Получи документы

Программа «Сообщество»

Ирина Еремина
Программа «Сообщество»

В основе концепции программы “ Сообщество”, лежит утверждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Цель программы состоит в том, чтобы развить у каждого ребё нка:

• творческое начало, воображение, изобретательность;

• способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

• способность ставить проблемы и находить их решение;

• неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Основной формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор, задачами которого являются:

Публикация «Программа „Сообщество“» размещена в разделах

1. Установить комфортный социально – психологический климат в детском коллективе, через:

•свободное общение со сверстниками;

•возможность высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;

•сопереживание друг другу;

•выбор партнёра по своему желанию (с кем бы ты хотел сотрудничать в центре).

2. Дать детям новую информацию посредством:

•введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента и т. д. ;

•создания мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;

•презентации центров.

3. Организовать планирование деятельности (выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы)

4. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.

Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе: рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции и индивидуализации.

Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе ДОУ подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Анализируя методическую литературу, мы заинтересовались предлагаемой многими авторами формой организации детей - утренним сбором. Структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах активности позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе, так как позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания. Он включает в себя несколько структурных элементов.

1. Позывные для утреннего сбора.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речевка. В любом случае, позывные, возможно, связать с требуемой темой.

2. Организация круга.

Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы или стоят, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.

3. Приветствие.

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет.

Прежде чем начать приветствие, мы его моделируем, то есть показывает, как это делается. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты, ласковые слова. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

4. Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени выслушать всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям вместе решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.

5. Обмен информацией

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал в рассказывании.

7. Проблемные ситуации.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – дети чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

8. Тематические приветствия.

В группах нашего ДОУ утренний сбор уже начал использоваться воспитателями.

Например, мы успешно организуем воспитанников для начала режимных моментов и НОД, используя речевку в качестве сигнала сбора. Дети быстро собираются около воспитателя, в кругу они приветствуют друг друга добрыми и ласковыми словами – комплиментами и пожеланиями, передавая их вместе с волшебной снежинкой, цветком. Далее мы подводим детей к восприятию познавательно – образовательной темы дня. Так, 3 декабря, в День инвалидов, это была тема дружбы, взаимопомощи и уважения друг к другу.

А 26 декабря, в День спасателя Российской Федерации, это была тема мужества, взаимопомощи и сострадания. Дети не только называли качества человека, но и делились своими воспоминаниями и впечатлениями.

Иногда, мы применяем в утреннем сборе круговую эстафету волшебного клубочка: дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывали нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, формируется чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Здесь же, в кругу утреннего сбора, мы ставим перед детьми цель НОД.

9. Игры по теме проекта.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи или группы, или плакат «Интересы моей семьи», или семейные фотографии и фотографии групповые).

10. Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Наиболее важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, на которой совместно с детьми и родителями осуществляем планирование деятельности в центрах активности.

Тему проекта предлагают дети, исходя из своих интересов и потребностей. Для того чтобы получить полную информацию о знаниях детей по выбранной теме проекта, мы используем “Модель трёх вопросов”.

o Что вы знаете?

o Что вы хотите узнать?

o Что надо сделать, чтобы узнать?

Ответы фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым имя ребёнка. Тема выбрана. Далее вместе с детьми составляем план – “паутинку”, она является образовательной основой плана. Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: “Что мы с вами можем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о …. ?”. Все идеи так же записываем, затем корректируем. Наша задача заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Следующим шагом планирования на утреннем сборе является выбор детьми центров активности.

Мы проводим презентацию центров, сообщаем детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Итак, дети сами приняли решение, в каком центре активности они сегодня будут заниматься, какие материалы им понадобятся для реализации своего замысла. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка.

В качестве партнёров в совместной деятельности выступает взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель, специалист) или ребёнок (с более высоким уровнем).

Подведение итогов деятельности в центрах активности мы осуществляем на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, наметить перспективы.

По окончании работы над темой проекта мы предлагаем детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. Все вместе возвращаемся к списку вопросов о том, что дети хотели узнать по данной теме, составленному в начале проекта, и предлагаем всем ответить на них. Это даёт нам возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто узнал что – то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий в проекте понравилось больше всего и почему?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к.

Творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: " Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Сообщество»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 19:25
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД