Папки-передвижки

Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Надежда Викторовна Картунова
Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Цель - развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Игровая программа включает в себя следующие задачи:

Задачи:

1. Совершенствование слухового восприятия, восприятия цвета и пространства

2. Развитие мышления, внимания, речи, моторной координации, зрительно-слухового сосредоточения;

3. Закрепление умения ориентироваться по схеме, ориентироваться в пространстве;

Публикация «Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах

4. Активизация потенциального запаса знаний;

5. Совершенствование произвольного контроля.

Комплекс специально разработанных игр, предложенные программой.

Решая задачи, поставленные в нашей программе помощи ребенку, мы выделили игры, направленные на развитие познавательных процессов.

«Осень – Весна»

Цель: совершенствовать восприятие цвета; закрепить знание о временах года; развивать произвольное внимание, быстроту движений.

Материал: два «дерева» - игровые модули зеленого и желтого цветов.

Ход игры: ведущий показывает детям «осеннее дерево» и «весеннее дерево», расположенные в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети-воробушки произвольно перемещаются по залу – «летают». По команде ведущего «осень» (или «весна») они должны быстро собраться вокруг соответствующего дерева. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.

«Угадай, чья песенка»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие, развивать произвольное внимание, координацию движений.

Материал: диск с записью голосов животных, птиц и насекомых.

Ход игры: дети произвольно перемещаются по площадке, а педагог включает записи со звуками, издаваемыми тем или иным животным. Играющие должны угадать, голос какого животного они слышали, и изобразить это животное в движении.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: активизировать потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, удержание правила, координацию движений.

Материал: мяч.

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «огонь», «воздух». Если водящий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Ошибающийся выбывает из игры.

«бывает – не бывает»

Цель: развитие мышления, внимания, речи, моторной координации, зрительно-слухового сосредоточения.

Материал: мяч.

Ход игры: называете какую-нибудь ситуацию и бросаете мяч ребенку. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если название ситуации бывает, а если нет, то мяч ловит не нужно. Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: игра направлена на усвоение числового ряда, усвоение последовательности действий, развитие внимания, слухо-двигательной координации.

Материал: мяч.

Ход игры: ведущий бросает мяч ребенку и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет – 2. Затем бросает мяч следующему ребенку, продолжая счет – 3. Тот ловит мяч, говорит 4 и т. д. играть так же можно, используя в игре обратный счет.

«Правая, левая»

Цель: развитие произвольного внимания, слуховое сосредоточение, фонематический слух, координацию и последовательность движений.

Ход игры: ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку:

Правую – если окончание твердое, например брат, нож, пыл.

Левую – если мягкое, например мель, уголь, печаль, пыль.

«Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Ход игры: ребенку необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак, отвечая на вопрос.

Вопросы: что бывает длинным? Что бывает круглым (квадратным, треугольным? Что бывает высоким (низким? Что бывает зеленым (красным, синим? Что бывает холодным (горячим? И др.

«Сколько знаешь ты имен?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие зрительно-слухового сосредоточения, моторной координации.

Ход игры: играющий должен сделать быстро 10-15 шагов, называя на каждом мужское или женское имя. Дважды одно и то же упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.

Варианты игры: называют – деревья, фрукты, цветы.

«Самый аккуратный»

Цель: развитие всех форм внимания, мышления и речи.

Ход работы: несколько ребят выстраиваются в одну шеренгу по росту. Судья вызывает двух участников состязания, ставит их лицом к шеренге и предлагает изучить внешний вид ребят, стоящих в строю. После этого все уходят.

По оказанию судьи некоторые из ребят, стоящих в шеренге, вносят некоторые изменения в свой костюм. Участников состязания вызывают по одному. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось подметить. Проявивший большую наблюдательность побеждает.

«Слушай внимательно»

Цель: развивать внимание, память, быстроту двигательной реакции.

Ход игры: дети идут по кругу и выполняют действия, соответствующие указаниям ведущего. По команде «Заяц!» - прыгают на двух ногах; «Гусь!» - идут в приседе; «Лошадь!» - выполняют галоп. Игроки, допустившие ошибку выбывают из игры.

«Рюкзачок бежит по кругу»

Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакций; закреплять математический счет, координацию движений.

Материал: рюкзачок.

Ход игры: дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается. Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени.

«Кто ушел?»

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры: дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает.

«Запомни свое место»

Цель: развивать зрительную и моторную память, скоростные качества.

Ход игры: участники игры стоят по кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место. Отмечаются игроки, быстро и правильно выполнявшие условия игры.

«Больше – меньше»

Цель: развивать умение сравнивать, внимание, слухо-моторную координацию движений.

Ход игры: играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то дети должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, дети выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

«Запрещенное движение»

Цель: развивать внимание, память, быстроту реакций.

Ход игры: играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

«Угадай-ка!»

Цель: развивать воображение, восприятие, образное мышление, выразительность, координацию движений.

Материал: набор картинок с изображением бытовых предметов.

Ход игры: всем игрокам раздают карточки с изображением предметов. С помощью движений дети по очереди показывают, для чего предназначен предмет. Остальные игроки стараются как можно быстрее отгадать название предмета.

«Собираем урожай»

Цели: развивать мышление, слуховое внимание; закреплять математический счет, воображение; совершенствовать координационные и скоростные способности.

Материал: муляжи грибов и ягод, 2 корзины.

Ход игры: игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу. Перед ними кладут муляжи или картинки с изображением знакомых детям ягод и грибов, в том числе и ядовитых. В 5 метрах сбоку от команд стоят корзины.

Педагог дает команду: «Мальчики, за грибами!». Участники из обеих команд выбирают соответствующие муляжи. По команде «Стоп!», сбор грибов прекращается. Мальчики подбегают к своей корзине и выкладывают урожай. По команде педагога «Девочки, за ягодами!» действия детей повторяются в описанной последовательности.

Результат подсчитывает каждая команда. Ядовитые грибы и ягоды вычитают из урожая. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов и ягод.

«Разведи костер»

Цели: развивать мышление, воображение, мелкую моторику мышц рук, совершенствовать координацию движений, скоростных способностей.

Материал: палочки для костра по числу участников, 2 красных и 2 черных лоскутка.

Ход игры: дети делятся на две команды, выстраиваются у стартовой линии. Напротив каждой команды лежат лоскуты черной ткани – земля. Рядом с игроками у стартовой линии лежат палочки для разведения костра.

По сигналу педагога стартуют первые номера, берут одну палочку, подбегают к земле и начинают укладывать палочки для костра по типу «колодец». Последние участники обеих команд разжигают костер с помощью красных лоскутов. Побеждает команда, у которой огонь загорелся быстрее и при этом колодец сохранил свою форму.

«Слушай и показывай»

Цели: развивать быстроту реакций и мышления; совершенствовать пространственные ориентировки; развивать произвольное внимание, координацию движений; закреплять элементы строя.

Материал: рюкзачки.

Ход игры: дети становятся в круг и выполняют упражнения.

Раз-два-три-четыре – В станьте в круг пошире,

Рюкзачки лежат по кругу –

Посмотрите друг на друга.

А сейчас, внимание,

Даю посложнее задания!

Все надели рюкзачки.

Быстро на пол сели.

А теперь команда «встать!»

Руку правую поднять.

Опускается рука.

Вправо смотрит голова.

А сейчас присели, влево посмотрели.

И опять команда «Встать!»

Все вперед должны шагать.

Собрались мы в центре круга.

Взявши за руки друг друга.

А на счет 2-3-4 встаньте в круг пошире!

Где же правая нога? Постучите ей слегка.

Обе руки вверх поднять.

Рюкзачки всем быстро снять!

«Найди пару»

Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать внимание, быстроту движений.

Материал: флажки по числу играющих (двух цветов).

Ход игры: дети получают по одному флажку и начинают ходить в рассыпную. По команде «Найди пару!» играющие должны быстро найти пару с флажком такого же цвета, взяться за руки и построиться в колонну (в заранее обозначенном месте). Побеждает пара, первой выполнившая задание.

«Найди и промолчи»

Цель: Развитие внимания, пространственного восприятия, выдержки.

Материал: небольшой предмет.

Ход игры: Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справиться с заданием отмечают тех, кто оказался самым внимательным.

«Ловишки с мячом»

Цель: Развивать память, ловкость, скоростные способности, закреплять счет.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети стоят в круге передают друг другу мяч со словами:

раз, два, три,

Мяч скорей бери,

Четыре, пять, шесть

Вот он, вот он здесь

Семь, восемь, девять

Бросай кто умеет.

Тот игрок у которого на последнем слове окажется мяч говорит: я и бросает его в разбегающихся детей.

Посалив мячом первого игрока, ловишка берет мяч в руки. Играющие вновь строятся в круг, игра продолжается.

«Вот так позы»

Цель: Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

Ход игры: Участники игры занимают позы, соответствующие определенному виду спорта (профессии, животного и т. д). Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

«Запомни путь»

Цель: Совершенствовать восприятие пространства, закреплять умения ориентироваться по схеме, ориентироваться в пространстве, развитие памяти, глазомера.

Материал: схемы не сложных маршрутов, карандаш, бумага, ориентиры.

Ход игры: В первой части занятия педагог, использует сюжетный рассказ, предлагает детям посмотреть и запомнить маршрут, обозначенный на схеме. Затем дети должны по памяти воспроизвести его на чистом листе. Во второй части занятия дети делятся на три группы, каждой выдаются схема маршрута и необходимые ориентиры. Группа должна самостоятельно продолжить маршрут и пройти его, соблюдая заданный на схеме рисунок. Отмечаются дети и группа, выполнившие задание без ошибок.

«Волшебная цифра»

Цель: Совершенствовать память, закреплять математический счет, развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами.

Ход игры: Педагог говорит детям, что если они хорошо будут знать цифры, то попадут в страну знаний. Для каждого он сообщит его волшебную цифру. На коврик кладутся в разброс цифры (по числу участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к коврику и ищут свою цифру, затем оббегают коврик справа и возвращаются к месту старта. Отмечаются дети выполнившие задание быстро и правильно.

«У ребят порядок строгий»

Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, закреплять навыки перестроения.

Ход игры: Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Так трубите веселее,

Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает руку в сторону и командует: стройтесь! Дети должны быстро построится на свои места в направлении указанным педагогом. Игроки, выполнившие задание последними получают штрафное очко.

«Машины и пешеходы»

Цель: Развивать образное мышление, чувство времени, учить интенсивному распределенному вниманию, закреплять правила дорожного движения.

Материал: флажки, дорожные знаки.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды: машины и пешеходы. Машины идут по параллельным улицам змейкой на полусогнутых ногах, руки сжимают руль. Пешеходы переходят улицу в отведенных местах. Водящий (милиционер) поднимает руку – передвигаются машины, опускает руку – идут пешеходы. Если кто-либо вовремя не останавливается его штрафуют (дают фишки черного цвета или выходят из игры). По окончанию игры дети самостоятельно считают фишки и выявляют победителя.

«Отгадай и покажи»

Цель: Развивать воображение, фантазию, быстроту мышления, координационные и скоростные способности.

Материал: загадки.

Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог читает текст загадок. Дети должны отгадать загадку и обыграть отгадку движением. За быстрые, правильные ответы игрокам выдаются фишки.

«Пантомима»

Цель: Развивать воображение, быстроту мышления, слуховое внимание, координационные способности.

Материал: подборка иллюстраций по определенной тематике.

Ход игры: В физкультурном зале дети двигаются под музыку произвольно и придумывают движения на заданную тему. На остановку музыки и словесно-наглядную команду педагога игроки выполняют конкретное двигательное действие, в соответствии с показанной картинкой. Отмечаются самые сообразительные игроки.

«Покорми птиц в зимнем лесу»

Цель: Развивать воображение, закреплять двигательные умения и навыки.

Материалы: Скамьи, мягкие мячи, веревка в расчет на 2 команды.

Ход игры: Игре предшествует рассказ педагога о птицах. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, пойти в лес найти кормушку и покормить птиц. Игроки обеих команд выстраиваются перед стартовой линией и соблюдая очередность, выполняют этапы комбинированной эстафеты. У стартовой линии берут «хлеб», перелезают через поваленное дерево, проползают через кустарник, бегут по узкой тропинке, поднимаются на дерево и кладут «хлеб» в кормушку. Педагог наблюдает за правильностью выполнения движений и отмечает нарушения. Падение со скамьи, пробегание скамьи не по всей длине, спрыгивание с гимнастической стенки, потерю мяча. По окончанию эстафеты подсчитываются нарушения, и выявляется команда победителей.

«Узнай фигуру»

Цель: Развитие внимание, закрепление знаний геометрических фигур и цветов, развитие быстроты реакции.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, закрепленные на стойках.

Ход игры: Ведущий знакомит детей с готовыми геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно передвигаются по залу, выполняя различные движения. После того, как ведущий называет одну из фигур дети должны быстро построится вокруг этой фигуры. Отмечаются дети выполнившие задание быстро и правильно.

«Выполняй правильно»

Цель: Совершенствовать восприятие пространства, закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию, развитие произвольного внимания, координации движений

Ход игры: Дети становятся в круг, им предлагается выполнить следующее задание: «Цапля» - Правую руку положить на плечо рядом стоящего товарища. Правую ногу согнуть в колени, носок оттянуть, затем сменить положение. «Пила и молоток» - правой рукой выполнять движения, имитирующие пилку дров, а левой рукой одновременно имитировать забивание гвоздей. «Поезд» - задание выполняется в парах: мальчики встают на против девочек. Каждый берет девочку сначала за правую, потом за левую руку и выполняет круговые движения руками в направлении от девочки к себе. Затем задание выполняют девочки. «Повтори за мной» - педагог показывает движение, дети его повторяют.

«Горячо – холодно»

Цель: развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

Материал: предмет небольшого размера.

Ход игры: педагог прячет в зале, заранее обговоренный предмет. По сигналу воспитателя ребенок начинает передвигаться произвольно по залу, реагируя на слова ведущего. Если холодно – значит он находится далеко от спрятанного предмета, если тепло, значит где то рядом, если горячо – то предмет найден.

«Узнай друга»

Цель: Совершенствовать тактильные ощущения, слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Материал: повязка на глаза.

Ход игры: дети встают в круг, выбирается водящий, которому завязывают глаза повязкой. Водящий стоит в центре круга, к нему поочередно подходят дети. Задача водящего на ощупь узнать ребенка и назвать его по имени, который перед ним стоит. Если он угадал, то водящим становится этот ребенок. Игра продолжается.

«Угадай предмет»

Цель: Совершенствовать тактильное восприятие, развитие внимания, мышления.

Материал: предметы разных форм, мешочек.

Ход игры: Дети садятся в круг. Воспитатель предварительно сложил в мешочек предметы разной формы, величины и качества. Воспитатель подходит к каждому ребенку и предлагает сунуть руку в мешочек, взять первый попавшийся предмет и описать его. После чего предмет показывают всем. Отмечаются дети, наиболее точно описавшие предмет, назвав его качества.

«К своим флажкам»

Цель: совершенствовать восприятие цвета и пространства, развитие произвольного внимания, координацию движений.

Материал: Флажки разных цветов.

Ход игры: в зале расставляются несколько флажков разных цветов. Детям предлагается выбрать встать к понравившемуся флажку и запомнить свое место. После чего под музыку дети в произвольном порядке передвигаются по залу. После того как музыка остановилась, все должны сбежаться к своим флажкам. Отмечаются дети, которые быстрее всего выполнили задание.

«Угадай друга по голосу»

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие, развитие произвольного внимания, координации движений.

Ход игры: Один из участников выбирается водящим и поворачивается спиной к детям. После чего кто-либо один из детей должен произнести слово вслух, а водящий должен угадать человека, сказавшего это слово.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

ИКТ как средство развития познавательных процессов у детей с ОВЗ Педагог в своей профессиональной деятельности опирается, как правило, на традиционные методы воспитания детей. К сожалению, как показывает.

Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников Целью коррекционно – развивающей программы является развитие познавательных процессов детей. Программа содержит 8 групповых занятий, которые.

Математические викторины, как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста 1. Слайд Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений.

План работы по самообразованию «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста» 2014–2016 учебный год Память- это основа психической жизни, основа нашего сознания. С каждым годом жизнь требует от нас, взрослых чего-то нового, а также и от.

Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста» Проект «Развитие мыслительных процессов через LEGO конструирование у детей дошкольного возраста» Вид проекта: творческий, долгосрочный.

Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастаУчебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Дошкольники – прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр
Опубликовано: 26 августа 2016 в 20:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД