Получи документы

Программа саморазвития Тема: «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР»

Светлана Зеленина
Программа саморазвития Тема: «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР»

Цель : выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи :

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах ведущих психологов и педагогов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Публикация «Программа саморазвития Тема: „Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах

3. Разработать систему работы по пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

4. Разработать рекомендации для родителей по коррекции мелкой моторики у детей с задержкой в развитии.

Актуальность выбранной темы:

Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.

Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.

Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.

Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы двигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие,координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка :

Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика.

Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Предполагаемый результат:

Сформированы у детей изобразительные навыки. Развит интерес к художественной деятельности.

Использует способы изображения-пластилинографией.

Ребёнок может анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развита мелкая моторика рук на 25%.

Ребёнок усидчив, аккуратен в выполнении творческих заданий.

Развит эстетический вкус.

Перспектива распространения.

Данная работа может быть апробирована в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР, а также при актуализации содержания может быть применена в общеразвивающих группах, так как позволяет выстроить ситуацию успеха каждого ребенка, раскрыть детскую инициативность и творчество.

Практический выход:

1. Консультации для педагогов ДОУ.

2. Родительское собрание. Консультации и мастер-классы для родителей воспитанников.

3. Семинар-практикум для педагогов.

Литература:

1. Борякова Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.

2. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.

3. Давыдова Г. Н.» Пластилинография»-М. :Издательство Скрипторий 2003г., 2006г.

4. Маркова Л. С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.

5. Шевченко С. Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. -М. АСТ. АСтрель 2006г.

План работы:

1 этап

Тема :» Теоретическое обоснование использования приёма пластилинографии в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задачи:

1. Анализ психолого -педагогической литературы по формированию мелкой моторики рук детей с ЗПР.

2. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей.

3. Характеристика особенностей развития мелкой моторики рук старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Пути реализации и формы работы:

1. Обоснование выбора диагностических средств для педагогической диагностики мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.

2. Оценка имеющихся условий для формирования мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.

3. Анкетирование с родителями по вопросу осведомленности их в использовании пластилинографии для развития моторики рук.

Способы оформления материала для использования в практической работе:

1. Составлен перспективный план работы «Пластилинография» по методике Г. И. Давыдовой. (Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста).

2. Создана социально – развивающая среда.

3. Составлен план работы с родителями.

2 этап:

ТемаСистема работы по развитию мелкой моторики у старший дошкольников с ЗПР средствами пластилинографии».

Задачи:

1. Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий пластилинографией.

Пути реализации и формы работы:

1. Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в развитии мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.

Способы оформления материала для использования в практической работе:

1. Разработан комплекс упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

3 этап:

Тема :» Внедрение полученных результатов развитию мелкой моторики рук средствами пластилинографии в педагогическую практику ДОУ.

Задачи:

1. Проверить эффективность используемой системы работы.

2. Анализ, обобщение и распространение результатов опыта: выступление на педагогическом совете, проведение семинара-практикума с педагогами.

3. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Пути реализации и формы работы:

1. Доклад на педсовете: «Основные направления работы по развитию мелкой моторки рук средствами пластилинографии».

2. Консультация-практикум «Путешествие в пластилинию».

3. Семинар-практикум "Пластилинография в детском саду»,

«Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

3. Консультация для родителей:

«Пластилинография – это интересно

4. Мастер-классы с родителями воспитанников.

Способы оформления материала для использования в практической работе:

1. Подготовка творческого альбома «Волшебный пластилин».

2. Наглядно-иллюстративный материал (подготовка шаблонов для изготовления работ).

3. Организация выставок творческих работ в технике пластилинографии.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Чтобы заинтересовать ребенка.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики» Воспитатель: Карасева. И, Н. Сентябрь 2015г - Апрель 2016 г. Я леплю из пластилина.

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» План работы по самообразованию. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене.

Разработка дидактического материала: «Развитие речи, мелкой моторики старших дошкольников на занятиях ИЗО деятельности» Актуальность. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир.

Развитие мелкой моторики и формирование математических представлений у дошкольников посредством игровых упражненийРазвитие мелкой моторики и формирование математических представлений у дошкольников посредством игровых упражнений Развитие мелкой моторики и формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игровых упражнений. Игровые.

Развитие мелкой моторики у детей посредством лепки Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Тема самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников» Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики дошкольников». на 2015-2016г. Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития Тема: «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 15 января 2017 в 16:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД