Папки-передвижки

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников

Аделина Саетгареева
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников

Введение

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер).

Страх можно рассматривать как выражение тревоги. (А. И. Захаров)

В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.

Публикация «Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте проявления страха –это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель программы : коррекция страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи программы :

1. Снизить уровень тревожность у детей.

2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Программа реализуется в 4 этапа:

1 этап – диагностический.

Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников

Диагностический инструментарий:

1. Тест “Страхи в домиках” М. А. Панфилова, А. И. Захаров

2. Тест “ Кактус”

3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми

Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.

3 этап – практический.

Цель: коррекция страхов у дошкольников.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.

Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут

Методы и техники, используемые в программе :

1. Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Критерии эффективности программы :

• повышение уверенности в себе;

• снижение тревожности;

• снижение количества страхов;

• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Тематический план занятий

1. Это –мы! Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Время 30 минут

2.«Настроение». Цель: осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. Время 40 минут

3.«Наши чувства». Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Время 30 минут

4. «Страх». Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Время 40 минут

5. “ Я больше не боюсь»” Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время 40 минут

6. «Волшебный лес». Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Время 30 минут

7. «Как в сказке». Цель: формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Время 40 минут

8. «Волшебники». Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Время 40 минут

9. «Герои». Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Время 30 минут

10. Аутотренинг

«Во сне». Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы. Время 20 минут.

Вывод

Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 207 с.

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. –Спб. : Издательство «Союз», 2004. – 440 с.

3. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально - личностного развития детей. М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 77с.

4. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Меркулова Н. А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М. : Издательство Перо, 2015. – 180 с.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение «Владос», 1999.

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие.

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный город» Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов. Материал: альбомные листы, краски, карандаши,.

Квалификационная характеристика заведующей психолого-медико-педагогической консультации. Должностные обязанности заведующей психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Планирует и организует работу ПМПК в соответствии.

Образец психолого-педагогической характеристики на дошкольника при подготовке документов к Мсэк. Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад.

Образец психолого-педагогической характеристики воспитанника ДОУ Психолого-педагогическая характеристика На воспитанника МБДОУ комбинированного вида логопедической группы, ___ года рождения. Поступил.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе Проблема способностей получила фундаментальную теоретическую и практическую разработку в трудах С. Л. Рубинштейна, прежде всего в плане развития,.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗТестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 22:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД