Программа «Ребёнок в масштабе времени»

Марина Поляница
Программа «Ребёнок в масштабе времени»

серебряная медаль Всероссийского конкурса «Патриот России»

В будущее мы входим,

оглядываясь на прошлое

П. Валерии

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ

Опираясь на опыт отечественной и зарубежной музейной педагогики, мы рассматриваем музей как средство постижения окружающего мира через визуальный материал, а также как средство адаптации ребёнка к окружающему.

Такое понимание музея нашло отражение в цели и задачах разработанной подпрограммы.

Цель: содействие становлению личности ребёнка, развитие его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений.

Задачи программы:

1. Приобщить ребенка к музейной среде, как к исследовательскому и образовательному учреждению одновременно;

2. Воспитывать эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека;

3. Развивать визуальную грамотность (сформировать навык смотрения, детального рассматривания, обобщения увиденного);

4. Развивать творческие способности и эстетическое восприятие у детей;

5. Развивать познавательные процессы: воображение, фантазию, память, внимание, мышление, речь;

6. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию;

Для реализации поставленных задач в детском саду была создана предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда музея в детском саду:

1. Подбор экспонатов в соответствии с тематическим планом.

2. Расширение музейного пространства через создание «Комнаты открытий»

3. Пополнение постоянной краеведческой экспозиции «Посёлок, где мы живём»

4. Организация мини-музеев в группах.

5. Организация тематических мини-музеев с привлечением специалистов и сотрудников детского сада

6. Пополнение учебно-методической базы по данной теме.

Данная подпрограмма способствует решению некоторых педагогических задач дошкольного воспитания:

• Воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине и природе, доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.

• Развитие психофизических качеств: наблюдательности, сосредоточения, произвольного внимания, ориентировки в пространстве и времени, воображения.

• Знакомство с бытованием народных промыслов, с историей посёлка, в котором проживают дети, формирование ориентации во времени, формирование понятия «история».

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Для реализации подпрограммы учитываются следующие принципы:

1. кратковременности экскурсий (непосредственный контакт с произведениями искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными);

2. поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии;

3. доступности (основывается на умении музейного педагога соотнести предлагаемый материал с уровнем развития детей, их личным опытом, с теми знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют;

4. наглядности – реализуется с помощью специальных пособий: натуральные, изобразительные, схематические, объёмные, плоскостные и т. д.

5. содержательности – материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность;

6. гуманизма – экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей;

7. Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате работы по музейной педагогике в МБДОУ предполагается:

1. Сформировать у детей и родителей понимание того, что наш город Краснообск – это общий дом людей и живых существ и мы в ответе за сохранение нашего общего дома.

2. Повысить интерес родителей и детей к музейному пространству.

3. Развивать у детей созидательное отношение к окружающей действительности, бережное и уважительное отношение к предметам и фактам, несущим культурно-историческое содержание.

4. Сформировать у детей визуальную грамотность (развитие навыков смотрения, детального рассматривания, обобщения увиденного) и проектно-исследовательские умения и навыки.

5. Обогащать постоянно действующей экспозиции «Посёлок, где мы живём» новыми экспонатами.

6. Развивать проектно-исследовательские умения и навыки.

7. Дать детям понятие «краеведческий музей», показать его отличие от исторического музея.

8. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

9. Научить детей любоваться красотой изделий народного промысла, разбираться в своеобразии различных промыслов.

10. Научить детей классифицировать предметы по общему признаку.

11. Сформировать чувства причастности к культурному наследию своего народа.

6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

Содержание подпрограммы даёт возможность глубокого эмоционального взаимодействия на ребёнка и способствует формированию его эмоциональной сферы, развивает речь, обогащает словарь, расширяет знания ребёнка об истории и культуре своего народа и народов мира.

Подпрограмма направлена на формирование базовой культуры ребёнка, его личности, зачатков исторического сознания. Способствует зарождению интереса, даёт первые представления о музее.

Использует новые технологические особенности (музей в детском саду, мини-музеи в группах детского сада) и формы работы для создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих повышения качества образования.

Главной целью подпрограммы является содействие становлению личности ребёнка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений.

Культурно-образовательная деятельность подпрограммы осуществляется через её основные направления:

1. Информирование:

• организация консультаций для воспитателей;

• проведение семинаров по проблеме музейной педагогики;

• издание методических пособий «Музейные игры» и «Занятия в музее»;

• создание фото сессии для родителей «Жизнь музея»;

2. Обучение:

• организация экскурсии в мини-музеи детского сада;

• занятия в музее детского сада;

• экскурсии в музей земледелия поселка Краснообска.

3. Развитие творческих начал:

• проведение исторических игр;

• проведение конкурсов мини-музеев;

• создание фотовыставки «Мой любимый Краснообск».

4. Общение:

• в рамках этого направления будет организована совместная деятельность детей, родителей, воспитателей с использованием лепки, рисования, коллективной аппликации.

5. Отдых:

• организация игр в музее;

• проведение дня открытых дверей для родителей;

• создание книжек-малышек об экспонатах музея.

Кроме того, для реализации целей и задач подпрограммы планируется:

• Разработать систему мероприятий по активизации родителей и приобщению их к музейной педагогике.

• Наметить дальнейшую работу по интеграции музейного пространства в МБДОУ.

• Оборудовать в помещении музея библиотеку.

• Оборудовать помещение музея современными техническими средствами обучения и информирования.

Публикации по теме:

Конспект коррекционного занятия по математике. «Река времени» Создано 2.10.2012г. Автор: учитель-дефектолог 1 категории, МДОБУ детский сад №11, г. Нефтекамск. Корр. -об. цели: - закрепить знания детей.

Изречения, о жизни, о воспитании или семье Собрала мудрые мысли. Оформила их в альбом. Это изречения, о жизни, о воспитании или семье. Материал используется при работе с родителями,.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Программа «Ребёнок в масштабе времени»
Опубликовано: 11 января 2014 в 19:53
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...