Программа «Семья»

алена соколова
Программа «Семья»

Муниципальное образовательное учреждение

дошкольного образования детей

детский сад «Непоседа»

ПРОГРАММА

«Семья»

2-я младшая группа

Воспитатели:.

Соколова А. В.

Вейделевка 2013 год

Введение

Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения. Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

Отсюда мы – педагоги 2-й младшей группы детского сада ставим задачу изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед репродуктивной. Мы оцениваем семью как активный субъект педагогического процесса, и строим наше сотрудничество на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Важную роль в развитии ребёнка отводим себе. Здесь, в детском саду «Непоседа» дети получают образование, приобретают умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Мы считаем, что более эффективное овладение данными навыками будет при тесном взаимодействии с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В своей группе создаем особый эмоциональный микроклимат. Главной особенностью семейного воспитания считаем особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Стараемся влиять на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Используем личностные качества родителей, так как они во многом определяют личностные качества детей, результативность воспитательной функции семьи.

Мы - педагоги в равной степени с родителями несём ответственность за воспитание человека, поэтому планируем помощь друг другу, определение правильного системного подхода к каждому ребёнку. С этой целью в МДОУ «Непоседа» совместными усилиями родителей и педагогов второй младшей группы №1 была разработана программа «Семья», которая и определила направления работы, формы и методы, позволяющие достичь поставленных целей.

Цель программы: вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, т. е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители.

Совместная работа с семьей планируется условно по следующим основным направлениям:

изучение семьи;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

участие родителей в управлении дошкольного учреждения;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

На начальной ступени реализации нашей программы «Семья» проходило тесное сотрудничество воспитателей группы и семьи каждого ребенка по изучению условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и их родителей. Изучение семьи позволило нам ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности При анализе детских работ мы обращаем внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды определили тестирование родителей.

(Приложение1).

Эффективным средством педагогического и правового общения выделили наглядную агитацию (Приложение 2); семинары, проводимые заведующим или старшим воспитателем. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов.

Трудовое воспитание в ДОУ и в семье

Так как мы - педагоги, и родители хотим видеть ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относящегося к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье, поэтому можно отметить, что цели воспитания детей в детском саду «Непоседа» и в семье едины.

На основе принципа параллельности воздействия нашего дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.

Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.

Мы часто в своей группе с детьми изготавливаем простые поделки к праздникам «Природная мастерская», «Для любимой мамочки», «Зимняя фантазия» и т. д. Свою работу, выполненную в группе совместно с воспитателями, ребёнок с гордостью несёт домой. И с другой стороны родители в семье откликаются на просьбу воспитателей: могут отремонтировать игрушки, изготовить атрибуты для карнавальных костюмов и декорации для украшения группы или музыкального зала. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребёнок!

При организации нашей совместной деятельности с родителями и детьми всегда наблюдается объединяющая связь. В нашей группе стала доброй традицией помощь родителей во время осенней и весенней уборки участка, подготовка огорода к посадке и т. д.

Таким образом, организация разного рода совместных дел с родителями приближает семью к детскому саду.

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ

В нашей группе созданы благоприятные условия для физического воспитания детей не только в рамках дошкольного учреждения, что является достаточно эффективной мерой. Ведь большую часть активного бодрствования воспитанников проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы. Для реализации этой проблемы нами используются не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации, но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы) об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов и праздников, туристические походы и т. д.)

С учетом программы родителям даём важные советы организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, физкультурно-оздоровительные комплексы "Домашний стадион", мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но при реализации данных комплексов возникают проблемы. Большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или "контролера".

Систематически проводим невербальный характер организации двигательной деятельности. Это подвижные игры, физические упражнения и тренинги, которые являются эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющие различный культурный опыт и несхожими педагогическими установками. (Приложение 5)

Встречаются в нашей практике и родители, которых приходится на конкретных примерах убеждать, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонично развитым, если приложить к этому усилия и совместно с нами придерживаться единых требований. (Приложение 6)

Но нужно помнить, что главное, чтобы все перечисленные выше нами формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое построение работы требует от нас постоянного самообразования и самосовершенствования. (Приложение 7)

Заключение

В ходе нашей работы были рассмотрены вопросы о том, что семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.).

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем.

Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания.

Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • День семьи
Автор публикации:
Программа «Семья»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 19:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте....
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Конспект НОД по аппликации (из готовых форм, по рисунку — образцу.) «Елочка — Красавица»
Потемкина Светлана Конспект НОД по аппликации ( по представлению, по образцу) «Елочка – Красавица ». Цели и задачи: Продолжать учить детей создавать...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....