МААМ-картинки

Программа семейного клуба «Яркий мир»

Ирина Морозова
Программа семейного клуба «Яркий мир»

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Дорогобужский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»

Утверждено:

Решением методического совета

от «___» ___ 2018г.

Председатель ___ Н. В. Хотькина

Программа

семейного клуба

«Яркий мир»

Разработала:

И. В. Морозова – педагог-психолог

п. Верхнеднепровский

2018г

Пояснительная записка

Публикация «Программа семейного клуба „Яркий мир“» размещена в разделах

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем в детско-родительских отношениях. А также основная проблема семей участвующих в данном проекте – это алкогольная зависимость одного или обоих родителей.

Как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи и учреждения?

Мы разработали программу, которая поможет родителям повысить их воспитательскую компетентность посредством участия в тематических встречах родительского клуба «Яркий мир».

Актуальность программы

Тематика родительского клуба должна учитывать современные подходы к воспитанию несовершеннолетних в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания.

Гарантом эффективности работы клуба с родителями являются:

• установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

• доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;

• заинтересованность педагогов в решении проблем ребенка;

• системный характер работы с родителями.

Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:

• отказ от критики участников клуба;

• обеспечение свободы мнений;

• уважение жизненных позиций и семейных традиций;

• удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.

До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение проблем.

Цель программы : повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание услуг участникам клуба посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения, поддержка семьи в преодолении кризисной ситуации.

Задачи:

1. Создание благоприятной среды для общения родителей с детьми в неформальной обстановке.

2. Помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения.

3. Расширение сети позитивных коммуникативных контактов семьи.

4. Оказание социальной, психолого-педагогической поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

5. Вовлечение родителей и детей в организацию совместных мероприятий на принципах сотрудничества.

Продолжительность реализации программы : 9 месяцев

Участники: педагог-психолог, социальный педагог, организатор клуба, родители и дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Формирование группы осуществляется на добровольной основе.

Работа клуба предусматривает 2 заседания в месяц, продолжительность встречи 2 – 2,5 часа.

Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.

Методические средства, используемые на занятиях семейного клуба :

• групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;

• анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;

• информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;

• тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия

• диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т. д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.

Клубные правила

• Стараемся слушать и слышать друг друга.

• Кратко, чётко, аргументировано высказываем свои мысли, не забывая при этом об основной теме.

• Обсуждаем проблему, а не личность.

• Реализуем правило «здесь и сейчас».

• Говорим только от своего имени, называем друг друга по имени.

Работа в процессе реализации проекта «Здоровая семья» направлена на:

• - обсуждение трудностей клиента, прописания новой модели поведения;

• - снижение фокусирования на неудачах, обучение умению радоваться собственным успехам, формирования жизненной установки семьи;

• - укрепление внутрисемейных связей, формирования умений и навыков выстраивания детско-родительских отношений;

• - оказание комплексной помощи обучения методам воспитания детей, овладения техникой безопасности детей в быту, соблюдения правил гигиены, тем самым повышая педагогическую грамотность родителей в вопросах семейного воспитания;

• - раскрытия личностного потенциала семьи;

• - расширение сети социальных контактов, формирование опыта нравственного поведения, развития желания участвовать в массовых культурных мероприятиях;

• установление позитивного эмоционального контакта родителей с детьми в процессе совместной деятельности, раскрытия творческого потенциала семьи;

• - оказание социальной поддержки, развитие конструктивных копинг-стратегий, снижение чувства одиночества, повышение степени самопринятия;

• - отрабатывание психотравмирующих ситуаций в процессе творческого самовыражения, разрешение проблемных ситуаций, игротерапия;

• - изменение отношения родителей к себе, прошлому, настоящему, будущему, укрепление доверия к миру, на формирование умения открываться перед другими и открывать себя.

Данные мероприятия направлены на формирование жизненной установки семьи: организацию проведения совместного досуга, свободного времени с детьми, свободного общения семей друг с другом и детей с родителями.

В работе использовали следующие технологии:

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие;

- социально-педагогические (восстановительный и семейно-ориентированный подход);

- технологии комплексного подхода;

- сотрудничества;

- коррекционные технологии (воздействия музыкой, сказкотерапия, цветотерапия, арт-терапия, психогимнастика, танцевальная терапия, игровая терапия).

При проведении занятий семейного клуба варьировали (комбинировали) методы подачи информации клиентам с целью получения положительного результата в работе:

- разрешение проблемных ситуаций;

- анкетирование;

- беседы-дискуссии;

- игры-тренинги;

- инсценировки сказок;

- подвижные игры;

- составление коллажей;

- спортивные игротренинги;

- зрительные техники;

-способы снятия стресса;

- релаксация (техники снятия телесных зажимов, психологических барьеров);

- мастер – классы;

- практические задания «Педагогические ситуации»;

- игры-тесты;

- спортивные развлечения;

- викторины;

- мини-тренинги;

- «свободный микрофон».

В процессе встреч в родительском клубе родители смогут быть более внимательными к своим детям, приобретут навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, смогут создать атмосферу принятия, в которой ребенок будет чувствовать себя в достаточной безопасности.

У родителей повысится мера уважения к чувствам детей, произойдет осознание признания необходимости автономии ребенка, укрепления уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дадут возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.

В процессе общения родители и дети помогут друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Прогнозируемый результат :

- установление эмоциональной близости в семье;

- компенсация депривации разрыва детско-родительских отношений;

- формирование внутренней системы ценностей семьи;

- социальная адаптация семьи в обществе;

- активизация стойкой жизненной позиции в будущем (ведение здорового образа жизни).

Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах её реализации: через анкетирование участников, тест родительского отношения А. Столина-А. Варги, а также в ходе индивидуального консультирования детей и родителей. Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания в семье.

Этапы реализации программы :

1. Диагностика, формирование групп, знакомство.

2. Тематические занятия.

3. Итоговое занятие, рефлексия (анкета обратной связи).

Диагностика:

1. Методика «Генограмма»

Цель: анализ хода семейной истории, стадий развития семьи, взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

2. Методика «Семейная социограмма»

Цель: определение положения в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье; возникновения причин неблагополучия; оценки динамики семейных взаимоотношений.

3. Тест-опростник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Цель: выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

4. Техника «Экокарта»

Цель: изучение потребностей семьи, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами.

5. Методика «16 – факторная оценка семейной ситуации»

Цель: комплексная оценка семейной ситуации увязанная с факторами риска оценки жестокого обращения с ребенком.

6. Анкета обратной связи (Октябрь 2018г)

Перспективный план работы клуба «Яркий мир»

Семейный клуб «Яркий мир»

Проекта «Здоровая семья»

Структура занятия:

1. Круг общения

2. Совместная игра

3. Группа общения: сообщение темы, просмотр мультфильма по теме

4. Группа общения для взрослых / мастер-класс для детей

5. Чаепитие

6. Круг общения (рефлексия, впечатления от встречи, общая игра, ритуал прощания

Перспективный план работы: февраль - апрель

Примерные темы

Дата занятия Проводит психолог Проводит педагог-организатор

Февраль

18.02.2018г Группа общения

«Семья и семейные ценности» Творческая мастерская

Пластилинография

«Семья»

Клуб выходного дня

Праздник «Масленица»

Клуб выходного дня

Спортивно-игровая развлекательная программа

«День защитника Отечества»

Март

04.03.2018г Группа общения

«Роль матери в жизни ребенка» Творческая мастерская

Подарок маме: «Цветы для мамы»

Клуб выходного дня

Конкурсная программа к 8 Марта «Пусть всегда будет мама!»

25.03.2018г Группа общения

«Общение с ребенком в семье как диалог. Для чего?

В чем его воспитательная ценность и секреты?» Творческая мастерская

«Лепка из теста»

Апрель

01.04.2018г Группа общения

«Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции в семье» Творческая мастерская

«Пасхальные яйца»

Клуб выходного дня

07.04.2018г

Фестиваль детского творчества «Планета детства»

17.04.2018г Родительское собрание

«Поощрения и наказания в семье: как быть?»

Просмотр социального видеоролика «Не бейте детей!»

22.04.2018г Группа общения

«Мир семьи» Творческая мастерская

Коллаж «Моя мечта»

Перспективный план работы: май - август

Примерные темы

Дата занятия Проводит психолог Проводит педагог-организатор

Май

07.05.2018г Группа общения

«Агрессивный ребенок» Творческая мастерская

Обрывная аппликация

«Мое настроение»

Клуб выходного дня

18.05.2018г

«День семьи»

27.05.2018г Группа общения

«Здоровый образ жизни в семье» Игротренинг

«Спортивная семья».

Июнь

Клуб выходного дня

01.06.2018г

«1 июня – День защиты детей»

10.06.2018г Группа общения

«Безопасность ребенка в семье» Творческая мастерская

Коллаж «Безопасность ребенка в наших руках»

24.06.2018г Группа общения

«Стрессовые ситуации в семье» Творческая мастерская

Мастер - класс

«Изготовление антистрессовой игрушки».

Июль

08.07.2018г Группа общения

«Девочки и мальчики – два разных мира» Спортивное развлечение

«Рыцарский турнир»

Клуб выходного дня

18.07.2018г

Концертная программа с участием коллектива «Соловушка»

26.07.2018г Группа общения

«Воспитание детей в труде»

Спортивное развлечение

«Вместе с мамой»

Август

Клуб выходного дня

08.08.2018г

Песочная анимация «Сказка о рыбаке и рыбке»

12.08.2018г Группа общения

«Мы вместе»

Творческая мастерская

«Дорисуй и передай»

19.08.2018г Группа общения

«Мы – читающая семья» Творческая мастерская

Викторина «Путешествие по сказкам»; Пластилинография «Мой любимый персонаж сказки»

Перспективный план работы: сентябрь - октябрь

Примерные темы

Дата занятия Проводит психолог Проводит педагог-организатор

Сентябрь

Клуб выходного дня

03.09.2018г

Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!»

11.09.2018г Группа общения

«Эффективный родитель» Творческая мастерская

Творческая работа «Создание Сказочной Страны». Коллаж «Ромашка пожеланий»

25.09.2018г Группа общения

«Ребенок учится утешать себя, переводя боль в слова, которым его научила мама»

Творческая мастерская

Рисование «Коллективное дерево»

Октябрь

02.10.2018г Группа общения

«Жизнь без вредных привычек» Творческая мастерская

«Создай своего героя сказки». Драматизация сказки по желанию участников сказки

16.10.2018г Группа общения

«Что я хочу изменить в своей жизни»

Творческая мастерская

«Моя семья в будущем!»

Клуб выходного дня

23.10.2018г

Концертная программа с участием клуба «Соловушка»

Публикации по теме:

Фотоотчёт семейного клуба «Моя семья-спортивная»Фотоотчёт семейного клуба «Моя семья-спортивная» Екатерина Орленко «Моя семья— спортивная!». Фотоотчет семейного клуба «Моя семья – спортивная!» “Здоровье - бесценный дар, потеряв его.

Конспект ОД семейного клуба для детей с ОВЗ и родителей «Весёлые котята» Материал подготовил педагог-психолог МКДОУ №3 Детский сад «Белоснежка» г. Мирный, Архангельской области Дичева Тамара Александровна..

Конспект семейного клуба «Возрастные особенности детей 2–3 лет» «Семейный клуб» в первой младшей группе «Ладушки». Круглый стол на тему: «Возрастные особенности детей от двух до трех лет». Воспитатель:.

Презентация семейного клуба «Доброе зернышко» Детско-родительская встреча в рамках семейного клуба «ДОБРОЕ ЗЕРНЫШКО» Тема: «Вся семья вместе – так и душа на месте» Цель: Формировать.

Сценарий семейного клуба «Краски». Старшая группа Семейный клуб «Пчелка» ТЕМА: «Волшебные краски» ЦЕЛЬ: создание условий для эмоционального близкого общения детей, родителей, педагогов.

Сценарий семейного клуба в старшей группе «Форт Бойар» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 п. Шушенское Семейный клуб «Пчелка».

Встреча с родителями семейного клуба, посвященная Дню Матери Встреча с родителями семейного клуба посвященная Дню МатериЦель – Создать условия для воспитания любви и чувства благодарности к матери,.

Выступление на заседании Клуба семейного воспитания Туапсинского района Тема: «Ребенок - пешеход» Воспитатель МБДОУ ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе Т. И. Мкртчян Слайд № 2 Дорога… жизнь… как похожи эти два понятия…Дорога.

Заседание семейного клуба «Любящие родители» на тему «Укрепление здоровья детей» Цель: объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах укрепления здоровья детей. Задачи: приобщать родителей.

Заседание семейного клуба «Семейные традиции» Здравствуйте дорогие гости. Мы рады видеть вас в нашем уютном зале, на заседании семейного детско – родительского клуба «Счастливая семья».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа семейного клуба «Яркий мир»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 18:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД