Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры

Марина Меньшикова
Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры

Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

Актуальность:

«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории важно и его надо прививать детям».

Серафима Роуз.

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь – Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек – не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Нам нужно было сначала забыть о своём родословии, отгородиться от чудесного мира гармонии и красоты, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск утраченного. Благо наши предшественники за долгие века накопили ценнейший опыт. Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой.

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духовным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности.

Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Цель программы:

Воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников посредством приобщения детей к русской национальной культуре.

Задачи:

1. Определить дефицит педагогической компетентности, диагностика профессиональных барьеров (развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии).

2. Определить способы самореализации и самоутверждения себя как личности.

3. Повысить свой методический уровень: изучение необходимых документов (ФГОС, закон «Об образовании», ООП ДОУ, годового плана работы ДОУ) и методической литературы по этой теме, использование в работе современных педагогических технологий (информационные, проективную деятельность).

4. Разработать перспективный план по данной проблеме.

5. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской.

6. Организовать активное социальное партнерство с семьями воспитанников по ознакомлению с русской народной культуры.

7. Участие в интернет-форуме, работа на сайте ДОУ и т. д

8. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России.

9. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.

10. Систематизировать изученную литературу.

Основные направления реализации программы:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Развитие творческого потенциала

Прогнозируемый результат:

Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:

1. Повышение уровня личной профессиональной компетенции.

2. Рост уровня профессиональных навыков и умений.

3. Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение эффективных методов и приемов для расширения социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной культурой.

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

5. Аттестация на первую квалификационную категорию.

Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

Актуальность:

«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории важно и его надо прививать детям».

Серафима Роуз.

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь – Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек – не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Нам нужно было сначала забыть о своём родословии, отгородиться от чудесного мира гармонии и красоты, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск утраченного. Благо наши предшественники за долгие века накопили ценнейший опыт. Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой.

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духовным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности.

Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Цель программы:

Воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников посредством приобщения детей к русской национальной культуре.

Задачи:

1. Определить дефицит педагогической компетентности, диагностика профессиональных барьеров (развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии).

2. Определить способы самореализации и самоутверждения себя как личности.

3. Повысить свой методический уровень: изучение необходимых документов (ФГОС, закон «Об образовании», ООП ДОУ, годового плана работы ДОУ) и методической литературы по этой теме, использование в работе современных педагогических технологий (информационные, проективную деятельность).

4. Разработать перспективный план по данной проблеме.

5. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской.

6. Организовать активное социальное партнерство с семьями воспитанников по ознакомлению с русской народной культуры.

7. Участие в интернет-форуме, работа на сайте ДОУ и т. д

8. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России.

9. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.

10. Систематизировать изученную литературу.

Основные направления реализации программы:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Развитие творческого потенциала

Прогнозируемый результат:

Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:

1. Повышение уровня личной профессиональной компетенции.

2. Рост уровня профессиональных навыков и умений.

3. Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение эффективных методов и приемов для расширения социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной культурой.

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

5. Аттестация на первую квалификационную категорию.

План мероприятий по реализации программы

2017-2018 учебный год

Август

Коллективная поездка в Шереметьевский замок

Сентябрь

Изучение ФГОС, закона «Об образовании», ООП ОО в области познавательного развития по ознакомлению с русской народной культурой.

Участие в окружном конкурсе «Осенняя фантазия»

Разработка консультации для родителей «Портфолио вашего ребенка»

Разработка родительского собрания на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

Октябрь

Участие в семинар – практикуме «Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях»

Февраль

Участие в семинар- практикуме «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»

Разработка книги рецептов «Книга здоровой пищи!»

Участие в празднике «Масленица»

Изготовление стенгазеты «Будем здоровы!».

Разработка анкет для родителей «О здоровом образе жизни»

Оформление фотовыставки «Азбука здоровья».

Оформление групповых фотогазет "Защитники Отечества".

Апрель

Участие в смотре-конкурсе «Лучший центр речевого развития».

Март

Участие в смотре-конкурсе «Лучший центр речевого развития».

В течении года

Изучение методической литературы по теме:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб,: Детство-Пресс 1999.

2. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.

3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами

Повышение профессионального мастерства через посещение городских методических объединений

Разработка и подготовка выступлений на педсоветах, методических объединениях

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» из опыта работы. «Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помня, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на луну. Вспомним.

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Тема моего самообразования «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Приобщение детей к русской народной культуре является.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
Опубликовано: 23 октября 2017 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Советы для родителей «Зарядка для пальчиков»
Многие психологи говорят, что развитие мышления и речи происходит, если заниматься развитием руки. Если пальчики ребенка будут подвижны, то и уровень речи...
Фотоотчет «Экскурсия дошколят в школу»
Экскурсия дошколят в МБОУ СОШ №5 17 ноября 2017 года воспитанники подготовительной группы детского сала №2 "Малышок" посетили школу №5, которая в следующем...
Мастер-класс по изготовлению газеты ко Дню матери «Цветы для мамы» с детьми младшей...
Доброго дня суток, уважаемые коллеги! Очень скоро наступит День Матери! И мне очень хочется поздравить всех МАМОЧЕК с этим праздником! Мои малыши с...
Конспект открытой игровой ситуации в первой младшей группе «Осени пришла пора, в лес...
Конспект открытой игровой ситуации в первой младшей группе «Осени пришла пора, в лес шагает детвора» Цель: Развитие образного мышления и воображения,...
«С заботой о здоровье». Рецепт десерта от матушки Осени к празднику «День матери»
Приближается праздник «День Матери». К нему готовятся и взрослые, и дети. В детских садах и школах для любимых мам проводятся праздники, организуются...