Программа развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки»

Татьяна Анатольевна Аргунова
Программа развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки»

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательной и произвольной сферы, на формирование мотивации к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что позволит пройти успешную адаптацию к обучению в школе.

Занятия проводятся в игровой форме, т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и стимулируем мыслительные процессы.

При составлении программы учитывалось то, что у старших дошкольников адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении проявляется том случае, если создается позитивная установка в обучении и выполняются следующие правила:

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.

2. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному».

3. Важность оценки успеха, а при неудачах обязательна поддержка и одобрение.

Цель программы:

Развитие познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6- 7 лет, формирование психологической готовности к школьному обучению.

Задачи:

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, их произвольность.

Активизировать познавательную деятельность и любознательность.

Формировать навыки самоконтроля.

Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.

Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

Формировать предпосылки учебной деятельности.

Развивать умение действовать в коллективе.

Повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах.

Способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе.

Программа состоит и из III разделов.

I раздел программы направлен на развитие познавательных процессов и любознательности дошкольников и включает в себя подбор коррекционно – развивающих занятий.

Цель данного блока заключается в своевременной коррекции и развитии всех познавательных процессов, формировании познавательной активности и интереса.

II раздел программы носит развивающий характер, направлен на формирование и развитие эмоционально – волевой регуляции, навыков самоконтроля, произвольной сферы.

Цель – развитие у детей навыков стратегии психологической защиты, формирование социально – корректного поведения в различных ситуациях.

III раздел программы, предполагает развитие предпосылок учебной деятельности и формирование успешной мотивации к обучению в школе.

Цель – знакомство с атрибутами школьной жизни, формирование мотивации, развитие «внутренней позиции школьника».

Программа состоит из цикла занятий.

Формы работы: Фронтальные занятия.

Количество занятий в уч. году – 32.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми подготовительной группы. Продолжительность занятия 30 – 35 мин. Все занятия проходят в игровой форме, с частой сменой деятельности, что не позволяет дошкольникам переутомляться.

Структура занятия:

Вводная часть – ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на активизацию детей, установку эмоционального контакта с детьми, на создание рабочей атмосферы. (7 мин.)

Основная часть – коррекционно – развивающие игры, упражнения, работа в тетрадях, выполнение игровых заданий. (18 – 23 мин).

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. (5 мин.)

Методы и техники используемые в программе :

Коррекционные, развивающие игры и упражнения.

Беседа.

Сказка и арт – терапия.

Релаксационные упражнения.

Подвижные игры, психогимнастика.

Ожидаемый результат:

Повышение развитости мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Сформированность предпосылок развития учебной деятельности

(выполнение и соблюдение правил, работа по образцу и т. п. ,

Сформированность произвольной сферы (в соответствии с возрастом).

Сформированность успешной мотивации к школьному обучению.

Развитие самостоятельности и любознательности.

Развитие физиологической и социально – психологической готовности к школе.

Календарно тематическое планирование

1. РазделI.Развитие познавательных процессов, формирование познавательной активности и интереса.

1.1 «Путешествие в Страну Знаний»1

1.2 «Загадки от Незнайки»1

1.3 «Задачки от Василисы Премудрой»1

1.4 «По морям –навстречу приключениям»1

1.5 «Письмо от Короля Страны Знаний»1

1.6 «Поле Чудес»1

1.7 «Четыре стихии»1

1.8 «В стране загадок и ребусов»1

1.9 «Логические задачки»1

1.10 «Сказочная викторина»(итоговое)1

2Раздел II. Формирование и развитие эмоциональнно – волевой регуляции, навыков самоконтроля, произвольной сферы.

2.1 «Наши чувства и действия»1

2.2 «Зачем человеку чувство стыда?»1

2.3 «Учимся честно говорить о поступке»1

2.4 «Почему трудно признать свою вину?»1

2.5 «Детские жалобы»1

2.6 «Учимся справляться с чувством протеста»1

2.7 «Учимся справляться с чувством обиды»1

2. 8 «Мама – надежный защитник»1

2.9 «Когда опасен гнев?»1

2.10 «Всегда ли мы поступаем правильно?»1

2.11 «Я чувствую, я действую!» (итоговое)1

3. Раздел III. Развитие предпосылок учебной деятельности и формирование успешной мотивации к обучению в школе.

3.1 «Лесная школа».1

3.2 «Учитель и ученики»1

3.3 «Смешные страхи»1

3.4 «Игры в школе»1

3.5 «Школьные правила»1

3.6 «Собираемся в школу»1

3.7 «Аккуратность»1

3.8 «Домашнее задание»1

3.9 «Списывание и» подсказки»1

3.10 «Школьные оценки»1

3.11 «В школу с радостью!»(итоговое)1

Всего: 32

Литература.

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2012.-168с. (Растем здоровыми)

2. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: пособие для психологов и педагогов. - М.:МОЗАИКА – СИНТНЗ, 2012.-128с.

3. Вракса А. Н., Гутурова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов и психолгов. -2-е изд. ,испр. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.-144с.

4. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6- 7 лет к обучению в школе: Методическое пособие/Авт. -сост. Л. В. Пасечник. -М.:АРКТИ,2012.-68с. (Готовимся к школе)

5. Кокукуева Л. В. Психолого- педагогическое соправождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие. -М.: «Педагогическая литература», 2011.-112с. (Растем здоровыми)

6. Панфилова М. А. «Лесная школа» Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников.

7. Семенака С. И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно- развивающие занятия. -5 –е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2012.-72с. (Развитие и воспитание)

8. Тесты на готовность к школе/ Юлия Соколова. -М.:Эксмо,2010.-64с.:ил.

9. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка/Юлия Соколова. -М.: Эксмо,2010.-64с.:ил.

6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. -М.: ТЦ Сфера,2008.- 208с. - (Программа развития)

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
  • Этикет
Автор публикации:
Программа развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 17:32
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...