Программа «Правознайка»

Юлия Башорина
Программа «Правознайка»

Программа «Правознайка».

С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущер физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство – не просто уникальные период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи программы:

- познакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;

- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);

- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;

- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

Отличительные особенности программы: в отличие от имеющихся работ по изучению детьми прав, в моей работе сделан акцент на национальный аспект. Проблема многонационального состава населения нашей старны явилась причиной создания программы, в которой отразилась бы специфика дошкольного возраста. Необходимо использовать на занятиях фольклор разных народов, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности.

Возраст детей: в реализации программы участвуют дети подгоотовительной к школе группы (6 – 7 лет).

Формы и режим занятий:

- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словестные, подвижные);

- конкурсы;

- инценировки;

- моделирование и анализ ситуации;

- тематические праздники;

- игры-драматизации;

- экскурсии.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут.

Предполагаемый результат:

1) Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

2) Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

3) Развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4) Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5) Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.

Требования к уровню усвоения программы кружка:

К концу года дети должны знать: что существуют документы по правам человека; какие права в них закреплены; что этими правами обладают все люди в мире и что они не отъемлемы.

Уметь: слушать других; проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей; общаться с другими.

Иметь представления: об общепринятых нормах и правилах поведения; об ответственности.

Изучаемое

право Количество занятий, время проведение Занятие Работа вне занятий

Сентябрь

Конвенция о правах ребенка 1-я неделя Мы имеем

права Рассуждение на тему: «Я имею право».

Беседы: «Я не должен», «Права и обязанности».

Экскурсия по детскому саду.

Чтение: «Решая споры словами, а не кулаками» Г. Шалаевой.

3-я неделя Жизнь дана на добрые дела Цикл бесед: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)».

Чтение: «О челрвечестве» А. Барто, «Старик и яблоки» Л. Толстой.

Беседы: «Жизнь детей разных стран», «Наши добрые дела», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Подвижные и дидактические игры разных народов.

Октябрь

Право на жизнь 1-я неделя Право на имя

По –разному зовутся дети Беседы: «Что означает твое имя», «дай имя своей любимой игрушке», «мое полное имя», «О происхождении фамилии».

Чтение художественной литературы: А Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», Э. Успенский «Рыжий».

Игры: «А ты…», «Узнай по голосу», «Имена великих людей», «Обратить в другу по имени».

Ноябрь

Право на

гражданство 2-я неделя Я – гражданин России Беседа о государственной символике, гербе, флаге, гимне.

Рассказ воспитателя о стране, об истории города, рассматривание фотографий.

Экскурсия по городу.

Рисование: «Мой дом – Россия», «Мой город».

Игры: «Мы путешествует по родному краю», «Лишнее слово», «Откуда эти строки».

Декабрь

Право на семью 1-янеделя Без семьи нет счастья Рассматривание семейных фотографий.

Беседы: «Расскажи о своей семье», «Как мы отдыхаем всей семье», «Что я знаю о своих родных»

Разучивание «Песни мамонтенка», стихотворений и загадок о родных людях; пословиц и поговорок о семье.

Совместная работа с родителями: аппликация «Семейное древо».

Право на охрану и укрепление здоровья 3-я неделя Расти

здоровым Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Чтение: «Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов «Человек заболел», К. Чуковский «Айболит».

Игры: «Что я знаю о своем здоровье», «Больница», «Скорая помощь».

Проведение спортивных праздников и развлечений «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Январь

Право на жилье и его неприкосновенность 3-я неделя Мой дом – моя крепость Чтение: «Три поросенка», «Кошкин дом» С. Маршак, Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, «Таинственный дом» Ю. Коринеца, сказки «Три медведя», стихотворений «Над нашей квартирой» Э. Успенский, «Лиса и крот» Б. Заходер.

Просморт мультфильма «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Рисование: «Дом моей мечты».

Прослушивание песен о доме.

Обсуждение пословиц.

Февраль

Право на свободу 1-я неделя Право на свободу на сказке «Маша и медведь»

Беседа по сказке «Кот, петух и лиса».

Решение проблемного вопроса «Для чего люди учатся?».

Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых нарушается право на свободу.

Право на образование 3-я неделя Грамоте учиться –

всегда пригодится Разучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать» В. Берестова, «Школьнику на память», «Кот и лодыри» С. Маршак.

Чтение: «Филиппок» Л. Толстой, «Песенка-азбука», «Птичья школа» Б. Заходер.

Игры: «Скоро в школу», «Библиотека», «Магазин книг».

Прослушивание песен: «Первоклашка-первоклассник» В. Шаинского, Ю. Энтина «Чему учат в школе» В. Шаинского, М. Пляцковского.

Составление рассказов: «Чему я могу научить других людей», «Что могла бы рассказать книга о своем хозяине».

Экскурсия в школу, библиотеку.

Рисование: «Школа».

Март

Право на игру 1-янеделя Игралочка – чудесная страна Чтение стихотворения «Детский сад» О. Высотская.

Игры: «Передай улыбку», «Кто позвал?», «Послушаем себя», «Кто самый важный на Земле?»,

«Мы все одинаковые или нет?»,

«Школа жестов», «Я разный».

Составление рассказов: «Нам нравится наш детский сад…».

Право на труд 3-я неделя Беседа: «Что можно и что нельзя делать детям?».

Помощь при уборке участка.

Игры: «Кем я буду и каким?».

Отгадывание загадок «Кому что нужно для работы».

Апрель

Право на отдых 1-я неделя Я на солнышке лежу Совместная работа с родителями: «Ура, мы на отдыхе!».

Прослушивание песенки «Я на солнышке лежу».

Право на особую защиту 3-я неделя Упражнения на освоение и закрепления позы покоя и расслабления мышц.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Игры: «Поводырь», «Спина к спине».

Май

Итоговое занятие 2-я неделя Маленьким детям –

больший права

Июнь

Развлечение 1-я неделя День защиты детей

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Программа «Са-Фи-Дансе» 3 года я работала инструктором по физическому воспитанию. За этот период времени в качестве эксперимента я использовала различные программы,.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Программа «Правознайка»
Опубликовано: 20 декабря 2012 в 20:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...