Программа по валеологии «Малыш»

Наталья Кирьянова
Программа по валеологии «Малыш»

Управление образования Администрации Канского района.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Филимоновский детский сад общеразвивающего вида».

«МАЛЫШ»

(программа по валелогии для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет)

Авторы составители:

Н. А. Кирьянова – старший воспитатель

Филимоновского детского сада, высшая

квалификационная категория.

О. А. Мартынова – инструктор по

физической культуре Филимоновского

детского сада, первая квалификационная

категория.

С. Филимоново

2006 год

Содержание.

Пояснительная записка….

Введение….

1. Тематический план. Старшая группа….

2. Тематический план. Подготовительная к школе группа….

3. Приложения.

3.1. Интегрированные валеологические занятия….

3.2. Схемы. Модели.

3.3. Рисунки.

3.4. Фотографии.

Пояснительная записка.

Программа «Малыш» рекомендована заведующим дошкольными образовательными учреждениями, воспитателям детских садов, родителям.

Цель: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Концепция программы строится на следующих принципах:

Доступности –

* от простого к более сложному;

* ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;

* ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;

* воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;

* осознанного представления о здоровом образе жизни.

Многогранности –

Программа исходит из необходимости включения коррекционных упражнений во все виды деятельности.

Открытости –

Для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители).

Поступательности –

Программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей.

Консультативности –

Программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.

Духовных качеств –

Программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.

Морального образования –

Программа исходит из необходимости привлечения родителей к моральному образованию детей.

Задачи:

1. Ознакомление детей с анатомно–физиологической организацией человека, привитие гигиенических навыков.

2. Формирование у детей индивидуального образа жизни.

3. Приобретение положительных привычек, а главное научить управлять своим телом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

4. Формирование у детей представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания.

5. Воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни.

6. Развитие логического мышления.

7. Научить детей элементарному самомассажу, ознакомить, научить детей правильно выполнять корригирующие упражнения.

Методические указания

В старшей и подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится один раз в месяц по 30 минут.

На 6-7 году жизни ребенка, возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают ему возможность для осознания себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе.

В подготовительной к школе группе углубляют и конкретизируют представления детей о своем организме, об органах, о лекарствах, медицине, о болезнях и как их предотвратить. Все это делается в доступной форме.

Перед педагогом этой группы стоят серьезные задачи:

- помочь дошкольнику накопить опыт и необходимый объем знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться укрепление его физического и психического здоровья;

- побуждать детей к самопознанию, вовлечь их в процесс физического развития;

- формировать у дошкольника навыки саморегуляции поведения, направленные на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья.

В разное время нужно задавать развивающие вопросы:

- Что значит быть здоровым?

- Ты когда-нибудь болел?

- Что ты помнишь о своей болезни?

- Как к тебе относились взрослые?

- Что с тобой происходило во время болезни?

- О чем ты думал когда болел?

- Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы не болеть?

- Что бы ты посоветовал малышам?

- Как ты можешь им помочь, чтобы они не заболели?

- Как ты можешь помочь бабушке, когда ей не здоровиться?

- Если есть много сладкого, что произойдет?

- Как ты считаешь, что полезнее: морковка или шоколадка?

- Для чего люди чистят зубы?

- Для чего нужно мыло?

Как правило, в обычной практике педагоги обходятся указаниями или отдельными разъяснениями по поводу того, что полезно, а что вредно, что может представлять опасность.

Необходимо систематически организовывать:

беседы об укреплении здоровья,

воспитывать бережное отношение к своему организму,

проводить дидактические игры на данную тематику,

организовывать подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Пригласить на занятие врача, медицинскую сестру, сходить на экскурсию в медицинский кабинет.

Важно так организовать работу с детьми, что они ясно понимали ее необходимость.

Реализация данной программы осуществляется в процессе интегрированных занятий в детском саду, и тесной взаимосвязи воспитателя с педагогами дополнительного образования (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, логопедом, психологом) с медицинской сестрой детского сада, детским врачом участковой больницы.

Осуществляя педагогический процесс, важно учитывать возрастные особенности и интересы каждого ребенка, что поможет активизировать познавательную, творческую и поисковую деятельность.

Для эффективности достижения цели необходимо организовать работу с родителями через совершенствование форм и методов работы.

Введение.

Перед вами программа «Малыш», составленная педагогами практиками, имеющего большой опыт работы (старшим воспитателем и инструктором по физической культуре). Программа исходит из существования таких проблем как укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей, и направлена на формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, навыков саморегуляции поведения, на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья. Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.

Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Нами разработана система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет и рассчитаны на детей 1 и 2 группы здоровья. Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.

Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические подвижные игры, коррекционные упражнения.

Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.

Программа «Малыш» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельности, музыки.

Программа состоит из подробно разработанных 16 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.

В занятиях используются:

* оздоровительные комплексы респираторной гимнастики, для часто болеющих детей;

* упражнений для исправления осанки;

* дыхательных упражнений;

* зрительной гимнастики по методике Ковалева В. А. ;

* точечного массажа;

* упражнений по профилактике плоскостопия;

* упражнений на релаксацию – АПГ (антистрессовой пластической гимнастики);

* игр с элементами ТРИЗ - педагогики;

* музыкотерапии.

Под руководством и наблюдением медицинского работника дети обучаются точечному массажу, самомассажу, правильно выполнять коррекционные упражнения.

В занятия также включены стихи, загадки, что вызывает интерес детей, радость и удовольствие.

Программа «Малыш» не носит жесткого регламентирующего характера. Важно, чтобы в течение года дети познакомились с характерными для человека признаками: внешним строением, функциями отделов тела.

1. Содержание программы «Малыш» в воспитательно- образовательном процессе дошкольника.

Основная идея в реализации названной программы- идея развивающего обучения. Выстраивая свою образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов: В. И. Усакова, В. А. Ковалёва, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, М. Г. Колесникова, Г. Н. Светличной, И. И. Семенновой и др.

Формы работы с детьми:

- обучающие интегрированные занятия,

- физкультурно- оздоровительные праздники,

- КВНы- викторины,

- экскурсии и походы,

- коррекционные упражнения (дыхательная и зрительная гимнастики, точечный массаж, самомассаж,

- дни здоровья,

- спортивные недели,

- олимпиады,

- придумывание сказок валеологического содержания,

- создание мыслеобразов, АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика) ,

- закаливающие процедуры.

- Игровые взаимодействия:

* дидактические игры,

* сюжетно-ролевые игры,

* строительные,

* подвижные,

*музыкальные,

* драматизации,

* разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек…

Средства обучения.

Выполнение программы требует использование разнообразных средств:

- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,

- модели, схемы,

- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,

- видеоматериал,

- аудиокассеты,

-методическая литература,

- детская художественная литература по валеологическому курсу,

энциклопедии и справочники

1.1 Совместная работа педагогов с родителями.

Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

консультации (фельдшера, педиатра, логопеда, психолога,

индивидуальные беседы,

родительские собрания,

круглые столы,

гостиные,

анкетирование,

мастер-классы,

совместные мероприятия (занятия, досуги, праздники, походы)

участие в краевых, региональных, российских конкурсах (отNestle «Разговор о правильном питании», «Планета пчёл»)

сотрудничество с фирмой «Тенториум»,

совместное изготовление костюмов и декораций,альбомов семейных фотографий на тему правильное питание,

разработка занятий и праздников по правильному питанию и здоровому образу жизни,

информирование родителей через наглядную агитацию.

Работа педагогов и медицинских работников по реализации программы.

1 этап.

А) Медицинская сестра ДОУ совместно с педиатром Филимоновской участковой больницы распределяют детей по группам здоровья и доводят до сведения педагогов. Б) Руководство и наблюдение медицинской сестры за детьми, обучающимся точечному массажу, самомассажу, правильному выполнению коррекционных упражнений.

2 этап. Уточняем у дошкольников в игровой форме, знания о названиях и положении разных органов и частей тела у человека и животных.

Фиксируем внимание детей на их органах, частях тела, закрепляем соответствующие знания.

3 этап. Выясняем понимание дошкольником назначения органов и частей тела.

4 этап. Развивающее обучение. Ответы на вопросы детей (как функционируют органы, как они устроены, каковы их особенности).

5 этап. Овладение способами бережного отношения к своим органам и частям тела (практические занятия).

6 этап. Воспитание сочувственного, доброго отношения к людям- инвалидам; доброжелательного отношения друг к другу, животным и птицам, ко всему живому.

Тематический план

Старшая группа

Тематика Дидактический материал Кол-во занятий

Занятие 1. «Уроки Мойдодыра»

Цель:

Обучение детей правилам личной гигиены.

Формирование у детей понятия: «культурный, воспитанный человек заботится о чистоте, здоровье»

3. Воспитание у детей уважения и доброжелательных отношений друг к другу.

- К. Чуковский «Мойдодыр»,

- сказочный персонаж «Мойдодыр»,

- серия учебных таблиц «Научите малыша»,

- физкультминутка «Неожиданное происшествие»,

д/и «Делаем зарядку» (с использованием схем,

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 2. «Уроки доктора Айболита».

Цель:

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены.

Формирование у детей представлений о вкусовых органах; о полезных продуктах.

Воспитание представлений о ценности каждого человека. - Загадки об Айболите,

- муляжи, иллюстрации фруктов, овощей, продуктов,

- д/и «Разложи продукты» (молочные, мясные, кондитерские и т. д. ,

- динамическая игра «Поезд»,

- игра «Чем не стоит делиться».

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 3. «Сны в жизни человека».

Цель: Дать четкие представления о цикличности жизни человека, усилить внимание к внутренним самоощущениям, научить осознавать их и выражать в речи, обучить элементарным приемам психогигиены. - Рассказ про Ёжика и Медвежонка (Кирьяновой,

- учебные таблицы «Научите малыша»,

- физкультминутка,

- д/и «Что лишнее?» (о времени суток,

- А. Введенский «Сны»,

- упражнение на релаксацию,

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 4. «Язык».

Цель:

Ознакомление детей с органом осязания.

Формирование первоначальных представлений об основных принципах гигиены питания, значении вкусовых ощущений, развитие речи, культуры поведения за столом.

Воспитание доброжелательности, терпимости друг к другу. - Сказка о Веселом Язычке,

- рассматривание – зеркало,

- учебные таблицы,

- сказочный персонаж Марьюшка,

- игра «Советы Марьюшки» (о правилах этикета,

- игра «Угадай-ка»,

- физкультминутка по теме «Продукты питания»,

- игра «Подари комплемент»,

- магнитофон, кассета,

- д/и «Угадай по вкусу»,

- с/р игра «Магазин»,

- динамическая игра «Поезд»

1

Занятие 5. «Для чего человеку нос?»

Цель: Дать общее представление об органе обоняния – носе, его значении. Ознакомление детей с массажем носа, с правилами гигиены. Воспитание уважения к другим людям. Развитие речи, мышления. - Новые знания,

- учебные таблицы,

- развивающие вопросы,

- дыхательная гимнастика «На море»,

- массаж,

- средство от простуды,

- эксперимент «Соль и перец»,

- д/и на связь зрительных и обонятель-ных ощущений,

- магнитофон, кассета,

- игра «Угадай-ка». 1

Занятие 6. «Я чувствую запах».

Цель: продолжать формировать у детей представление об органах обоняния, их гигиены; развитие речи; умение классифицировать, соотносить предметы и признаки; формирование навыков культуры поведения; воспитание доброжелательности, терпимости к сверстникам. - д/и «Определи по запаху»,

- набор продуктов питания,

- д/и «Подбери противоположные слова»,

-набор продуктов и косметических средств,

- физкультминутка «Мы строим дом»- комплекс дыхательной гимнастики,

-упражнение «Оживи камень»,

- новое знание,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 7. «Зубы».

Цель: Ознакомление детей с органом пищеварения – зубами. Сформировать первоначальные представления о них, о красоте зубов. Воспитание положительного отношения к своему здоровью. - Учебная таблица,

- витамины,

- д/и «Кто потрудился?»,

- д/и «Не ошибись»,

- физкультминутка «Раз-два – острова»,

- щетки зубные, зубная паста,

- магнитофон, кассета,

- сказочный персонаж Доктор Айболит,

- валеологический самоанализ. 1

Занятие 8. «Глаза. Я смотрю, я вижу».

Цель: Ознакомление детей с органом зрения – глазом. Сформировать первоначальные общие представления об этом органе, его значении, гигиене; о красоте и неповторимости глаз разных людей и животных. Воспитание культуры поведения на занятии. - учебная таблица,

- упражнение: на классификацию,

: на сравнение,

: на развитие цвета,

- д/и «Отвечай быстро»,

- физкультминутка «Как дела у вас, ребята?»,

- массаж «Лепим красивое лицо»,

- правила гигиены,

- игровое соревнование «Правила поведения на занятии»,

- магнитофон, кассета,

- комплекс зрительной гимнастики с мячом.

1

Тематический план

Подготовительная к школе группа

Тематика занятий Дидактический материал Кол-во занятий

Занятие 1. «Человек».

Цель:

Познакомить детей с характерными для человека признаками: внешним строением.

Формировать навыки речи, общения, элементарные логические операции.

Воспитывать представление о ценности каждого человека.

- кукла,

- рисование,

- пальчиковая гимнастика (комплекс,

- загадки о частях тела,

игра «Знакомство»,

игра «Узнай по описанию»,

- фломастеры, писчая бумага. 1

Занятие 2. «Кто Я?»

Цель:

Продолжать знакомить детей с характерными для человека признаками: пол, возраст, рост, телосложение.

Формировать чувства собственного достоинства.

Воспитание женственности у девочек, мужественности у мальчиков (в повседневной жизни). - учебные таблицы,

- кукла,

- загадки,

- иллюстрации,

- комплекс зрительной гимнастики с бабочкой,

- м/п игра «Надувной Буратино»,

- системный оператор «Малыш»,

- игра в круге «Подари комплемент»,

- упражнение на релаксацию «Бабочка»,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 3. «Опора и двигатели нашего тела. Я двигаюсь».

Цель:

Познакомить дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме.

Формирование умений красивых и точных движений.

Воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры. - П. Синявский «Зарядка»,

- физкультминутка «Мы тоже может так»,

учебные таблицы,

- игра «Поймай мяч»,

- правила,

- комплекс ритмической гимнастики «Цыганочка»,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 4. «Что собой представляет сердце человека».

Цель:

Дать общее представление о значении сердца для организма человека.

Формировать осознанно-правильное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для укрепления здоровья.

Воспитание заботы, уважения к сверстникам. - учебная таблица,

- правила,

- эстафета «Кровяные пароходики»,

- практика «Обучение детей определению своего пульса»,

- валеологический самоанализ,

- упражнение на релаксацию,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 5. «Я дышу».

Цель:

Познакомить дошкольников с функцией легких у человека.

Формировать представление об органах дыхания человека.

Воспитание гигиенических навыков. - учебная таблица,

- развивающие вопросы,

- комплеск дыхательной гимнастики «Пожарные»,

- магнитофон, кассета,

- м/п игра «Собери фигуру человека» - разрезное лото,

- игра-техника «Рассерженные шарики». 1

Занятие 6. «Зачем нам кожа?»

Цель:

Познакомить детей с самым большим органом тела – кожей.

Сформировать общее представление о ее значении, гигиене, о красоте и цвете людей разной национальности.

Воспитание уважения к людям разной национальности.

Моделирование объектов и явлений. - учебные таблицы,

- иллюстрации,

- валеологический самоанализ,

- упражнение на различные цвета,

- физкультминутка,

- п/и «Здравствуйте»,

- массаж рук,

- рисование,

- памятка,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 7. «Вкусный урок».

Цель:

Продолжать ознакомление детей с вкусовыми органами.

Формировать представления о полезных и необходимых продуктах для человека; ознакомление с правилами гигиены, культуры поведения; развития речи.

Воспитание осознанно-правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. - иллюстрации,

- набор продуктов,

- тест «Самые полезные продукты»,

- игра-соревнование «Разложи продукты»,

- д/и «Чем не стоит делиться»,

- игра «Поварята»,

- физкультминутка «Дел у нас хотя не мало…»,

- задание – «Подбери рифму»,

- «Очень-очень вкусный пирог»,

- валеологический самоанализ. 1

Занятие 8. «Глаза.»

Цель:

Закрепление у детей знаний об органе зрения- глазе.

Продолжать формировать общие представления об этом органе, его значении, гигиене, красоте и неповторимости глаза.

Воспитание культуры поведения на занятии.

- упражнение на развитие речи, наблюдения,

- беседа по вопросам,

- д/и «Радуга» ,

-физкультминутка «В зоопарке»,

-рисование,

- новые знания,

- гимнастика для глаз,

- гигиена зрения,

- д/и «Курочки и петухи».

Итоговое занятие: «Человек».

Цель: продолжать развивать познавательную активность детей в процессе знакомства о своем здоровье; формировать у детей самооценки отдельных особенностей своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, то есть узнать, как можно управлять своим организмом. - детские рисунки,

- системный оператор,

- д/и «Составь цепочку»,

м/п игра «Кто самый внимательный»,

- сказочный персонаж Маркеша,

- космическая капсула,

- кассета с аудиозаписью, магнитофон,

- учебные таблицы,

- фломастеры, писчая бумага,

- упражнения на релаксацию,

- физкультминутка

Публикации по теме:

Давайте познакомимся Здравствуйте, уважаемые коллеги! Решила присоединиться к вашему педагогическому сообществу. Немного о себе: 8 лет работаю воспитателем в.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Программа по валеологии «Малыш»
Опубликовано: 9 января 2013 в 07:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...