Папки-передвижки

Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»

Елена Мартьянова
Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»

Актуальность программы

Актуальность данной программы определяет стратегия образовательной политики, сформированная в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования и воспитания лицами с ограниченными возможностями здоровья и социальной адаптации, оказание ранней помощи на основе специальных педагогических подходов наиболее подходящих для этих лиц.

Публикация «Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР „Маленькие мастера“» размещена в разделах

Типовые программы для детей дошкольного возраста не в полной мере соответствуют возможностям детей с ЗПР. Дети затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами, что связано с их особенностями (недостаточное развитие мелкой моторики, отсутствие координации, слабость мышечного развития). Возникла необходимость поиска новых пластических материалов и методик их использования. По нашему мнению именно изготовление изделий из соленого теста позволяет в полной мере решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с ОВЗ и в частности дошкольников с ЗПР.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Почему именно лепка из соленого теста, потому что лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом, техника работы с соленым тестом доступна для детей с ОВЗ, она не требует значительных материальных затрат и специального оборудования. Лепка из соленого теста отличается от лепки из пластилина. Тесто не пачкает и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполняются из простых элементов : колобков, колбасок, лепешек.

Тесто обладает целым рядом свойств, необходимых для коррекционной работы. Позволяет детям осуществлять различные операции с ним: месить, раскатывать его в тонкие листы скалкой или руками, вырезать фигуры из этих листов, придавать им определенную форму, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, дополнять природными материалами для выразительности образа, менять консистенцию теста, работать с крупными и маленькими объемами материала. Работа с соленым тестом является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи.

Работа в мастерской по тесто - пластике позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с ОВЗ, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с ОВЗ получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.

Принципы построения программы :

-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)

-принцип практико -ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)

-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)

-принцип согласованности (совместное решение задач в группе, в коллективе)

-принцип самоопределения (осознание своих возможностей в достижении цели, успеха в деле).

Цель программы :

-расширение знаний и приобретение практических навыков в области тесто - пластики

-развитие художественных способностей у детей с ОВЗ.

Задачи программы

Образовательные:

• познакомить детей с историей возникновения тесто - пластики, ее возможностями

• научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления поделок из соленого теста

• обучить практическим навыкам работы с тестом

• овладевать основами, умениями работы из целого куска и из отдельных частей

• продолжать учить лепить игрушки, барельеф, используя в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный

• закреплять различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание)

• побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.

Коррекционно-развивающие:

• развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук

способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения

• способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей

• развивать связную речь.

Воспитательные:

• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувство товарищества)

• воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.

Методы и приемы, используемые в работе:

- словесные (беседы, рассказывания, указания, поощрения)

- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ образца педагога и показ поэтапного изготовления поделок)

- практические (лепка, рисование, составление коллажей)

- частично – поисковые (участие детей в коллективной работе)

- исследовательские (овладение детьми самостоятельной творческой работой).

Ожидаемые результаты:

-развитие точности движений пальцев и кистей рук

-улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия

-развитие краткосрочной и долговременной памяти

-развитие связной речи (использование глаголов, местоимений)

-должны уметь изготавливать различные поделки из соленого теста, используя различные инструменты и дополнительные материалы

-должны знать правила сушки, раскрашивания, хранения поделок из соленого теста

-соблюдение техники безопасности

-уметь работать в коллективе.

Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ЗПР – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий не более 25 минут.

Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия или подгрупповые, занятия по желанию детей.

Оборудование и материалы для работы:

- столы и стулья по росту детей

- мука пшеничная, соль, пищевые красители, емкость для замешивания теста

- клеенка, стеки, салфетка, банки под воду, кисть, гуашь, клей ПВА

- рамки разной величины, природный и бросовый материал

- иллюстрации, открытки, книги, рассказы, сказки, аудиозаписи.

Содержание программы.

1 Вводное занятие. История развития тесто – пластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.

2 Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.

3 Способы лепки. Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.

4 Лепка на плоскости Особенности сушки и раскрашивания.

Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.

5 Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса. Особенности поэтапного изготовления изделий. Приемы создание плетеных изделий. Способы сушки.

6 Основы цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.

7 Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. Использование бросового материала. Использование природного материала.

8 Выполнение коллективных работ Изготовление сюжетных работ. Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.

9 Итоговое занятие.

10 Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.

Календарно – перспективный план на 2016-2017 учебный год.

Период Тема Содержание

Сентябрь

3 неделя Знакомство с тестом

Программное содержание : познакомить детей с историей тесто – пластики, научить соблюдать правила техники безопасности, учить правильно оборудовать свое рабочее место, учить применять при изготовлении различные вспомогательные инструменты и материалы, учить детей правильно сушить и раскрашивать готовые изделия из соленого теста.

4 неделя «Угощение для кукол»

Программное содержание : учить детей раскатывать тесто в тонкий пласт, используя деревянную скалку, вырезать формочкой печенье,

Октябрь

1 неделя «Угощение для кукол» (раскрашивание)

Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

2 неделя «Кондитерский магазин»

Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста, учить лепить пирожное из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их с помощью воды, развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение.

3 неделя «Кондитерский магазин» (раскрашивание)

4 неделя «Торт «Осенние фантазии» (коллективная работа)

Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт, делать пласты разные по величине, использовать в работе стеки для обрезки неровных краев; продолжать учить лепить из теста «листочки» (путем расплющивания, создавая изображение в полу объеме, «грибочки» (путем раскатывания колбаски и сплющивания шариков); развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение детей работать в коллективе.

Ноябрь

1 неделя «Торт «Осенние фантазии» (раскрашивание)

2 неделя «Веселые ежата»

Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ из соленого теста, закреплять технические навыки и приемы лепки из теста (раскатывать толстую колбаску и оттягивать мордочку); учить выделять характерные особенности животного; добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки);

3 неделя «Веселые ежата» (раскрашивание)

4 неделя «Сердечко для мамы» Программное содержание : продолжать учить детей раскатывать круговыми движениями тесто, расплющивать его пальцами, превращая в лепешку; продолжать учить детей вырезать нужный предмет (сердечко) с помощью формочки; украшать бисером, используя для соединения воду; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; развивать память; воспитывать бережное и внимательное отношение к близким людям.

Декабрь

1 неделя «Снеговик»

Программное содержание : закреплять умения детей лепить из частей, плотно соединяя их с помощью воды; продолжать учить детей делить кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине.

2 неделя «Зайка беленький сидит»

Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ при лепке из соленого теста, закреплять умение детей лепить предметы овальной и круглой формы; добиваться выразительности образа с помощью природного материала (еловые иголочки, черный перец горошком)

3 неделя «На лесной полянке»

Программное содержание : закреплять технические приемы и навыки лепки из соленого теста, закреплять умение детей лепить знакомые предметы и объединять их общий сюжет

4 неделя «На лесной полянке» (раскрашивание)

Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

Январь

2 неделя «Рождественская звезда» Программное содержание : продолжать знакомить детей с традициями своего народа, воспитывать желание изготавливать подарки ; закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт с помощью скалки, вырезать предметы с помощью формочек разной величины, продолжать учить украшать поделки с помощью бисера (кондитерских украшений)

3 неделя «Птица счастья»

Программное содержание : продолжать учить детей бережному отношению к птицам; продолжать учить детей делить кусок теста на части (большой – для туловища и головы, 2 маленьких - для крыльев); закреплять умения детей в раскатывании толстых колбасок, в вытягивании головы и расплющивании хвоста; продолжать учить круговыми движениями раскатывать шарики и расплющивать их пальцами (крылья); совершенствовать умение работать стеком, нанося рисунок на крылья и хвост (оперение, закреплять умение использовать в работе для выразительности образа природный материал (глаза – перец, клюв - семечка

4 неделя «Птица счастья» (раскрашивание)

1 неделя «Поросенок»

Программное содержание : научить детей лепить способом лепки на каркас (киндер яйцо) : раскатывать тесто в лепешку, оборачивая каркас, закрыть весь каркас тестом, сглаживая все места соединения; пятачок научить изготавливать из маленькой лепешки, ноздри вырезать стеком, закрепляя навыки работы с ним; продолжать учить лепить столбики (ноги) одинаковой величины; совершенствовать умение раскатывать маленькие колбаски (хвостик); продолжать учить выделять характерные особенности животного; упражнять в умении соединять части; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память, связную речь.

2 неделя «Поросенок» (раскрашивание)

3 неделя «Подарок для папы» «Самолет» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста; продолжать учить лепить из частей, делить кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине, продолжать учить раскатывать столбики движениями вперед – назад, упражнять в умении соединять детали с помощью воды, продолжать учить детей использовать для выразительности образа бросовый материал (зубочистки, картон, закреплять умение детей пользоваться стеком для вырезания иллюминаторов, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, память, воспитывать любовь к папе.

4 неделя

«Самолет» (раскрашивание)

Март

1 неделя «Цветок для мамы» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить лепить из частей, разделяя кусок теста на части разные по размеру, продолжать учить раскатывать круговыми движениями – шарики, а затем скалкой – тонкие лепестки; совершенствовать умение использовать бросовый материал (палочку для роллов) для выразительности образа, упражнять в умении соединять части, прижимая их друг другу и используя для соединения воду, совершенствовать умение работать кисточкой; развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, связную речь; воспитывать любовь к маме.

2 неделя «Цветок для мамы» (раскрашивание)

3 неделя «Птичий двор» (коллективная работа)

Программное содержание : закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить создавать нужный образ – домашних птиц, закрепляя знания детей о домашних птицах и их детенышах; учить лепить на плоскости фигурки : курицы, цыплят, гусыни и гусят, выделяя их характерные особенности; продолжать учить добиваться выразительности, путем добавления природного материала (черный перец горошком, семечки, пшено)

4 неделя «Птичий двор» (раскрашивание)

Апрель

1 неделя «Пасхальное яйцо»

Программное содержание : продолжать знакомить детей с традициями своего народа, продолжать учить лепить способом лепки на каркас (киндер яйцо, совершенствовать умение закрывать тестом каркас, сглаживая места соединений; развивать творческое воображение в украшении дополнительными материалами или рельефным узором (стеком, развивать мелкую моторику рук, память, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

2 неделя «Пасхальное яйцо» (раскрашивание)

3 неделя «Звездное небо» (коллективная работа)

Программное содержание : продолжать учить лепить предметы овальной и круглой формы, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета по шаблонам космических предметов; упражнять в умении пользоваться клеем и кисточкой, приклеивая предметы на синий картон - небо; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память; закреплять умение работать в коллективе.

4 неделя «Звездное небо» (раскрашивание)

Май

1 неделя «Праздничный салют»

Программное содержание : воспитывать уважение к подвигам своего народа, закреплять навыки и приемы лепки предметов из соленого теста, закреплять умение лепить шарики разных размеров (капельки салюта) и вырезать фигуры звездочек по трафаретам, учить конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа, развивать глазомер, воображение, память, совершенствовать развитие мелкой моторики рук, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца.

2 неделя «Праздничный салют» (раскрашивание)

3 неделя

«Божья коровка»

Программное содержание : закреплять знания детей о насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, воспитывать наблюдательность и передавать свои знания и наблюдения в изготовлении поделок из соленого теста; учить детей изображать форму божьей коровки и листочка, применяя знакомые способы лепки : раскатывание шариков, расплющивание; упражнять в использовании стека для нанесения узора на листок и на спинку коровки; упражнять детей в использовании природного материала (перец - глазки и точки на спинке, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, воображение, память.

4 неделя «Божья коровка» (раскрашивание)

Июнь

1 неделя Итоговое занятие.

Выставка работ за год, подведение итогов и результатов, полученных знаний по изготовлению поделок из соленого теста.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактическое пособие «Обучающий альбом» для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста» Дидактическое пособие «Обучающий альбом» для детей с ОВЗ (ЗПР) старшего дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений в работе.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели» Программное содержание: 1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Детеныши домашних животных» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Детеныши домашних животных» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего.

Конспект занятия «Обучение в ходе режимных моментов. Продукты» для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Алёнушка» Методическая разработка.

Театрализация сказки «Колобок». Конспект занятия в группе для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 2 этап обучения. Цель: формировать коммуникативные умения и навыки детей в процессе театрализации русских народных сказок, и вовлечение их в театральную.

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Перелетные птицы» Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Перелетные птицы — птицы, улетающие.

Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка С давних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний.

Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста Литература: 1. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. 2. Коррекционно.

Компьютерная игра для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Угадай сказку» Развитие внимания, памяти у детей с ЗПР старшего возраста через использование компьютерных технологий. Среди причин неуспеваемости дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 19:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД