Программа по валеологии «Я — человек»

Наталья Короткова
Программа по валеологии «Я — человек»

Пояснительная записка

Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т. д. Ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. Медленность и долгая неочевидность обратных связей – одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни. Человек не ощущает своего здоровья, не знает предела его резервов, уровня качества и заботу о нем откладывает на потом.

Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью – важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью. Важно учить ребенка любить себя, свое тело, воспитывать в нем само- и мироощущение, что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную активность. В современной ситуации ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс валеологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий. Т. е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Кроме того, элементарные знания по гигиене, анатомии, режиму дня, закаливанию организма можно непосредственно передавать ребенку в ходе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на прогулке, и т. д.

В программе «Я – Человек» представлены следующие темы занятий для детей от 5 до 8 лет:

«Развитие культурно-гигиенических навыков»;

«Развитие двигательной активности»;

«Развитие представлений о своем теле»;

1.«Развитие культурно-гигиенических навыков».

Задачи: вызвать у детей желание следить за собой, за чистотой своего тела, воспитывать у них положительное отношение к чистоте; показать на примере литературных героев, что быть «чумазым» - плохо и стыдно. Познакомить детей с лечебными растениями, основными правилами точечного массажа. Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.

2.«Развитие у детей двигательной активности».

Задачи: вызвать желание детей совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом; подводить детей к пониманию того, что занятия спортом защищают от многих болезней; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

3.«Развитие представлений о своем теле».

Задачи: сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);

создать у ребенка целостное представление о своем теле;

развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Так же ведется просветительская работа в группе для родителей: «Школа Айболита», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» и др.

Программа реализуется с 2007 года по настоящее время.

Дети овладели различными видами гимнастик:

1. Корригирующая гимнастика;

2. Гимнастика по профилактике плоскостопия, сколиоза;

3. Гимнастика по профилактике близорукости и дальнозоркости;

4. Точечный массаж.

Психолого-педагогический результат:

Четкое выполнение режима дня, улучшение самочувствия способствовало, что дошкольники стали спокойнее, аккуратнее. Сон стал здоровый, крепкий. Физиологическое состояние воспитанников положительно отражается на их эмоциональном состоянии. По окончанию программы «Я – Человек» у 95% детей отмечается снижение уровня тревожности, вспышек агрессии, повышение способности управлять собой.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия из серии «Здоровье ребёнка»Конспект итогового занятия из серии «Здоровье ребёнка» Автор: Г. В. Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» ТЕМА: “Как беречь здоровье?” П. С. Уточнить и закрепить представление детей.

«Здоровые зубы — здоровью любы». Театрализованное занятие по валеологии Цель: познакомить детей с зубами, объяснить их назначение, учить правильно чистить зубы, воспитывать бережное отношение. Материал: иллюстрации,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Программа по валеологии «Я — человек»
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 16:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...