Получи документы

Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Наталья Величко
Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

ПРОГРАММА

Сенсорного воспитания детей

дошкольного возраста

с проблемами в развитии.

(из опыта работы)

Составила воспитатель

Нач. шк. -дет. сад №32

Величко Н. В.

г. Коломна, 2010 г.

Пояснительная записка.

Публикация «Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии,» размещена в разделах

В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основной для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов -внимания,памяти,сферы образов -представлений, мышления,речи и воображения ; с другой- оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности -предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов

Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений. Делает эти образы более четкими. Систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа. А затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа- представления.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно- двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия. Работа по этим направлениям значима для развития ребенка в течение первых трех лет его пребывания в дошкольном учреждении. На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов- представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.

Вторая младшая группа (возраст детей 3 года).

Задачи обучения и воспитания.

• Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.

• Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.

• Учить детей различать свойства и качество предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий, сладкий -кислый.

• Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).

• Формировать у детей поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.

• Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности- в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, и строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Показатели развития к концу года.

Дети должны научиться:

Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи где стульчик»;

различать свойства и качество предметов: мокрый- сухой, большой-маленький, сладкий- кислый, горячий- холодный;

воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой- маленький, горячий- холодный, кубик-шарик);

• сличать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

• дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных

• инструментов (выбор из трех);

• складывать разрезную картинку из четырех частей ;

• узнавать и называть круг, квадрат, треугольник;

• учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катиться; кубик стоит, не катиться; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);

• дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?» : выбор из двух - трех предметов или картинок)

Средняя группа (возраст детей 4 года).

Задачи обучения и воспитания

• Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов,

• Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

• Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

• Продолжать формировать поисковые способы ориентировки - пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.

• Формировать у детей целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.

• Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой).

• Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).

Показатели развития к концу года

Дети должны научиться:

Различать свойства и качества предметов: маленький - большой - самый большой; сладкий -горький – солёный-кислый;

• Доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из трех);

Учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности;

• Складывать разрезную сюжетную картинку из четырёх частей;

• Выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, цвет);

• Пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;

• Выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под; Называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» - «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»);

• Дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка, реагируя на изменение звучания определенным действиям;

• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, конус, цилиндр,треугольная призма (крыша);

• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Старшая группа (возраст детей 5 лет).

Задачи обучения и воспитания

• Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырёх- шести частей с разной конфигурацией разреза.

• Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

Развивать у детей восприятие и память : вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с)

• Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием. Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков.

• Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко. Ближе -дальше.

• Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

• Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

• Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).

Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способом обследования предметов: зрительно -тактильно - ощупывать, зрительно- двигательно - обводить по контуру.

• Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

• Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок ; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).

• Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.

• Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

Показатели развития к концу года.

Дети должны научиться:

• Складывать разрезные предметнее картинки из шести различных частей;

• Выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;

• Соотносить плоскостную и объё мную формы: выбирать объёмные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объёмному образцу;

различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;

• производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух- трёх объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;

• вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины;

Сличать и называть цвета спектра: красный, желтый, зелёный, синий, оранжевый, голубой, фиолетовый (хроматические, и белый, черный (ахроматические, различать цвета по светлоте и насыщенности;

• Опознавать знакомый предмет по словестному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);

• обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;

• узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи) : сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;

Подготовительная группа (возраст детей 6 лет).

Задачи обучения и воспитания.

• Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из пяти- шести элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка.

• Учить детей воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке: по картинке, разрезанной на семь-восемь частей;

• Продолжать учить детей дифференцировать объёмные формы по образцу.

• Учить детей соотносить форму предметов с геометрической формой -эталоном.

• Учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами.

• Продолжать формировать у детей представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим - большим.

• Продолжать формировать у детей ориентировку в пространстве, в схеме собственного тела.

• Продолжать учить детей дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности.

• Учить использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

• Учить детей пониманию того, что окружающие их предметы имеют различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности.

• Учить детей дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.

• Учить детей группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

• Формировать у детей целостное представление о предметах: подвести детей к пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства.

• Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов.

• Формировать у детей представление об общих определенных признаках, характерных для данного вида.

• Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

• Закреплять знания эталонов.

Показатели развития к концу года.

Дети должны научиться: Воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;

• Соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;

• Ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;

• Дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;

• Использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

Описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качество поверхности, вкус;

• Дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;

• Группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

• Использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;

• Составлять из нескольких треугольников фигуры большего размера, другой формы;

• Пользоваться простой схемой- планом.

Список литературы

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-воспитательное обучение и воспитание, -М. : Просвещение, 2003.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2004.

3. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Л. А. Парамоновой, М. 2004.

4. 4. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика - М. -2004

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : Кн. для учителя. - М. Бук- Мастер, 1993

6. Венгер Л. А. ,Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада. -М. Посвещение,1988.

7. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. -М. : АРКТИ,2008.

8. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении :Практические рекомендации. -М. :АРКТИ,2006.

9. Ремезова Л. И. Играем с цветом:Методика. -М. :Школьная Пресса,2004.

10. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕ

Публикации по теме:

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ" Цель: создание условий для сенсорного воспитания детей.

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры, развивающие мелкую моторику рук, для детей с проблемами в речевом развитии Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики.

Инновационный опыт «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Цель иследования Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие.

Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» В настоящее время приоритетом дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одна из задач утверждённая.

Патриотического воспитания детей дошкольного возраста Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание.

Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста «Учимся, играя» на 2016–2017 уч. год Паспорт программы. Продолжительность программы: сентябрь – май. Тип программы: познавательно – игровой. Участники: дети ясельной группы,.

Теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников «Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
Опубликовано: 4 октября 2017 в 21:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД