МААМ-картинки

Программа «Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет» (3 фото)

Петраченко Мария Олеговна
Программа «Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет»

Авторская программа дополнительного образования

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)

Сроки реализации: 6 месяцев

Автор проекта: учитель-логопед

Петраченко Мария Олеговна

СОДЕРЖАНИЕ

[/h4]

АННОТАЦИЯ 3

АКТУАЛЬНОСТЬ 4

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 8

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 11

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 15

ВЫВОД 15

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 17

Публикация «Программа „Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет“» размещена в разделах

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

АННОТАЦИЯ

Практическая значимость программы состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр.

Целью программы является формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука [Р], в речи через использование дидактических игр.

Основные задачи:

1. Познакомится с традиционными и нетрадиционными игровыми методами;

2. При помощи игр вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям;

3. Улучшить подвижность артикуляционного аппарата при помощи игр.

4. Создать, подобрать игры, способствующие вызову, автоматизации и дифференциации звука [Р], [Р ];

5. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Р ];

6. Развить навыки фонематического восприятия, научить детей не путать звуки, схожие по акустическим характеристикам.

7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей;

8. Совершенствовать предметно-развивающую среду;

9. Познакомить педагогический состав с основными игровыми приёмами, способствующими вызову звуков[Р], [Р ].

Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

• научности,

• системности,

• доступности материала,

• наглядности,

• сознательности и активности,

• прочности обучения,

• индивидуализации.

Участниками являются дети, зачисленные на логопедический пункт, родители, основным исполнителем является учитель-логопед. Программа рассчитана на 6 месяцев, непрерывной работы.

Данный программа используется на логопедических занятиях и предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения звукопроизношения, в частности при отсутствии звуков [Р], [Р ]. Основной этап реализации программы осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях 3-4 раза в неделю. В ходе реализации данного программы дети в игровой форме научатся быстро и правильно произносить звук Р, появится интерес к логопедическим занятиям, значительно повысится: внимание, память, мышление, также проект способствует развитию лексико-грамматических основ и связной речи, звуковому анализу и синтезу, развивает фонематическое восприятие.

Для разработки перспективного плана работы проекта, использовались учебно-методические ресурсы (методическая литература логопеда, в работе с детьми были использованы дидактические игры, такие как:

• «Путешествие Фимы»- дидактическая игра от компании Logo_Box;

• «Визуально-ритмические ряды»- от Logo_Box;

• «Логопедический домик»- от Logoped Toys;

• «Логопедическая игрушка», для выработки подвижности артикуляционного аппарата с использованием биоэнергопластики

• Дидактическая игра «Гонки»;

• «Сколько ракет полетело на луну?»;

• «Посади самолет»;

• «Собери грибочки»;

• «Фефекты-Фикции»- от doJoi;

• «Рыба-Лыба»-от TikiToys и др.

также в работе использовались компьютерные технологии на базе интерактивных площадок, например, «Мерсибо» и «Учимся с Логошей». Наглядным материалом служили картинки с правильной артикуляцией звука, изображения гоночной трассы с различными препятствиями, изображения. луны, ракет, космоса, самолета, предметные картинки в названии которых есть звук Р, и др.

В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Отображается положительная динамика на примере мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования, является "создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями". Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь — это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.

Речь является важнейшей психической функцией человека. «Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий» (Р. Е. Левина).

Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, его общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, саморегуляции, изменяют черты характера ребенка – появляется неуверенность в себе, замкнутость, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Согласно схеме замечательного лингвиста А. Н. Гвоздева «Нормы развития детской речи», мы знаем, что одни языковые элементы усваиваются раньше, другие- значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи, одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие, усвоены только частично, а третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Так, в норме звуки раннего онтогенеза (сюда относят: гласные- а, о,у,и; согласные м,п (б,м (д,н,к,г,х,с), должны быть усвоены в возрасте до 1г. 8м, звуки среднего онтогенеза (к ним относят: гласные Ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л, в возрасте до 3-х лет, а звуки позднего онтогенеза (р-р,ш,ж,ч,щ- это звуки требующие поднятия передней части языка, л,ц, должны быть усвоены в возрасте до 4-5 лет, любое отклонение от нормы считается патологией.

Ежегодно в МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок», мною проводится мониторинг речевого развития на базе «Соната-до: мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Мониторинг осуществляется с помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов. Данная диагностика, разработанная на основе методики Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В. В результате проведения данного мониторинга, мною было замечено, что в числе отсутствующих звуков, лидирующую позицию занимает звук «Р».

(см., таблицу 1)

Работа над данным звуком как правило занимает большее количество времени, чем любой другой звук. Традиционный процесс вызова звука, автоматизации и дифференциации зачастую утомляет детей, что отнюдь не благотворно влияет на мотивацию и включение в коррекционный процесс. Мною было решено ввести в коррекционную работу игровые приемы и методы, с целью повышения эффективности логопедической работы по постановке и автоматизации звука [Р].

Использование дидактических игр и игровых приемов, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звука у детей с нарушением речи, является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют навыки использования вызванного звука, расширяют словарный запас, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Цель проекта:

Формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука «Р» в речи, через использование дидактических игр.

Основные задачи программы:

1. Познакомится с традиционными и нетрадиционными игровыми методами;

2. При помощи игр вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям;

3. Улучшить подвижность артикуляционного аппарата при помощи игр.

4. Создать, подобрать игры, способствующие вызову, автоматизации и дифференциации звука [Р], [Рь];

5. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Рь];

6. Развить навыки фонематического восприятия, научить детей не путать звуки, схожие по акустическим характеристикам.

7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей;

8. Совершенствовать предметно-развивающую среду;

9. Познакомить педагогический состав с основными игровыми приёмами, способствующими вызову звуков[Р], [Рь].

Краткое содержание этапов проекта.

Подготовительный.

• Изучение методической литературы;

• Подбор материалов для «методической копилки»;

• Разработка планов проведения занятий по вызову, автоматизации и дифференциации звуков по средствам игровых приёмов;

• Написание конспектов для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

• Сбор материала для автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках.

Организационный.

• Консультирование воспитателей;

• Разработка плана работы.

Основной.

• Проведение коррекционных занятий;

• Совместно с детьми составление сказки «О звуке Р»;

• Беседа с воспитателями на тему: «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе»;

• Анкетирование для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Итоговый.

• Анализ результатов проекта;

• Отчет о проделанной работе

В реализации проекта используются упражнения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с нарушением звукопроизношения различного генеза: при дислалии, дизартрии, алалии.

Логопедическая работа по постановке звука, делится на 3 этапа:

1. Подготовительный

На этом этапе происходит подготовка артикуляционного аппарата к постановке отсутствующего звука, также развивается целенаправленная воздушная струя.

2. Постановка звука.

На этом этапе, по средствам игровых приёмов, происходит вызов/постановка звука.

Постановка звука осуществляется несколькими способами:

• По подражанию

• Постановка звука по показу артикуляции

• Механическим путем, с использованием различного вида инструментария. (Зонды,зондозаменители)

• С использованием «базового» звука (Например, от звука Ш).

• С использованием массажных приёмов. (Например, использование массажера «Джевайб).

3. Завершающий этап- этап автоматизации звука.

На мой взгляд, это самый продолжительный и энергозатратный этап, поскольку, на этом этапе большая ответственность лежит именно на работе родителей и их детей, положительную динамику можно наблюдать только при строгом выполнении всех рекомендаций специалиста.

На данном этапе происходит автоматизация поставленного звука. Существуют некоторые правила автоматизации, так называемый принцип, «От простого к сложному». Необходимым условием автоматизации, является закрепление изолированного звука, только после четкого произношения изолированного звука, вводят прямые и обратные слоги, затем отрабатываются слова, где автоматизируемый звук стоит в начале, середине и в конце. Итогом логопедической работы можно считать использование звука в разговорной речи.

Необходимо помнить, что на всех последующих этапах повторяются все предыдущие этапы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда МБДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Также был отобран материал на закрепление звуков Р и Рь в слогах, словах, предложениях, тексте. На этом этапе была собрана литература, сделаны дидактические игры и пособия для коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, созданы различные картотеки. Написаны конспекты для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях (см. приложение).

II. Организационный

На этом этапе проводилась беседа с педагогическим составом МБДОУ, по вопросам звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, я озвучила педагогам тему своего проекта, рассказала об основных этапах реализации проекта. Был разработан план работы.

III. Основной этап

В течение двух месяцев, дети с отсутствующим звуком Р занимались по адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом Основной общеобразовательной программы – «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой и «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»/ под редакцией Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой., а также с учетом «Адаптированной программы для детей с ТНР»/ под редакцией Н. И. Нищевой.

Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр, проводила в ходе фронтальной, непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по коррекции звукопроизношения, автоматизации звуков Р и Рь.

Занятия проводились 3 раза в неделю по 15-20 минут, из которых одно было индивидуальное. Также закрепление пройденного материала осуществлялось в ходе проведения фронтальных занятий по обучению грамоте «Учимся с Логошей», которое проводится в подготовительных группах 2 раза в неделю по 30 минут и включено в сетку НОД. Конечно же, особое внимание на таких занятиях я уделяю детям с нарушением звукопроизношения, на занятиях по обучению грамоте ребята учились не путать, схожие по акустическим характеристикам звуки, распознавать и выделять заданный звук среди других звуков.

Практическая значимость проекта «Этот коварный звук Р» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр.

Программа разработана на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

• научности,

• системности,

• доступности материала,

• наглядности,

• сознательности и активности,

• прочности обучения,

• индивидуализации.

Основные направления и содержание работы по автоматизации и дифференциации звука Р

• формирование правильного артикуляционного уклада;

• формирование целенаправленной воздушной струи;

• вызов/ постановка звука Р и Рь;

• закрепление изолированного звука с использованием дидактической игры.

• автоматизация звука в прямых и обратных слогах

• автоматизация звука в начале, середине и конце слов

• автоматизация звука Р и Рь в чистоговорках, пословицах, тексте

• развитие фонематического слуха;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза

• дифференциация звуков схожих по акустическим характеристикам; Р-Л; Рь-Ль)

• формирование связной речи с введением корректируемого звука.

При планировании коррекционной работы учитываются следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

• систематичность проведения;

• распределение их в порядке нарастающей сложности;

• подчиненность заданий выбранной цели;

• чередование и вариативность упражнений.

Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.

На подгрупповых занятиях дети развивали подвижность артикуляционного аппарата и задавали правильной уклад органов артикуляции, для дальнейшего произношения звука Р. В этом нам помогала игра «Путешествие Фимы», (артикуляционные упражнения).

Состав игры:

1. Игровая дорожка, с одной стороны картинки с артикуляционной гимнастикой, с другой тропинка.

2. Герой «Фима» 2 шт, большой и маленький. (Фима — это воображаемый язык, предполагается, что большой Фима — это язык взрослого, а маленький язычок ребенка).

3. Кубик

4. Поощрительное поле с конфетами.

Ход игры:

Сегодня ребята, мы отправимся с вами в путешествие с героем по имени Фима. Фима — это наш с вами язычок. Ему необходимо добраться от старта до финиша, выполняя задания. Кидаем кубик, количество выпавших цифр указывает нам не на количество шагов, а на количество выполняемых упражнений на карточке. За каждое правильно выполненное упражнение Фима получает конфекту. Кто быстрее доберется до финиша и заполнит фишку конфетами, тот считается победителем.

Отрабатывали правильное употребление звука Р, использовали различные игры и игровые упражнения.

Например: игра «Запусти ракеты на луну», (закрепление изолированного произношения звука Р).

Используемые материалы к игре:

1. Игровое поле-ракеты, луна.

2. Фишки (пуговицы, кружочки и т. д.).

Содержание игры. – Интересно, сколько ракет вы сможете запустить на луну? Дети тянут звук Р как можно дольше, проводят пальчиком вокруг ракеты 3-4 круга, а затем вокруг луны 3-4 круга и закрывают ракеты фишкой.

Автоматизация звука Р в слогах, словах, чистоговорках и т. д., проводилась как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Для этого мы использовали, традиционные игровые приёмы и игры с использованием ИКТ, например, игровую площадку «МЕРСИБО».

Для закрепления некоторых упражнений дети получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно.

На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя была направлена на формирование правильного употребления звука Р.

IV. Итоговый

На этом этапе осуществляется оценка результативности реализации проекта. Проводится мониторинг речевого развития детей, с целью выявления положительной динамики. Подготовка отчета в формате презентации и выступление на педагогическом совете.

Итоговый мониторинг речевого развития

Подготовка отчета. Создание презентации.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Дети испытывают интерес к логопедическим занятиям;

2. Успешно развиты коммуникативные и творческие способности детей;

3. Правильное и осознанное произношение обучающимися звуков [Р], [Рь] во всех словах;

4. Создание совместно с детьми и родителями папок по автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках;

5. Родители заинтересованы в творчестве и инновациях логокоррекционной работы;

6. Положительная динамика речевого развития (Итоговый мониторинг речевого развития).

ВЫВОД

В результате проведённой работы по внедрению дидактических игр на логопедических занятиях, детей с отсутствующим звуком [Р] и [Рь], стало значительно меньше, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой, что способствует значительному ускорению автоматизации и введению звука в речь. Дети меньше допускают ошибки в употреблении корректируемого звука, и замене звуков сходных по фонетическим характеристикам. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Проведя мониторинг речевого развития детей логопедического пункта и сопоставив данные, полученные на начало работы проекта и по его окончанию, мы можем наблюдать положительную динамику на экране звукопроизношения, тем самым, можно сделать вывод о том, что использование игровых методов и приемов благотворно влияют на коррекционный процесс логопедической работы. (См. приложение № 1)

Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Программа «Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет»
Фото «Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет»
Программа - фото
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички»Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички» АННОТАЦИЯ Дидактическая игра «Гусенички» для развития дыхательного аппарата предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Игры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппаратаИгры с липучками. Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Игры с липучками Дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата Представляю коррекционно-развивающие игры на липучках, которые.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие артикуляционного аппарата по средствам игровых приёмов у детей дошкольного возраста 5–7 лет»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 23:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД