МААМ-картинки

Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»

Маргарита Козицына
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию программу по социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Нам всем известно, что дети с ограниченными возможностями испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, в усвоении общепринятых норм поведения, они практически не ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.

Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Публикация «Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями „Мир социальных отношений“» размещена в разделах

Программа, которую я представляю, разработана для проведения занятий по социальной ориентировке, рассчитана на подростков с особенностями психофизического развития в возрасте от 12 до 18 лет.

Цель программы - социализация детей с ограниченными возможностями для дальнейшей интеграции в общество, путем развития индивидуальных возможностей, формирования трудовых навыков, профессиональной ориентации, знакомства с правами и обязанностями, расширения социальных связей.

Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи (представлены на слайде) :

• дать элементарные представления о жизни, труде и быте людей;

• формировать позитивное отношение к труду;

• продолжить формировать и развивать социально-бытовые и трудовые навыки;

• помочь профессионально ориентироваться;

• научить пользоваться социальными учреждениями, обеспечивающими жизнедеятельность человека по возможности самостоятельно;

• научить пользоваться денежными средствами;

• научить планированию семейного бюджета и ведению домашнего хозяйства;

• формировать и развивать коммуникативные навыки;

• дать детям-инвалидам знания и представления о законе, дающим им право на социальную защиту, гарантированную государством.

Программа рассчитана на трехлетний период обучения, соответственно состоит из трех частей:

• первый год обучения - «Социальные учреждения», возраст воспитанников -12-13 лет;

• второй год обучения - «Основные документы гражданина Российской Федерации», возраст воспитанников - 14-16 лет;

• третий год обучения - «Социальная защита инвалидов Российской Федерации», возраст воспитанников 17-18 лет.

Как в любой программе, содержание каждой части делится на темы, после которых перечисляются примерные знания и умения, которыми воспитанник должен владеть после прохождения курса обучения. Затем дано тематическое планирование, опираясь на которое составляется календарное планирование.

Обучение по социальной адаптации проходит в форме занятий в группе, сначала дается теоретический материал, а для закрепления используются сюжетно-ролевые игры и, конечно же, экскурсий, но о них вы услышите позже.

Дидактические принципы, используемые в работе с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, представлены на слайде:

• воспитывающий характер обучения;

• наглядность обучения;

• доступность обучения;

• принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

• коррекционно-развивающего обучения;

• принцип практической направленности обучения;

• принцип интегрированного обучения.

Сегодня я бы хотела более подробно остановиться на теме, которая присутствует в каждом разделе нашей программы и является неотъемлемой частью жизни любого человека, это основные документы гражданина Российской Федерации.

На первом году проходит ознакомительный этап с учреждениями необходимыми в жизни каждого человека. Темы первого года обучения представлены на слайде. И в некоторых из этих тем, на начальном этапе при знакомстве с социальными учреждениями наши воспитанники имеют дело с такими документами как:

- формуляр, читательский билет;

- амбулаторная карта пациента;

- билеты, паспорт, посадочный и багажный талоны.

О этих документах мы узнаем с самого раннего возраста.

На втором году обучения начинается более сложная и серьезная работа, перед нами встает задача изучить все основные документы гражданина Российской Федерации, донести до наших детей понятия : «государство», «гражданин», «права», «обязанности», «закон», «конституция», и раскрыть само понятие «документы».

За год изучить с воспитанниками: паспорт, свидетельство о рождении, страховой медицинский полис, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании (аттестат о среднем образовании, диплом, трудовая книжка. И провести краткий обзор о предназначение выше перечисленных документов.

Так как мы имеем дело с разным уровнем развития детей, то и цели, достигнутые к концу года, значительно отличаются.

При изучении основных документов воспитанники должны знать:

социальное значение документа;

• назначение документа;

• где в документе указывается серия, номер;

• сроки действия документа;

• адрес получения или смены документа;

• правила получения и смены документа;

• правила пользования и хранения документа.

Воспитанники должны уметь:

• отличать от других документов;

• называть фамилию, имя, отчество, дату рождения;

• называть адрес проживания и регистрации;

• продлять срок документа или менять при необходимости;

• использовать данные документа при заполнении различных документов.

Для усвоения правил пользования документами в течение второго года обучения проходят только практические занятия по темам, касающимся заполнения документов в социальных учреждениях.

На начало учебного года я составила для воспитанников вот такой интересный документ (на слайд). На первом вводном занятии выдала каждому по экземпляру, тем самым простимулировав ребят на весь учебный год, и обеспечив их заданием для тренировки и закрепления, пройденных тем дома.

Каждую неделю, после занятий по социальной адаптации воспитанники заполняют новые строки, по мере изучения новых документов. А в конце учебного года все принесут эти бланки, и мы вместе проанализируем нашу работу за год.

На занятиях мы погружаемся в ситуации (по типу сюжетно-ролевых игр, в которых нам необходимо посетить то или иное учреждение, у меня есть адаптированные бланки заявлений требующихся в ЖЭКе, в банке, в салонах сотовой связи, в поликлинике, на почте, в библиотеке, школе, училище и т. п.

Еще одна проблема всех современных детей, заключается в том, что (в частности, не говоря о других сферах деятельности) родители делают все за них, а уж что касается документов, так их даже в руки не дают. В моей группе есть два воспитанника, которые в этом году окончили школу, они знают, что у каждого человека есть паспорт, но вот для чего он нужен, а уж, тем более что там за цифры такие интересные они понятия не имели.

К концу учебного года наши бланки почти заполнены, и то, что вы видите, сделано самостоятельно.

Третий год обучения самый сложный для наших воспитанников. В следующем году им предстоит разобраться в таких понятиях как: «социальная защита», «инвалид». Узнать о социальной защите инвалидов как системе экономических, социальных и правовых мер; о цели социальной защиты; о комплексе мер обеспечения жизнедеятельности инвалидов; о комплексе реабилитационных мероприятий.

Познакомиться с Федеральным законом «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (обзорно).

Третий этап нашей программы начинает одна из важнейших тем – порядок и условия признания граждан инвалидами.

Важно познакомить детей с задачей медико-социальной экспертизы, порядком ее проведения.

Дать представление о понятиях: группа инвалидности.

Рассказать о сроках установления инвалидности; поэтапном прохождении переосвидетельствования для подтверждения инвалидности.

И детально изучить с воспитанниками пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ.

Воспитанники должны знать:

• место нахождения учреждения, где проводится МСЭ;

• часы приема МСЭ.

• порядок прохождение переосвидетельствования для подтверждения инвалидности;

• пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ;

• порядок получения трудовых рекомендаций при освидетельствовании в бюро медико-социальных экспертиз;

Воспитанники должны уметь:

• самостоятельно или с опекуном доехать до учреждения, где проводится МСЭ;

• самостоятельно или с опекуном пройти переосвидетельствования для подтверждения инвалидности;

• самостоятельно или с опекуном подготовить пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ;

• самостоятельно или с опекуном забрать в положенный срок справку и ИПР из учреждения, где проходили МСЭ.

Важно чтобы воспитанники на третьем году обучения по этой программе знали, какие документы им нужны для подтверждения инвалидности, срок действия документов, ввести и объяснить понятие «индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов», цель разработки этой программы (ИПР, сроки проведения ИПР.

И, следовательно, рассказать о медицинской реабилитации, очень полезно познакомить воспитанников с льготными условиями санаторно-курортного лечения. В общем, разложить в их голове по полочкам весь их социальный пакет.

Хочу напомнить, что на третьем году реализации нашей программы, мы уделяем внимание не только документам необходимым для признания инвалидности и льготам, но и материальному обеспечению жизнедеятельности инвалидов.

Постоянное и единовременное материальное обеспечение. Пенсионное обеспечение, социальная пенсией. Дать определение понятию «льгота». Рассказать о льготах по уплате налогов; бытовых льготах (квартирная плата, коммунальные услуги, за пользование телефоном); о обеспечении инвалидов жильем, о понятиях: «улучшение жилищных условий», «жилые помещения», «государственный или муниципальный фонд».

Важно освятить для воспитанников вопрос медицинской помощи инвалидам, о лекарственном обеспечении.

Конечно третий год реализации данной программы очень сложный, но в то же время он самый основной, ведь без этих знаний нашим детям в жизни не обойтись. В этом учебном году программа реализуется на двух группах, что способствует преемственности между ними. Воспитанники знакомятся с теоретической частью, затем применяют свои навыки на практике.

Для большинства детей, основные принципы усваиваются только на практике и путем многократного повторения. Для наших детей это особенно важно, так как для многих из них основным социальным институтом является именно наш реабилитационный центр.

Публикации по теме:

«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению.

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа) 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 11ч 4 четверть –.

Фотоотчёт «Праздничная программа с участием детей с ограниченными возможностями»Фотоотчёт «Праздничная программа с участием детей с ограниченными возможностями» 3 декабря более двадцати лет отмечают Международный день инвалидов. В этот день не будет лишним напомнить всем о том, что среди нас живут.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья)Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы музыкальной культуры» Пояснительная записка Одной из важнейших задач сегодняшнего дня, является улучшение адаптации людей с ограниченными умственными способностями.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности "Я рисую", рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своими наработками в таком направлении, как реабилитация (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) детей с ОВЗ. Программа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 11:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД