Программа «Уроки Светофора Светофоровича» для обучающихся 5–7 лет

Елена Супряго
Программа «Уроки Светофора Светофоровича» для обучающихся 5–7 лет

Пояснительная записка

Программа «Уроки Светофора Светофоровича» социально-педагогической направленности.

Разработана на основе «Программы «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД», автор Т. И. Данилова. Программа «Светофор» предназначена для детей от 3 до 7 лет и рассчитана на 4 года по 36 часов в учебный год. Программа переработана по возрасту 5-7 лет. В ней расширены некоторые темы и добавлены новые, чтобы довести объем программы до 180 учебных часов в год.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Ребенок 3-6 лет, а часто и старше, не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль – будь-то игрушечный или настоящий. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Объясняется это тем, что дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка безопасному поведению на дороге.

Учитывая тот факт, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, дети дошкольного возраста должны уметь ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом должны быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, но они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей, поэтому главная задача педагога доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Это означает, что в процессе обучения следует избегать применения слов и понятий абстрактного характера, модели поведения, которым их учат, не должны быть слишком сложными и не должны быть рассчитаны на то, чтобы дети выполняли несколько поступков одновременно.

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Именно этому способствует программа «Уроки Светофора Светофоровича».

Программа обучения в объединении рассчитана на один год обучения. На занятия отводится 180 часов в учебный год. Занятия проводятся по 1,7 часа три раза в неделю.

По форме реализации – групповая и индивидуальная. По виду деятельности – социальная. По образовательной области – профильная. По уровню освоения учебного материала – общекультурная. По возрасту предназначена для воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада, то есть, в объединении могут заниматься дети 5-7 лет.

Цель программы: создание условий для формирования у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

4. Обучение первичным навыкам оказания первой медицинской помощи при ДТП.

Программа построена по принципу нарастания объема изученного материала. В процессе реализации программы педагог постоянно акцентирует внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнения ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Формы контроля: конкурсы, викторины, игры.

Практика показывает, что, только воспитывая участников дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ранней профилактикой ДТП, взаимодействуя с семьей, сотрудничая с различными ведомствами, прежде всего, с ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварийности на дорогах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

В результате изучения правил дорожного движения ребенок получает знания:

Части улиц и дорог.

Где должны ходить пешеходы.

Почему нельзя ходить на проезжей части.

Как надо переходить улицу.

Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.

Как надо пересекать перекресток.

О переходе улицы группой.

Места ожидания общественного транспорта.

Правила поведения в общественном транспорте.

Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.

Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.

Скрытые опасности на дороге.

Кто такой регулировщик и что он делает на дороге.

Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.

Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.

Для чего служат дорожные знаки.

Группы дорожных знаков.

Умения:

Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.

Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).

Применять на практике полученные знания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. «Пешеходная Азбука Светофора Светофоровича» (15 часов)

Темы уроков:

• Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.

• Где и как надо переходить дорогу?

• Как нужно ходить по улицам группами.

• Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад).

• Знак «Пешеходный переход». Где переходить улицу.

• Зебра – как переходить улицу.

• Движение пешеходов в городе и за городом.

• Виды пешеходных переходов.

• Итоговое занятие по теме.

• Практические занятия (тренировочные занятия с детьми на площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток).

2. Наш город и его транспорт (15 часов)

Темы уроков:

1. Наш город и его транспорт.

2. Виды транспорта

3. Машины, которые спешат на помощь

4. История появления транспорта

5. Прослушивание аудиокниги «Автомобили и транспорт»

6. Практическое занятие «Аппликация «Воздушный шар»

3. Ты – пассажир (10 часов)

Темы занятий:

• Правила поведения на автобусной остановке.

• Правила поведения при входе в автобус и выходе из него.

• Правила поведения в автобусе.

• Ролевая игра «Мы сегодня – пассажиры».

• Практическое занятие «Рисуем знак «Автобусная остановка».

4. «Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый» (15 часов)

Темы занятий:

• История появления Светофора.

• Конкурс рисунков «Наш веселый Светофор».

• Светофор для машин и светофор для пешеходов.

• Аппликация «Светофор»

• Целевая прогулка к светофору

• Итоговое занятие по теме

5. Наш друг – постовой (5 часов)

Темы занятий:

• История появления на дорогах постовых

• Наблюдение за работой ГИБДД на улицах города

• Кто такой регулировщик

• Сигналы регулировщика

6. «Эти веселые знаки» (25 часов)

Темы занятий:

• Для чего нужны дорожные знаки.

• Запрещающие знаки

• Предупреждающие знаки

• Знаки сервиса

• Предписывающие знаки

• Информационно-указательные знаки.

• Итоговое занятие по теме

7. Дорожные опасности (15 часов)

Темы занятий:

• Причины возникновения ДТП

• Дорожные ловушки

• Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

• Итоговое занятие по теме

8. «Светофор Светофорович в гостях у доктора Айболита» (10 часов)

• Что делать, если необходима помощь?

• Действия при ДТП.

• «Не навреди!» (что нельзя делать по отношению к пострадавшему в ДТП).

• Встреча с медицинским работником (практическое занятие).

9. «Светофор Светофорович и его двухколесный друг велосипед» (10 часов)

• Устройство двухколесного друга.

• Где можно кататься на велосипеде и как правильно.

• Уход за велосипедом.

• Правило правой и левой руки.

• Практические занятия (рисование самокатов, велосипедов с указанием расположения руля, тормоза, сигнализации; практическая езда на учебной площадке с целью отработки навыков безопасного управления велосипедом и остановка).

10. Игра – дело серьезное (60 часов)

Все темы, для доступности и интереса юных воспитанников, преподносятся в виде игры. Игры, входящие в данный раздел проводятся в течение всего учебного года.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Первый год обучения

Должны знать;

1. Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

3. Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее перехода.

4. Правила поведения на автобусной остановке и в автобусе.

5. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

6. Светофоры транспортные и пешеходные. Значение световых сигналов.

7. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках, сигналам регулировщика.

8. Номер телефона служб «Скорая помощь» и МЧС.

9. Где и как можно кататься на велосипеде.

Должны уметь:

1. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.

2. Определять, где следует школьникам переходить улицу и дорогу.

3. При необходимости, обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.

4. Вызывать «Скорую помощь» или службу МЧС при ДТП.

5. Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Программа «Уроки Светофора Светофоровича» для обучающихся 5–7 лет
Опубликовано: 16 октября 2013 в 07:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...