Программа «Правознайка»

Юлия Башорина
Программа «Правознайка»

Программа «Правознайка».

С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущер физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство – не просто уникальные период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи программы:

- познакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;

- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);

- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;

- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

Отличительные особенности программы: в отличие от имеющихся работ по изучению детьми прав, в моей работе сделан акцент на национальный аспект. Проблема многонационального состава населения нашей старны явилась причиной создания программы, в которой отразилась бы специфика дошкольного возраста. Необходимо использовать на занятиях фольклор разных народов, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности.

Возраст детей: в реализации программы участвуют дети подгоотовительной к школе группы (6 – 7 лет).

Формы и режим занятий:

- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словестные, подвижные);

- конкурсы;

- инценировки;

- моделирование и анализ ситуации;

- тематические праздники;

- игры-драматизации;

- экскурсии.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут.

Предполагаемый результат:

1) Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

2) Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

3) Развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4) Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5) Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.

Требования к уровню усвоения программы кружка:

К концу года дети должны знать: что существуют документы по правам человека; какие права в них закреплены; что этими правами обладают все люди в мире и что они не отъемлемы.

Уметь: слушать других; проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей; общаться с другими.

Иметь представления: об общепринятых нормах и правилах поведения; об ответственности.

Изучаемое

право Количество занятий, время проведение Занятие Работа вне занятий

Сентябрь

Конвенция о правах ребенка 1-я неделя Мы имеем

права Рассуждение на тему: «Я имею право».

Беседы: «Я не должен», «Права и обязанности».

Экскурсия по детскому саду.

Чтение: «Решая споры словами, а не кулаками» Г. Шалаевой.

3-я неделя Жизнь дана на добрые дела Цикл бесед: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)».

Чтение: «О челрвечестве» А. Барто, «Старик и яблоки» Л. Толстой.

Беседы: «Жизнь детей разных стран», «Наши добрые дела», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Подвижные и дидактические игры разных народов.

Октябрь

Право на жизнь 1-я неделя Право на имя

По –разному зовутся дети Беседы: «Что означает твое имя», «дай имя своей любимой игрушке», «мое полное имя», «О происхождении фамилии».

Чтение художественной литературы: А Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», Э. Успенский «Рыжий».

Игры: «А ты…», «Узнай по голосу», «Имена великих людей», «Обратить в другу по имени».

Ноябрь

Право на

гражданство 2-я неделя Я – гражданин России Беседа о государственной символике, гербе, флаге, гимне.

Рассказ воспитателя о стране, об истории города, рассматривание фотографий.

Экскурсия по городу.

Рисование: «Мой дом – Россия», «Мой город».

Игры: «Мы путешествует по родному краю», «Лишнее слово», «Откуда эти строки».

Декабрь

Право на семью 1-янеделя Без семьи нет счастья Рассматривание семейных фотографий.

Беседы: «Расскажи о своей семье», «Как мы отдыхаем всей семье», «Что я знаю о своих родных»

Разучивание «Песни мамонтенка», стихотворений и загадок о родных людях; пословиц и поговорок о семье.

Совместная работа с родителями: аппликация «Семейное древо».

Право на охрану и укрепление здоровья 3-я неделя Расти

здоровым Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Чтение: «Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов «Человек заболел», К. Чуковский «Айболит».

Игры: «Что я знаю о своем здоровье», «Больница», «Скорая помощь».

Проведение спортивных праздников и развлечений «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Январь

Право на жилье и его неприкосновенность 3-я неделя Мой дом – моя крепость Чтение: «Три поросенка», «Кошкин дом» С. Маршак, Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, «Таинственный дом» Ю. Коринеца, сказки «Три медведя», стихотворений «Над нашей квартирой» Э. Успенский, «Лиса и крот» Б. Заходер.

Просморт мультфильма «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Рисование: «Дом моей мечты».

Прослушивание песен о доме.

Обсуждение пословиц.

Февраль

Право на свободу 1-я неделя Право на свободу на сказке «Маша и медведь»

Беседа по сказке «Кот, петух и лиса».

Решение проблемного вопроса «Для чего люди учатся?».

Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых нарушается право на свободу.

Право на образование 3-я неделя Грамоте учиться –

всегда пригодится Разучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать» В. Берестова, «Школьнику на память», «Кот и лодыри» С. Маршак.

Чтение: «Филиппок» Л. Толстой, «Песенка-азбука», «Птичья школа» Б. Заходер.

Игры: «Скоро в школу», «Библиотека», «Магазин книг».

Прослушивание песен: «Первоклашка-первоклассник» В. Шаинского, Ю. Энтина «Чему учат в школе» В. Шаинского, М. Пляцковского.

Составление рассказов: «Чему я могу научить других людей», «Что могла бы рассказать книга о своем хозяине».

Экскурсия в школу, библиотеку.

Рисование: «Школа».

Март

Право на игру 1-янеделя Игралочка – чудесная страна Чтение стихотворения «Детский сад» О. Высотская.

Игры: «Передай улыбку», «Кто позвал?», «Послушаем себя», «Кто самый важный на Земле?»,

«Мы все одинаковые или нет?»,

«Школа жестов», «Я разный».

Составление рассказов: «Нам нравится наш детский сад…».

Право на труд 3-я неделя Беседа: «Что можно и что нельзя делать детям?».

Помощь при уборке участка.

Игры: «Кем я буду и каким?».

Отгадывание загадок «Кому что нужно для работы».

Апрель

Право на отдых 1-я неделя Я на солнышке лежу Совместная работа с родителями: «Ура, мы на отдыхе!».

Прослушивание песенки «Я на солнышке лежу».

Право на особую защиту 3-я неделя Упражнения на освоение и закрепления позы покоя и расслабления мышц.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Игры: «Поводырь», «Спина к спине».

Май

Итоговое занятие 2-я неделя Маленьким детям –

больший права

Июнь

Развлечение 1-я неделя День защиты детей

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Программа «Са-Фи-Дансе» 3 года я работала инструктором по физическому воспитанию. За этот период времени в качестве эксперимента я использовала различные программы,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Математика
  • Логические загадки
Автор публикации:
Программа «Правознайка»
Опубликовано: 20 декабря 2012 в 20:33
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...