Программа развивающих занятий по формированию и развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Ольга Брум
Программа развивающих занятий по формированию и развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Программа развивающих занятий по формированию и развитию коммуникативных способностей

Автор Брум Ольга Николаевна

воспитатель 1квалификационной

категории МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №139»

г Саратова

2013г

Пояснительная записка

Актуальность темы: Старший дошкольный возраст, предшкольная пора, уже совсем скоро дети с распростертыми крыльями полетят в школу, они и не предполагают, сколько трудностей у них впереди. Поэтому нам взрослым необходимо,раскрыть, укрепить крылышки детей. Крылья состоят из множества несущих перьев, у человека –это интеллект, коммуникативные способности, физическое здоровье. На основе диагностики, на базе нашего МДОУ, можно сделать вывод, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, взрослыми. В результате я разработала программу по формированию и развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Она состоит из 15

занятий (каждое занятие рассчитано на 30-35 минут)

Программа направлена на развитие коммуникативных способностей, а также психических процессов: внимание, память, мышление, воображение в особенности те их компоненты, в формировании которых наблюдаются трудности у большинства детей старшего дошкольного возраста.

Программу можно использовать для группы детей и для, индивидуального проведения.

Цель программы - это формирование коммуникативных способностей, любознательности, поощрение и психологическая поддержка ребенка.

Задачи программы:

1. Развитие коммуникативных способностей, диалогической и монологической речи.

2. Развитие познавательных процессов (мышление, памяти, внимание)

3. Раскрепощение ребенка, снятие психоэмоционального напряжения.

Программа состоит из одного блока.

Занятия данного блока призваны развивать речь, гибкость мышления, стимулировать поисковую активность детей.

В данной программе использованы разнообразные задания, специально подобраны так, чтобы способы работы можно было варьировать.

В рамки программы включены задания, развивающие ассоциативное мышление, а также занятия, требующие не шаблонного, стереотипного решения. Занятия походят в игровой форме, как ведущей деятельности детей.

Программа рассчитана на то, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре, научился выполнять упражнения. Занятия желательно проводить под спокойную музыку.

Игры и упражнения можно упрощать и усложнять.

Необходимым условием эффективности развивающей программы является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу, привлечь его желания, потребности. Переживание маленьких успехов в этой работе, удовольствие от ее выполнения и является основным условием ее успешного проведения.

Рекомендации:

использовать групповые формы работы, это дает возможность детям помогать друг другу, учит совместно работать.

После проведения игр, делать акцент, на позитивном.

Помнить, что работа в кругу помогает детям раскрываться, преодолевать барьеры в общении.

Создание ситуаций интеллектуального соперничества между детьми.

Сталкиваясь с защитной реакцией детей (смехом, молчанием и др.)

относиться к этому с пониманием, дать поучаствовать в работе еще раз.

Обучение детей самостоятельному конструированию логических заданий.

Создание ситуаций при выборе заданий различной степени трудности.

Программа развивающих занятий

Занятие 1

Цель: Развитие речи, активного внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Игра «Тропинка».

Игра «4 стихии»

Игра «Слушай звуки»

Игра «Зеваки»

Массаж рук.

Занятие 2

Цель: Развитие концентрации внимания, звуковой культуры речи.

Игра «Кокон»

Игра «Буквы алфавита»

Игра «Пишущая машинка»

Игра «Используй каждую секунду»

Игра «Обойди спиной»

Занятие3

Цель: Развитие переключение внимания, словарного запаса, умение концентрировать свое внимание одновременно на нескольких предметах.

Игра «Каждой руке свое дело»

Задание: Сосчитаете ли?

Игра «Три дела одновременно»

Игра «Кто за кем?»

Игра «Кто быстрее соберет»

Занятие 4

Цель: Развитие монологической речи, произвольной памяти.

Игра «Рисование со слов»

Игра «Художник»

Игра «Вспомни не глядя»

Игра «Из, какой, песни»

Игра «Узнай по голосам»

Заятие5

Цель: Развитие грамматического строя речи, словарного запаса,

зрительной и слуховой памяти, объем памяти.

Игра «Увидел, услышал - запомни!»

Игра «На ком оборвется?»

Игра «Где стереть?»

Игра «Цвет и форма»

Игра «Вспомни, не гладя»

Занятие 6

Цель: Развитие связной речи, логической памяти, мышления.

Игра «Кто, что сделал?»

Игра «Восстанови память»

Игра «5 картинок»

Игра «Ассоциация»

Занятие7

Цель: Развитие творческого воображения, пространственного восприятия,

невербальных способов общения.

Игра «Волшебные картинки»

Игра «Рассказать жестами»

Игра «Изобрази без предмета»

Игра «Кто бегает, кто прыгает?»

Игра «Артисты пантомимы»

Занятие8

Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.

Игра «Танцоры»

Игра «Сидя на стульях»

Игра «Песня, в которой есть ответ на любой вопрос»

Игра «Скульптура пирамиды»

Игра «Пародисты»

Занятие 9

Цель: Развитие мыслительных операций, диалогической речи.

Игра «Три слова»

Игра «Ну-ка отгадай»

Игра «Определи игрушку»

Игра «Пословицы»

Игра «Придумай загадку»

Занятие10

Цель: Развитие аналетико -синтетической деятельности, монологической речи.

Игра «Картинки-загадки»

Игра «Парные картинки»

Игра «Перечисли предметы»

Игра «Противоположность»

Игра «Сочини рассказ»

Занятие11

Цель: Развитие мыслительной операции сравнение (сопоставление, грамматического строя речи.

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Лишняя игрушка»

Игра «Узнай свое число»

Игра «Занимательное донесение»

Игра «Дорисуй»

Игра «Кляксы

Занятие12

Цель: Развитие мыслительных ассоциативных связей, связной речи.

Игра «Ассоциации»

Игра «Определение»

Игра «Где мы побывали, что мы повидали?»

Игра «Анаграммы и логарифмы»

Игра «Рифмы – анонимы - каламбуры»

Занятие13

Цель: Развитие словарного запаса и закрепление знаний звуковой культуры речи, морфологической структуры слова.

Игра «Полслова за вами»

Игра «Алфавит вокруг нас»

Игра «Слово наоборот»

Игра «Добавь словечко»

Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыговорить»

Занятие14

Цель: Развитие коммуникативных способностей, памяти восприятия, невербального общения.

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Вот так позы»

Игра «Зеркала»

Игра «Тело»

Игра «Занятный номер»

Занятие15

Цель: Развитие внимания, мышления, произвольности, самоконтроля, связной речи.

Игра «Волшебное слово»

Игра «Всякому слову, свое место»

Игра «Дай определение» (мяч)

Игра «Тень»

Игра «Иголка и нитка»

Литература

1. Шмаков С. А. Её величество игра. Москва Магистр 1992г

.

2. ШипицинаЛ. М. Нилова Т. А. Азбука Общения Санкт- Петербург2000г

3. Чистякова М. И. Психогимнастика – Москва Просвещение 1995г

4. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. Веселые, грустные.

Дрофа 1998г

5. Шмаков С. Безбородова Н От игры к самовоспитанию.

Москва Новая школа 1992г

Публикации по теме:

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Программа развивающих занятий по формированию и развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 10:27
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...