Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»

Лариса Литвинова
Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»

Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»

Составитель: учитель - дефектолог

Л. П. Литвинова

Пояснительная записка

«Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей с ОВЗ.

Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях» для детей с ограниченными возможностями определяется:

• Актуальность образовательной программы в том, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе;

• установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования компенсаторных возможностей у детей с ОВЗ;

• запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;

• образовательными потребностями родителей воспитанников города Ставрополя, для которых на первом месте стоит физическое развитие ребенка, возможности реализовать свои способности и возможности;

Рекомендуется.

Необходим индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Инновация образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на детей с ограниченными возможностями. С детьми страдающими детским церебральным параличом необходимо применять комплексную программу по развитию мелкой моторики. Применяли как дополнительное домашнее задание для дома раскрасить 2 рисунка в выходные, сбор цветных пирамидок, сбор кубиков, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассажа, пассивно – активная гимнастика. Они не требуют специального оборудования и могут проводиться как дефектологомна занятиях, так и самими родителями. Применяемые методы помогут организовать нескучную и разнообразную деятельность детей с ДЦП. А так же разнообразие занятия благоприятно влияет не только на эмоциональный фон занятия, но и способствуют вовлечению занимающихся в реабилитационный процесс. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивается память, так как ребенок будет пытаться запомнить определенные положения рук и последовательность движений. В результате ежедневного выполнения простых упражнений направленных на развитие мелкой моторики, пальцы ребенка приобретут гибкость, силу и хорошую подвижность.

Была разработана программа, упражнения направленные на развитие мелкой моторики с включением в него самомассажа кистей рук с учетом возраста занимающихся и структурой дефекта.

Цель:развитие мелкой моторики руки у детей с ДЦП в домашних условиях.

Задачи программы:

1-й блок. Развитие познавательных способностей.

2-й блок. Развитие собственных движений рук для осуществления

предметных и орудийных действий.

Многофункциональность и многоуровневость задач программы позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

В рамках программы для каждого ребенка выбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

2. Сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.

3. Продуктивное взаимодействие в диаде «родитель – ребенок» и закрепление полученных знаний, умений и навыков в предметно – игровой деятельности.

Срок реализации:

Курс комплексной абилитации объемом 12 игровых занятий.

Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

Тематический план

№ п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов

1. Здравствуйте! *Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

**Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания. 1

2. Вот они, игрушки! *Развитие зрительно – двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

**Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук. 1

3. Найди пару! *Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

*Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий. 1

4. Матрешки играют

в прятки *Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

**Развитие зрительно – двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине. 1

5. Мальчики - пальчики *Формирование щепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

**Развитие соотносящих действий, встречных движений;развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм. 1

6. Кто сказал «Мяу»? *Формирование пинцетного захвата, указательного жеста. **Развитие кинестетического праксиса; развитие слухового и зрительного восприятия, дифференциации по цвету; обучение соблюдению очередности; обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные». 1

7. В зоопарке *Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

**Развитие щепотного захвата, обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные». 1

8. Я и моя семья *Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

**Развитие динамического праксиса; развитие умения соотносить предметы с их изображением; обогащение словарного запаса в рамках тем «Семья». 1

9. Найди свой домик! *Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

**Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения. 1

10. Колобок *Совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие динамического праксиса.

**Развитие щепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел. 1

11. Построим башню *Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

**Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения. 1

12. Разноцветные семейки *Развитие соотносящих и орудийных действий. **Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения. 1

Содержание программы.

Проведению апробации данной программы предшествовал подготовительный период, включающий: выбор и обработку методической литературы, выбор необходимого дидактического материала. Важным этапом подготовки было создание педагогической копилки, включающей пальчиковые игры, развивающий видео- и аудиоматериал, способствующие выполнению задач программы. Итогом подготовки явилась разработка и проведение игровых занятий.

В реализации программы участвуют дети с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

Используя семейно-центрированный подход, педагог проводит игровые занятия в диадах «родитель – ребенок». При сохранении структуры занятия, для каждой диады выбирается уровень регуляции деятельности ребенка.

Проведение занятий

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Основная часть включает в себя 6-7видов упражнений. В этой части занятия проводятся игры, направленные на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, внимания, речи, мышления, с использованием лексических тем; упражнения на развитие мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Сюда же входят игры с самостоятельным выбором и использованием дидактических игрушек в диадах «ребенок – родитель».

Заключительная часть, в течение которой проводится ритуал окончания занятия.

Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям с ДЦП быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствиис ними.

Каждый момент занятия имеет свою цель и специфику проведения:

Цель ритуала приветствия – установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

Цель ритуала прощания– логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия.

Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включают музыкальное сопровождение.

Цель игр в круге – сплочение участников; двигательная разминка; активизация психических процессов у ребенка; развитие подражания, внимания, координации движений; обучение родителей приемам игрового взаимодействия в диаде «ребенок – родитель».Упражнения должны выполняться без излишнего напряжения и, в то же время, четко и выразительно. Специфика данного момента в том, что эти игры заранее подбираются педагогом. Игра может повторяться 2-3 занятия.

Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук у детей с ДЦП, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук. Он проводится с помощью различных массажеров («Каштан», «Су-Джок», «Ежик», массажных щеток с жесткой щетиной (для детей с ДЦП, круглых расчесок-щеток для волос, шишек, грецких орехов, со стихотворным сопровождением и без него. Пассивный массаж применяется только в том случае, если ребенок в силу двигательного нарушения не может производить самостоятельные движения.

Пальчиковые игры проводятся с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца.

В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

Совместные игры с предметами с введением сюрпризных моментов проводятся с целью обучения детей способам игрового взаимодействия, стимулирования самостоятельной сюжетной игры, закрепления способов и приемов действий с предметами, обучения родителейприемам игрового взаимодействия в диаде «ребенок – родитель». На данном этапе проводятся упражнения - игры с различными предметами: счетными палочками, соломкой для коктейля, крупой, фасолью, семечками, бусинками, шнуровками, прищепками, трафаретами и т. д.

Самостоятельный выбор автодидактической игрушки и игра в диадах «ребенок - родитель». Данный этап имеет под собой цель: обучение родителей приемам игрового взаимодействия с ребенком, способам переноса полученных на занятиях навыков в предметно – игровую деятельность.

Педагог на данном этапе, при необходимости, выступает консультантом для родителей. В некоторых случаях возможно образование триады «ребенок – родитель – педагог».

В играх у детей одновременно задействованы все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое; это способствует полноценному восприятию изучаемого материала.

В занятия обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

Используются различные виды физминуток: игры в круге на подражание, сочетающие простые движения со стихотворным сопровождением, игры в круге, сочетающие движения с музыкальным сопровождением.

Описывая различные моменты игрового занятия, их цели и специфику, важно помнить, что на любом этапе занятия крайне важна рефлексия и детей, и родителей.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Анализ реализации программы.

Апробация программы включала 3 этапа:

1-й этап:первичная диагностика детей, участвующих в апробации программы;обработка результатов диагностики;

2-й этап:занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом;

3-й этап: повторная диагностика детей ;обработка результатов диагностики.

Первый этап направлен на выявление уровня развития мелкой моторики и сенсорных представлений у детей с ДЦП с целью разработки занятий с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В течение данного этапа проводится сбор анамнеза, наблюдение за ребенком, находящимся в свободной деятельности, беседа со взрослым; ребенку предлагались игрушки, с помощью которых проводилась диагностика. Данный этап включает так же обработку результатов диагностики. Уровень каждого исследуемого параметра оценивается по трехбалльной системе, для удобства последующего анализа эффективности программы. Критерии оценки были разработаны специально для данной программы, индивидуально для каждого диагностического параметра. Далее, полученные баллы были переводятся в уровни, оценка «один балл» соответствует низкому уровню сформированности исследуемого параметра у ребенка, «два балла» - среднему уровню, «три балла» - высокому уровню.

На втором этапе проводятся занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом. Для проведения данного этапа исследования была разработана система занятий, написан тематический план с учетом особенностей развития детей с ДЦП.

Третий этап включал в себя проведение повторной диагностики детей и обработку результатов диагностики.

Материально-техническое обеспечение.

1. Массажёры.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Мячики, шарики.

4. Пластилин, тесто, глина.

5. Краски, карандаши.

6. Цветная бумага, клей.

10. Конструктор, мозаика.

11. Пуговицы.

12. Крупы.

13. Шнуровки.

14. Счётные палочки, спички.

17. Куклы.

19. Прищепки.

Методическое обеспечение:

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и так далее.

Игры с пластилином, с тестом, глиной

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д. ;

- разрезать на кусочки;

- мять и отщипывать;

- выкладывать рисунок;

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток;

- поделки.

Рисование, раскрашивание

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой.

- Рисование краской, гуашью, углём.

- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

- Работа по трафарету.

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

Аппликация

Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

- наклеивание готовых форм;

- вырезывание несложных деталей;

- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

Игры с бумагой

Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание различных фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Плетение.

- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

- Аппликация из бумаги, салфеток.

- Оригами.

Игры с конструктором и мозаикой

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

-собирание по схеме;

- свободная деятельность.

Игры с пуговицами – пуговичный массаж

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

-Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди;

- заполнять просторную коробку пуговицами;

- перетереть пуговицы между ладонями;

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ;

- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы;

- решение задач при помощи пуговиц;

- составление узора из пуговиц.

Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки;

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины;

- аппликация.

Шнуровки

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

- Шнуровка сюжетная;

- «незаконченная картинка»;

- шнуровка на игрушке – основе.

Игры со счётными палочками, спичками

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

- Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам;

- перекладывание с одного места на другое;

- выкладывание рисунка по схеме;

- свободная деятельность;

- наклеивание спичек по образцу.

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- «закапывание» игрушки, предмета;

- поиск «клада»;

- различные изображения (рисование) на песке;

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой);

- раскрашивание воды (опыты с водой);

- поделки с применением песка.

Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

- перебирать, брать разными пальчиками;

- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме);

- раскрашивание камушек, макарон;

- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок;

- выкладывание по образцу;

-перекладывание из одной ёмкости в другую;

- изготовление поделок.

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

- вождение куклы;

- одевание куклы на разные руки;

- имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- доставать прищепки из корзинки;

- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги;

- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку);

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее);

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Ниткография (ниткопись)

Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

- наматывание нитей на клубок;

- распускание моточков;

- выкладывание по образцу.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память.

Именно, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Публикации по теме:

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Цель: познакомить родителей со способами развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 13:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Я на свете всех милее!»
Наша земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Наша прекрасная планета удивительна и многообразна. И чтобы она всегда была таковой,...
Методическая разработка «Волшебные фантики» — изготовление поделок из бросового...
Методическая разработка "Волшебные фантики" - изготовление поделок из бросового материала - конфетных фантиков. Часть 1 Уважаемые коллеги, дорогие...
Фотоотчёт «Букет для мамы» рисунок мятой бумагой с помощью бумажного шарика
Мы с детьми второй младшей группы решили нарисовать подарочек для любимых мамочек. Но наш подарочек должен быть необычным и интересным. Техники...
Мастер-класс для педагогов и родителей нетрадиционная техника рисования «Летний луг»
Уважаемые педагоги хочу с вами поделиться мастер - классом нетрадиционной технике рисования "Летний луг". Для получения результата мне понадобилось:...
Мастер-класс «Синий кит в технике оригами»
На волнах качаясь спит, Очень славный синий кит. Он огромного размера, В океане самый смелый. Пьет он воду, ест планктон, Потому и сильный он. ( Д....