Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»

Наталья Николаевна Кизим
Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»

Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».

Современное состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющуюся одним из важных периодов в становлении личности. И в связи с этим, актуальной является программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».

Основные принципы содержания программы:

• Принцип активности;

• Принцип двух начал;

• Принцип контраста;

• Принцип учета модальности;

• Принцип опосредования;

• Принцип разных стартовых возможностей;

• Принцип моделирования жизненных ситуаций;

• Принцип интеграции.

Задачи:

1. Помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «я» мальчиков/девочки, переживаний дошкольников;

2. Развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками;

3. Развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;

4. Развитие способности идентифицировать себя с представлениями своего тела;

5. Развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

6. Создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;

7. Воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме, чистоте, внешнем виде;

8. Формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

9. Развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;

10. Формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

Тема беседы Цель Содержание

Из чего же сделаны мальчишки и девчонки? Дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах. 1. Рассказ воспитателя о физиологических различиях полов с использованием наглядных пособий.

2. Беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом.

3. Правила поведения в душевой, туалете, при переодевании.

Одежда девочек и мальчиков Дать знания о правилах гигиены девочек и мальчиков, развивать стремление заботиться о своем здоровье. 1. Беседа «Одежда девочек и мальчиков», работа с картинками.

2. Как девочке и мальчику одеваться зимой и летом, чтобы не повредить своему здоровью.

3. Сюжетно-ролевые игры: «Кукла идет в гости», «Собираемся в театр», «Одеваемся на прогулку в лес (на пляж)». Игры: «Показ моделей», «Ателье мод».

Питание и режим дня мальчиков и девочек Дать знания о рациональном питании, режиме дня мальчиков и девочек. 1. Беседа о полезных и вредных привычках

• Можно ли девочкам увлекаться пирожными?

• Как стать стройным?

• О пользе каш.

• Зачем есть фрукты и овощи?

• Как стать сильным?

• Нужно ли жевать жвачку?

2. Беседа о режиме дня

• Для чего нужна зарядка?

• Значение прогулки.

• Воздух, солнце и вода – наши друзья.

3. Сочинение сказок о полезных и вредных продуктах.

Поведение девочек и мальчиков Дать знания о различиях поведения мальчиков и девочек. 1. Чтение стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа».

2. Работа с пиктограммами.

3. Ролевые игры.

Должен ли мальчик быть рыцарем? Формирование норм поведения мальчика. 1. Чтение «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Анализ сказок, например «Сказка о мертвой царевне…»

2. Беседа «В чем сила и слабость мальчика?»

3. Анализ житейских ситуаций.

4. Составление кодекса рыцаря в рисунках.

5. Ролевые игры: «Мальчик приглашает на день рождения девочку», «8 Марта».

Как девочке стать привлекательной? Формирование норм поведения девочки. 1. Анализ форм поведения героинь в сказках «Василиса прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» и т. д.

2. Составление кодекса «благовоспитанной дамы» в рисунках.

Игры и игрушки мальчиков. Дать понятие о различии игр мальчиков и девочек, повысить мотивацию к совместным играм. 1. Игра «Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек)».

2. Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек?»

3. Совместная игра.

Лагерь мальчиков и девочек: почему они враждуют? Формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношения полов. 1. Беседа «Драться или не драться?»

• Как попросить помощи?

• Как попросить игрушку, конфету?

2. Игра «Попроси игрушку».

3. Анализ нравственных ситуаций, работа с картинками.

Дружба мальчиков и девочек Формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками. 1. Чтение сказок «Снежная королева», «Цветик- семицветик».

2. Беседа

• Как подружиться с девочкой?

• Как оказывать знаки внимания?

• Почему мужчины и женщины целуются?

3. Ролевые игры. Игровые ситуации «Разрешите представиться».

Моя семья Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата. Осознание партнерского характера жизни в семье. 1. Беседа «Моя семья».

2. Рассматривание репродукций картин по теме, фотографий «Семья».

3. Игра в «домашние сюжеты», например «Завтра воскресенье, и вся семья поедет в лес».

Наши мамы Формировать представление о роли матери в семье. 1. Анализ произведения «Сыновья» В. Осеевой, сказки «Кукушка».

2. Беседа «Может ли семья обойтись без мамы?»

• Члены семьи – мамины помощники.

3. Сочинение рассказов «Я – будущая мама».

4. Ролевые игры: «Мама готовит», «Уборка квартиры», «Мама спешит на работу», «Мама заболела».

Мой папа Формировать представление о роли отца в семье. 1. Беседа «Как я провел выходной день».

2. Анализ стихотворений по теме.

3. Сочинение рассказов «Я – будущий папа».

4. Ролевые игры: «У папы выходной», «Прогулка с папой».

Откуда берутся дети? Удовлетворить познавательные потребности детей в знаниях о деторождении. 1. Рассказ воспитателя «Откуда я появился?» с использованием наглядных пособий.

2. Коллективное рисование «Зарождение новой жизни»

3. Ролевые игры: «Семья ждет ребенка», «В семье маленький».

Отношения между братьями и сестрами Формировать полоролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). 1. Анализ рассказов Н. Носова «Фантазеры», Э. Шим «Брат и младшая сестра»; стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида».

2. Беседа «Мои братья и сестры».

3. Ролевые игры: «Сестренка заболела», «Идем на прогулку», «Сестренку обидели», «В семье появился братик (сестренка)», «Мы с братом (сестрой) играем».

Домашние обязанности мальчика, девочки Формировать представление о домашних обязанностях девочки и мальчика (мужских и женских) и о необходимости их равного распределения. 1. Анализ стихотворений Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если был бы я девчонкой», А. Барто «Помощница».

2. Беседа

• Мужская и женская работа.

• Чем я могу помочь маме и папе?

3. Игры на «домашние сюжеты»: «Уборка дома», «Стирка», «Готовимся к празднику», «Ждем гостей», «День рождения», «8 Марта».

Женские и мужские профессии Познакомиться с особенностями мужских и женских профессий, их важностью. 1. Беседы «Кем я хочу стать?», «Профессии родственников».

2. Чтение стихотворений В. Маяковского «Как быть?», С. Маршака «Кем стать?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

3. Игры: «Кто знает больше профессий?», «Примеряем работу».

Публикации по теме:

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Работа с семьёй по вопросам гендерного воспитания детей в условиях ДОУ (из опыта работы) Для достижения наилучшего результата в работе по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, необходимо тесное взаимодействие.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 января 2014 в 14:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...