Папки-передвижки

Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста

Ольга Пономарева
Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста

Содержание

Пояснительная записка

Занятие 1 : “Я и Мое тело”

Занятие 2 : “Я и Мой язык”

Занятие 3 : “Я и Мой Язык”

Занятие 4 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 5 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 6 : “Я и Я”

Занятие 7 : “Я и Я”

Занятие 8 : “Я и Другие”

Занятие 9 : “Я и Другие”

Занятие 10 : “Я и Другие”

Литература

Пояснительная записка

Публикация «Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста» размещена в разделах

Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умению пойти на компромисс в нужной ситуации.

Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.

Проводя занятия, необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "Я". Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть" рядом другого человека с присущими ему внешними и внутренним миром.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.

Цель программы - формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи:

1. Обучение детей пониманию себя и умению "жить в мире с собой".

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие открытости и мужества выражать свое отношение к другим людям без насилия.

4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

5. Овладение умениями выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

6. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями как средствами человеческого общения.

Категория: младший школьный возраст.

Продолжительность: 10 часов (1 раз в неделю).

Занятие 1 : “Я и мое тело”

Цель: преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же двигательное раскрепощение.

1. Знакомство.

Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе. Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с передачей мяча друг другу. Например:

а) участник называет свое имя и передает мячик другому, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники;

б) участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору;

в) участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, после этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч, вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева.

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ:

- Узнал ли ты, как кого зовут?

- Чье имя было запомнить труднее всего?

- Доволен ли ты своим собственным именем?

2. Обсуждение правил:

- Не опаздывать и не пропускать занятия

- Не обижать друг друга

- Называть друг друга только по имени

3. Разминка

ЦЕЛИ:

- Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

- Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;

а) Упражнение "Меняются местами".

Все сидят в кругу, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: "Меняются местами те, у кого. ,{например, в одежде есть синий цвет); те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула, становится водящим.

б) Упражнение "Почесать спину".

Все встают в два больших круга, так чтобы каждый оказался напротив участника из другого круга (внешнего или внутреннего, таким образом, образовав пары, после чего необходимо сделать друг другу приятный и бодрящий массаж.

4. Основное содержание занятия :

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО:

- Ребята! Мы с вами начинаем тренинг под названием " Жить в мире с собой и с другими".

- Как вы понимаете смысл этих слов?

После высказываний ребят, ведущий подводит итог, сообщает о задачах, которые будут решаться на занятиях.

а) Игра "Тень".

Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.

Необходима фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные - “зрители”. Один ребенок - "путник", другой его "тень". "Путник" идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади, идет второй участник, его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения первого. Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений: "сорвать цветок", "присесть", "поскакать на одной ноге", "остановиться и посмотреть из-под руки" и т. д.

б) Игра "Путаница".

Цель: преодоление скованности, двигательное раскрепощение.

В этой игре хорошо использовать, веселую музыку. Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Павой рукой каждый берет за руку любого игрока, левая остается для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей - распутаться, не отпуская рук.

в) Игра "Белые медведи".

Цель: снятие мышечного напряжения, стимулирование активности и развитие навыков совместных действий.

Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое участников берутся за руки - это медведи. Со словами "медведи идут на охоту!" они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи идут спать, а затем снова на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного не пойманного игрока.

5. Рефлексия занятия :

- как вы чувствуете себя сейчас?

- Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

Занятие 2 : "Я и Мой язык"

Цель: развитие языка жестов, мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка.

Цель: повышение сплоченности группы.

а) Игра: "Дракон кусает свой хвост".

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается поймать последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ("не укусит" хвост, то на место "головы" дракона встает другой ребенок.

б) Игра "Бип"

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то тот, кого угадали, говорит "бип".

2. Основное содержание занятия.

а) Беседа "Как можно общаться без слов?" Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Спросить, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние.

б) Упражнение "Иностранец".

Цель: развитие языка жестов.

Детям предлагается пообщаться с иностранцем, который приехал в гости и не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорил. Пообщайтесь с ним, объясните ему значение некоторых слов.

в) Упражнение "Через стекло".

Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Детям предлагается сказать друг другу что-либо жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить следующие: "Вы забыли надеть шапку, а на улице очень холодно"; "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п. или ребенок сам придумывает свое сообщение.

После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли было?

г) Игра "Изобрази сказку".

Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм, и пытаются изобразить ее без слов. А другая группа должна угадать, какая это сказка и кто кого изображает.

В этой игре важно договориться, о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

3. Рефлексия:

- кому понравилось занятие?

- Что было необычно?

- Кому было трудно?

- У кого получалось общение без слов, без особого труда?

Занятие 3 : "Я и Мой язык".

Цель: развитие языка жестов, мимики и пантомимики; Понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка:

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

а) Упражнение "Американский дождик".

Упражнение выполняется стоя в круге. Начинает упражнение ведущий, потом присоединяется соседний к нему ребенок, потом следующий и так по очереди, пока упражнение не начнут выполнять все. Затем ведущий показывает следующий сигнал, сосед выполняет то, что показывает ведущий (остальные в это время выполняют прошлый сигнал).

СИГНАЛЫ: 1. Щелчки пальцами.

2. Растирание ладошек.

3. Попеременные, легкие удары ладошками по груди.

4. Удары по коленкам.

И в обратном порядке, до первого сигнала.

б) Упражнение "Приветствие".

Цель: установление физических контактов, способствовать большей учеников со всеми классами.

Публикации по теме:

Циклограмма работы учителя-логопеда в школе (1 ставка) Циклограмма работы учителя – логопеда Дадашовой К. А. на 2014 – 2015 учебный год Дни недели Время Занятия Понедельник 9.00 - 9.40 Подгрупповое.

Перспективно-календарное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе (сентябрь, октябрь) Всем доброго времени суток. Сейчас актуальна тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Перспективно-календарное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 20:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД