декабрь

2016 г.

Май 2017г.

Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; подбор и приобретение оборудования, изготовление дидактических пособий. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности

Январь

2017 г. Изучение условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2017 г. «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2017 г. Инновационные технологии-ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2017 г. Видеотека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор видео-презентаций по изучаемым темам Использование видео- презентаций в работе на занятиях и вне их.

Май

2017 г. «Что? Зачем? Почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Выступление на педсовете.

Перспективный план на 2017-1018 учебный год

Внедрение в практическую деятельность

Месяц Совместная деятельность взрослого с детьми Работа с

родителями

Самореализация

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема: «Песок и глина»

Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

НОД «Песочная страна – страна чудес»

Беседа: «Где используют песок и глину»

Чтение С. Кашлев «Мы в песочнице играем»

К. Балдина «Замок строим из песка»

Исследовательская деятельность

«Легко ли сыплется песок и глина?»

«Из чего состоит песок и глина?

«Куда исчезла вода?»

«Пропускаем воду через песок, глину»

Моделирование из песка и глины

Рисование палочкой на песке

Д/игра «Узнай на ощупь»

Консультация для родителей «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Пополнение оборудования для детской экспериментальной лаборатории

Изучение литературы

Пополнение мини –лаборатории

пополнение картотеки опытов и экспериментов (с глиной и песком)

Выставка поделок из глины

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Тема: «Камни»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

НОД «Зачем человеку нужны камни»

Исследовательская деятельность

«Какие камешки бывают»

«Может ли камешек плавать?»

Лепка «Разноцветные камешки и картины»

Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней»

Постройка из камней дорожки к домику собачки.

Создание коллекции «Мир камней»

Помощь в создании коллекции камней

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Изготовление памяток для родителей по развитию любознательности дошкольников.

Изучение литературы

по теме

Пополнение мини –лаборатории

новым оборудованием

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов

Выставка поделок из камней

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Тема: «Волшебница Вода»

Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

НОД «Ходят капельки по кругу»

НОД «Удивительные кристаллы соли»

НОД «Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»

Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

Исследовательская деятельность

«Вода жидкая, она льется»

«Прозрачная вода».

«У воды нет запаха и вкуса».

«У воды нет формы»

«Вода – растворитель»

«Что плавает в воде».

«Очистка грязной воды»

«Создание кристаллов»

Чтение стихотворения

Б. Заходера «Течет река»

Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций

Подборка с детьми стихотворений и загадок о явлениях природы, связанных с

водой (роса, снег, лед, дождь)

Изготовление книжек-малышек о воде.

Изучение литературы

по теме

Пополнение мини –лаборатории

новым оборудованием

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов

Подготовить схемы

«свойства воды»

Я

Н

В

А

Р

Ь

Тема: «Снег и лед – это тоже вода»

Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.

НОД по художественному творчеству (Рисование)

«Зимние забавы»

Исследовательская деятельность

«Замораживание воды»

«Таяние снега»

«В какой воде снег тает быстрее»

«Сравнение кусочка льда и кусочка снега»

«Освободить игрушку из ледяного плена»

Лепка «Снеговик» (из снега)

Рассматривание снежинок через лупу

Чтение: А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»,

М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

Сооружение построек из снега.

Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

Изучение литературы

по теме

Пополнение мини –лаборатории

новым оборудованием

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Тема: «Воздух вокруг нас»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

НОД «Знакомство со свойствами воздуха»

Исследовательская деятельность

«Воздух невидимка»

«Чем мы дышим»

«Что легче: воздух или вода?»

«Как поймать воздух?»

«Можно ли взвесить воздух?»

«Загадочные пузырьки»

Игра на духовых музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков

Конструирование из бумаги корабликов

Игра-эстафета «Чей кораблик быстрее доплывёт до берега».

Изготовление вееров

Консультация «Влияние свежего воздуха на организм»

Привлечение родителей к оформлению стенгазеты

«Маленькие исследователи» Изучение литературы

по теме

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов

М

А

Р

Т

Тема: «Магнит»

Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

НОД «Магнит – фокусник»

(Использование магнита в медицине, технике, быту)

Исследовательская деятельность

«Притягиваются – не притягиваются»

«Намагничивание предметов»

«Действие магнита через разные вещества»

Фокусы:

«Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»

«Можно ли найти металлические предметы в песке?»

Игры с магнитами

«Доведи машину до гаража»

«Летающая бабочка»

«Ищем сокровища» (таз с манкой)

Привлечение родителей к

участию в выставке «Игры с магнитами» своими руками

Оформление папки-передвижки «Игры с магнитами своими руками»

Изучение литературы

по теме

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов

Награждение участников

«Игры с магнитами своими руками»

Пополнение мини – лаборатории магнитами и играми с магнитами

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Знакомство с ветром»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!»

Исследовательская деятельность

«Упрямый воздух»

«Плывет, плывет кораблик»

«Песчаные бури»

Игры с веерами и султанчиками

Чтение: Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»

Изучение литературы

по теме

Пополнение

картотеки опыты с ветром

М

А

Й Тема «Чудесная кладовая – почва»

Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

НОД «Удивительная почва»

Исследовательская деятельность

«В почве есть воздух»

«Сжимание почвы»

«Загрязнение почвы»

Опыты из цикла «Роль почвы в

жизни растений»

Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»,

Помощь в создание картотеки опытов экспериментов

Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.

Список использованной литературы

1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. - Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с. : ил. – ( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

10. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 64с.

12 Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

14. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

Публикации по теме:

Формирование исследовательских способностей путем опытов с растениями. Перспективный план ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ часть 1 СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 1 «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания.

Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является не только программной задачей, но и необходимым условием более.

Использование нетрадиционных дидактических игр в развитии речевых и творческих способностей детей В нашем детском саду используются различные виды дидактических игр для малышей. Я хочу предложить вам разнообразить игровую деятельность.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников Инновационный педагогический опыт: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей.

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Опыт работы на тему «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Подготовила: Воспитатель Корецкая М. Н. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно- образовательного.

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Уважаемые гости, коллеги. Размещаю ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ,надеюсь на какие-то советы, рекомендации. Тема: "Театрализованная.

Развитие исследовательских способностей через опыты с растениями Одно из направлений детской экспериментальной деятельности— опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной.

Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в процессе экспериментирования. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Использование экспериментирования в развитии исследовательских способностей детей»
Опубликовано: 18 марта 2017 в 17:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД