Лучший педагог года

Программа по театрализованной деятельности «Теремок»

Маргарита Муратова
Программа по театрализованной деятельности «Теремок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка "Теремок" имеет художественную направленность, нацелена на реализацию задач развития театрализованной деятельности детей на базовом уровне, и разработана на основе программ «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой.

Публикация «Программа по театрализованной деятельности „Теремок“» размещена в разделах

Программа ставит перед собой задачу создания условий, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не только в обычном разговоре, но и на публике. Выразительность речи, уверенность в себе можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Кроме того, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Программа направлена на решение следующих задач:

• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

• Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.

• Познакомить детей с различными видами театра (драматический, кукольный, пальчиковый, теневой и др.).

• Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

• Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;

• Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольника-

ми рекомендуется учитывать следующие принципы (Э. Г. Чурилова) :

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов ра-

боты.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы

организации педагогического процесса.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и

проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Основные направления программы :

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :

• Что такое театр, театральное искусство;

• Какие представления бывают в театре;

• Кто такие актеры;

• Какие превращения происходят на сцене;

• Как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми, премьера спектакля; обсуждение его с детьми. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

Рекомендации по работе над ролью:

• составление словесного портрета героя;

• фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

• подготовка театрального костюма;

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Режим работы кружка:

День недели Время в режиме дня

среда 15.10 - 15.35

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.

Планируемые результаты к концу года:

- Дети заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью;

- Разыгрывают несложные представления по знакомым литературным

сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

- Выразительно читают стихотворный текст;

- Передают образ героя характерными движениями;

- Действуют на сцене в коллективе: согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;

- Уверенно выступают перед аудиторией.

- Сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

- Двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

- Создают пластические импровизации под музыку различного характера.

- Знают некоторые виды театров (драматический, кукольный, пальчиковый, теневой и др.).

Работа с родителями

- Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».

- Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

- Помощь детям при участии в конкурсах.

- Помощь при разучивании текста героя, роли.

- Участие родителей в показе кукольного театра.

- Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

- Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

- Помощь в организации похода в театр.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2015- 2016учебный год

Неделя Тема занятия Содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1 Знакомство с театром

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» - Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

- Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

2

Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

3 Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» в исполнении творческой группы «Золотой век»

Знакомство с актерами;

Рассматривание реквизита, костюмов.

4 Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Беседа по содержанию. Описание характера героев. Д/ И: «Назови автора сказки», «Чей костюм», «Кому принадлежит данный предмет?», «Вспомни слова героя».

ОКТЯБРЬ

1

Подготовка спектакля по сказке Сутеева «Кто сказал Мяу» Распределение ролей. Отработка текста, выразительность жестов и мимики.

2

Продолжение подготовки спектакля.

Мимика. Отработка ролей по спектаклю. Подготовка костюмов.

Выражение эмоционального состояния или реакцию на воображаемое событие: «Ты съел сладкую конфету», «кислый лимон», «горький перец». Д/И "У кого какое настроение" (изобразить).

3

Продолжение подготовки спектакля.

Работа над интонацией и выразительностью речи Отработка ролей по спектаклю. Подготовка декораций.

Артикуляционная гимнастика; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо».

Произношение фразы «"Это я! Это мое!", "Отдай"; с различной высотой голоса. Выразить вопрос, просьба, удивление, грусть, страх, радость

4 Премьера спектакля по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу»

Показ. Анализ актерского мастерства

НОЯБРЬ

1

Знакомство с кукольным театром.

Просмотр кукольного театра «Лисица – ученица» История возникновения, рассматривание кукол, правила «вождения» кукол

Показ кукольного театра «Лисица – ученица» (педагоги и родители)

2 Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Чтение произведения, распределение ролей, подготовка кукол, оформление ширмы

3 Жесты и позы

Продолжение подготовки к кукольному театру по сказке «Кот, петух и лиса»

Показ состояния животных или ощущений человека «зайке холодно», «муравьишке больно», «Катя заболела», «Мама моет посуду», «папа собирает шкаф»

П/И " Море волнуется",

Пластические игры и упражнения «Куст», «Птичка», «Белка»

Отработка ведения кукол, диалога, интонации.

4 Показ театра «Кот, петух и лиса» Анализ работы детей: кукловождение озвучивание персонажей

декабрь

1 Мимика и жесты Артикуляционная гимнастика;

Игры: «Прекрасный цветок»; «Дует ветер»;

пальчиковые игры: «Медведь и елка»; «Солнечный зайчик»;

игры «Волк и семеро козлят»; «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»; «Медведь в лесу»

упражнения на тренировку памяти игра «Радуга»;

Этюды на развитие внимания: "Будь внимателен", «Конон для малышей";

2 Знакомство со сказкой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Знакомство с настольным театром. Обсуждение сказки. Распределение ролей – кто какую куклу изготовит (при помощи родителей)

3 Подготовка настольного театра

Театральные игры

Отработка вождения кукол, ведение диалога, интонации и силы голоса

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок.»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

4 Показ детьми настольного театра по сказке «Двенадцать месяцев» Анализ работы детей: кукловождение озвучивание персонажей

январь

1 Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха - цокотуха» Чтение произведения, распределение ролей, отработка интонации и выразительности речи. Подготовка атрибутов и костюмов

2 Слух и чувство ритма. Продолжение подготовки спектакля Отработка ролей по спектаклю. Подготовка костюмов.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

3 Сценическая пластика

Продолжение подготовки спектакля Артикуляционная гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок»

Отработка ролей по спектаклю. Подготовка декораций.

4 Премьера спектакля по сказке «Муха- цокотуха» Показ. Анализ актерской деятельности

февраль

1 Знакомство с пальчиковым театром

Загадки, игры «Ожившие механизмы», «Найди и исправь ошибку».

Показ детям пальчикового театра по сказке «Лиса и журавль». Показ детьми сказки «Курочка ряба»,

2 Расслабление мышц Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»; музыкально-пластические импровизации

скороговорки; пальчиковые игры

3 Знакомство с теневым театром.

Чтение сказки «Заюшкина избушка» Показ детям сказки «Лиса и журавль»

Объяснение и показ ведения силуэта за экраном.

4 Подготовка теневого театра «Заюшкина избушка»

Сила голоса и речевое дыхание Ведение силуэта персонажа за экраном детьми.

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»;

Март

1 Показ теневого театра по сказке «Заюшкина избушка» Анализ работы, обсуждение с детьми успехов и трудностей в работе.

2

Пантомимка средства выразительности: пластические позы, жесты, мимика Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюды «Старый гриб»,«Распускающийся цветок», «Прыгающая лягушка, «Качающееся на ветру дерево»

3 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») Совместная деятельность детей и родителей.

4

Чтение сказки «Гадкий утенок» Чтение произведения, распределение ролей, отработка интонации и выразительности речи.

Апрель

1

Продолжение работы над спектаклем

Чувства, эмоции Подготовка атрибутов и костюмов Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти;

Игра «Заря»; «Старый сом»;

этюд «Отряхнем руки»; «любимая игрушка»; «Кривое зеркало»

пальчиковые игры

упражнения на развитие сенсорной моторики;

2 - 3

Продолжение работы над спектаклем

Слух и чувство ритма

Подготовка декораций. Работа над ролями

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;

4 Продолжение работы над спектаклем

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки подготовка костюмов и декораций

Май

1

Премьера спектакля «Гадкий утенок» Анализ актерской игры

2 Экскурсия в кукольный театр Просмотр спектакля в исполнении артистов.

Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. Рисование на тему увиденного представления

3-4 Мониторинг

• Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.

• И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.

• И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.

• Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.

• О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.

• А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.

• Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

• И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.

• Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.

• А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

• Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.

• Алянский Ю. «Азбука театра» М. :1998г.

• Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2002.

: Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.

• Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :200

• А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

• Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.

• Г. В. Генов «Театр для малышей» М. 1968г.

Публикации по теме:

Фотоотчет по театрализованной деятельности. Постановка сказки «Теремок»Фотоотчет по театрализованной деятельности. Постановка сказки «Теремок» Любимая деятельность нашей группы - театрализованные представления. Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет одного из таких занятий.

Конспект открытого занятия по развитию речи по средством театрализованной деятельности по сказке «Теремок» Задачи: Образовательные задачи: учить выразительно, произносить фразы, развивать актёрские способности; учить передавать характерные черты.

Конспект театрализованной деятельности «Теремок» для второй младшей группы Цель: обучение детей рассказыванию через инсценирование сказки. Задачи: 1. Формировать умение с интонацией, выразительно воспроизводить.

Конспект театрализованной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Теремок» Задачи: Познавательное развитие: Закрепить умения определять временные отношения (дни недели, месяцы, части суток, умение ориентироваться.

Конспект занятия по театрализованной деятельности для младшей группы по сказке «Теремок»Конспект занятия по театрализованной деятельности для младшей группы по сказке «Теремок» Цель: Способствовать формированию умения детей, отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей (используя хотя бы.

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Теремок» Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные.

Проект театрализованной деятельности по сказке «Теремок», средний дошкольный возраст Тема проекта: «В гостях у сказки «Теремок» Межпредметный проект включает следующие образовательные области: Художественно-эстетическое.

Проект театрализованной деятельности по сказке «Теремок», средний дошкольный возраст Тема проекта: «В гостях у сказки «Теремок» Межпредметный проект включает следующие образовательные области: Художественно-эстетическое.

Программа дополнительного образования с детьми по театрализованной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 5 ПРОГРАММА Дополнительного образования по театральной деятельности.

Программа кружка по театрализованной деятельности «Волшебные маски» Пояснительная записка Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по театрализованной деятельности «Теремок»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 13:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД