Программа «Семья»

алена соколова
Программа «Семья»

Муниципальное образовательное учреждение

дошкольного образования детей

детский сад «Непоседа»

ПРОГРАММА

«Семья»

2-я младшая группа

Воспитатели:.

Соколова А. В.

Вейделевка 2013 год

Введение

Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения. Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

Отсюда мы – педагоги 2-й младшей группы детского сада ставим задачу изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед репродуктивной. Мы оцениваем семью как активный субъект педагогического процесса, и строим наше сотрудничество на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Важную роль в развитии ребёнка отводим себе. Здесь, в детском саду «Непоседа» дети получают образование, приобретают умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Мы считаем, что более эффективное овладение данными навыками будет при тесном взаимодействии с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В своей группе создаем особый эмоциональный микроклимат. Главной особенностью семейного воспитания считаем особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Стараемся влиять на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Используем личностные качества родителей, так как они во многом определяют личностные качества детей, результативность воспитательной функции семьи.

Мы - педагоги в равной степени с родителями несём ответственность за воспитание человека, поэтому планируем помощь друг другу, определение правильного системного подхода к каждому ребёнку. С этой целью в МДОУ «Непоседа» совместными усилиями родителей и педагогов второй младшей группы №1 была разработана программа «Семья», которая и определила направления работы, формы и методы, позволяющие достичь поставленных целей.

Цель программы: вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, т. е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители.

Совместная работа с семьей планируется условно по следующим основным направлениям:

изучение семьи;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

участие родителей в управлении дошкольного учреждения;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

На начальной ступени реализации нашей программы «Семья» проходило тесное сотрудничество воспитателей группы и семьи каждого ребенка по изучению условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и их родителей. Изучение семьи позволило нам ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности При анализе детских работ мы обращаем внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды определили тестирование родителей.

(Приложение1).

Эффективным средством педагогического и правового общения выделили наглядную агитацию (Приложение 2); семинары, проводимые заведующим или старшим воспитателем. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов.

Трудовое воспитание в ДОУ и в семье

Так как мы - педагоги, и родители хотим видеть ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относящегося к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье, поэтому можно отметить, что цели воспитания детей в детском саду «Непоседа» и в семье едины.

На основе принципа параллельности воздействия нашего дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.

Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.

Мы часто в своей группе с детьми изготавливаем простые поделки к праздникам «Природная мастерская», «Для любимой мамочки», «Зимняя фантазия» и т. д. Свою работу, выполненную в группе совместно с воспитателями, ребёнок с гордостью несёт домой. И с другой стороны родители в семье откликаются на просьбу воспитателей: могут отремонтировать игрушки, изготовить атрибуты для карнавальных костюмов и декорации для украшения группы или музыкального зала. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребёнок!

При организации нашей совместной деятельности с родителями и детьми всегда наблюдается объединяющая связь. В нашей группе стала доброй традицией помощь родителей во время осенней и весенней уборки участка, подготовка огорода к посадке и т. д.

Таким образом, организация разного рода совместных дел с родителями приближает семью к детскому саду.

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ

В нашей группе созданы благоприятные условия для физического воспитания детей не только в рамках дошкольного учреждения, что является достаточно эффективной мерой. Ведь большую часть активного бодрствования воспитанников проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы. Для реализации этой проблемы нами используются не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации, но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы) об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов и праздников, туристические походы и т. д.)

С учетом программы родителям даём важные советы организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, физкультурно-оздоровительные комплексы "Домашний стадион", мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но при реализации данных комплексов возникают проблемы. Большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или "контролера".

Систематически проводим невербальный характер организации двигательной деятельности. Это подвижные игры, физические упражнения и тренинги, которые являются эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющие различный культурный опыт и несхожими педагогическими установками. (Приложение 5)

Встречаются в нашей практике и родители, которых приходится на конкретных примерах убеждать, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонично развитым, если приложить к этому усилия и совместно с нами придерживаться единых требований. (Приложение 6)

Но нужно помнить, что главное, чтобы все перечисленные выше нами формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое построение работы требует от нас постоянного самообразования и самосовершенствования. (Приложение 7)

Заключение

В ходе нашей работы были рассмотрены вопросы о том, что семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.).

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем.

Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания.

Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • День семьи
Автор публикации:
Программа «Семья»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 19:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...