Пояснительная записка к программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы»

Наталия Терентьева (Евдокимова)
Пояснительная записка к программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы»

Организация работы по программе.

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с социумом

Заключительный этап

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МОДИФИЦИРОВАНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

С

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ

ВОЗРАСТ – 4 -7 ЛЕТ

СОСТАВИЛ:

ТЕРЕНТЬЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

-ВОСПИТАТЕЛЬ

Игрим

2007

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Ребенок очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов: Есть ли возраст у города? А что было на месте нашего города раньше? Откуда взяли каменную черепаху?. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут. Данная проблема актуальна и в данный момент

Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т. д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы «Родные просторы».

Основная её цель - ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализацию меж предметных связей.

Новизна данной программы состоит в том, что она включает в себя компонент краеведение, формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашем регионе, округе, посёлке, который рассматривается и в 1-ом классе, а так же занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Применение ИКТ по ознакомлению с родным краем.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала;

2. «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;

3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.

4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями народов Севера.

5. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными.

Задачи программы:

o Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности

o Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;

o Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.

Результативность программы за 2008-2010 года

Анализ по данной программе показал достаточный уровень знаний детей. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми.

Позитивная динамика достижений воспитанников

Гистограмма 1

Динамика результатов показала, что уровень знаний дошкольников повысился. С детьми организовывались развлечения, целевые прогулки, встречи с интересными людьми. Открытые занятия показали достаточный уровень знаний по данной программе. Допустимый уровень характеризуется тем, что группу посещают дети, которые плохо разговаривают, частые пропуски по каким-либо причинам. С данными детьми проводилась индивидуальная работа. Работа выстраивалась в три этапа:

-первый этап-создание условий работы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края. На котором создается развивающая среда, подбирается методический и дидактический материал, проводится анкетирование педагогов и родителей, а так же проходит диагностика знаний и умений детей по данной проблеме.

-второй этап- организация работы по программе: на данном этапе планируются и проводятся занятия, кружковая деятельность, ведется работа с родителями и педагогами, организуется взаимодействие с социумом.

-третий этап - диагностический: на котором отслеживаются знания и умения детей в конце учебного года.

Этапы выполнения работ по программе

Первый этап - создание условий работы по ознакомлению

детей с историко-культурным наследием родно края

Этнографическо - развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает:

- внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются

дети;

- предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны

быть доступны детям и радовать их не только своим

назначением, но внешним видом.

Центр изобразительно искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно -прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Этнографическо - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера).

Музыкально- театральный центр

Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе.

Сиди - аудиотека: «Голоса птиц,», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».

Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр.

Центр «Моя семья»

Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.

Экологический центр

Этнографическо - развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды.

Публикации по теме:

Мои статьи .

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Библиотека изображений:
  • Ребусы
  • Геометрические фигуры
  • Математика
Автор публикации:
Пояснительная записка к программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы»
Опубликовано: 13 августа 2013 в 07:58
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...