МААМ-картинки

Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план

елена котыш
Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план

Пояснительная записка.

Программа «Волшебный сундучок» предназначена для детей 5-7 лет, является дополнением к программе «Я познаю мир», способствует обогащению и уточнению восприятия и представления детей об окружающем мире, развивает способность оперировать образами, формирует у детей познавательные интересы. Актуальность программы. Одной из самых привлекательных, мотивиро-ванных сущностной потребностью ребенка является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную «программу развития (Л. С. Выгодский) самостоятельный труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладеть различными формами познания, оказывает существенное влияние на развитие, мышление дошкольника. Программа «Волшебный сундучок» развивает у детей сенсомоторику, согласованность в работе глаза и руки, точность в выполнении действий, что необходимо для успешного обучения в школе. Прививаются навыки работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом, красками, клеем, ножницами; воспитываются творческое мышление, желание сделать что-либо нужное и полезное своими руками; развивается детская фантазия и вкус. Детям необходимо создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к окружающему миру. Сложный окружающий мир становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается на эмоциональном благополучии детей. Программа «Волшебный сундучок» способствует не только развитию творческого потенциала с раннего детства, не только расширению представлений об окружающем мире, но и формирует личность ребенка, воспитывает его характер, целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Для успешной реабилитации детей в коллективе должен царить доброжелательный климат. Помочь в решении этой задачи может организация коллективной работы, в которой принимают участие все дети одновременно. В процессе такой деятельности усиливается эмоциональная связь со сверстниками, происходит сближение, объединение детей. Ребенок познает основы социального поведения, учится взаимопомощи и уважению к другим детям, то есть общению с окружающими.

Публикация «Программа по ручному труду „Волшебный сундучок“, Пояснительная записка, Тематический план» размещена в разделах

Программа основана на принципах:

• позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмо-сферы помощи и сотрудничества;

• безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

• индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии;

• взаимосвязи обучения, развития и воспитания, который носит разви-вающий характер и способствует творческому, нравственному и интеллектуальному развитию ребенка;

• интеграции, основанный на знакомстве с окружающим миром и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;

• поощрения достижений ребенка.

Цель: реабилитация детей средствами развития способности познания окружающего мира через практическую, конструктивную деятельность и творческое развитие ребенка.

Задачи:

• повышать адаптационные возможности ребенка к окружающей среде;

• формировать позитивный фон настроения у детей;

• формировать коммуникативные навыки;

• развивать творческие способности у детей, умение свободно ориентироваться в окружающем мире;

• совершенствовать мелкую моторику рук;

• формировать умения и навыки работы с различными инструментами (ножницы, клей, скотч, кисточка) и материалами (бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, волокнистые материалы);

• развивать представления о свойствах и качествах используемых в ра-боте материалов;

• воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение соблюдать технику безопасности.

Формы и методы:

• игровые методы – способствуют развитию любознательности, активности и самостоятельности;

• пальчиковые игры – способствуют развитию мышц рук;

• подвижные игры – снижают мышечный тонус, повышают двигатель-ную активность;

• словесные методы (загадывание загадок, рассказывание стихов, бесе-ды)- способствуют формированию и развитию познавательной сферы, связной речи, внимания, памяти, мышления;

• практические методы – способствуют развитию умения пользоваться ножницами, клеем, кисточкой; работать с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом;

• поддержка ребенка в ситуации неудачи, одобрения поведения, созда-ние ситуации успеха, поощрение.

Реализация программы.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, предусматривает 20 занятий по 2-3 занятия в месяц, из них 10 занятий по созданию коллективной работы. Продолжительность занятия – 30 минут.

Структура занятия состоит из четырех частей:

1 часть – сюрпризный момент, появление «Волшебного сундучка», способствует развитию у детей любознательности, активности;

2 часть – пальчиковая игра, которая помогает подготовить мышцы рук детей к работе; 3 часть – основная, включает в себя практическую деятельность;

4 часть – подвижная игра, снижает мышечный тонус и повышает двигательную активность детей. Занятия включают в себя работу с бумагой и картоном, тканью, натуральными и синтетическими волокнистыми материалами, с кожей, с пластмассами, природным материалом.

Методическое обеспечение программы.

Инструменты и оборудование:

• ножницы

• клей

• кисточки для клея

• салфетки

• иголки

• дощечки для лепки

• пластилин

• цветная и писчая бумага

• цветной картон

• изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.)

• природный материал (шишки, веточки деревьев, ракушки, мох)

• крупы

• изделия из пластмасса

• волокнистые материалы (вата, пряжа, синтепон, нитки)

• разные виды ткани

Примерный план анализа свойств изучаемого материала:

• Происхождение или получение.

• Строение материала.

• Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).

• Способность к изменениям при нагрузке и восстановлению первона-чальной формы (упругость, гибкость).

• Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).

• Химические свойства (обработка, окраска).

При внесении элемента художественного конструирования необходимо учитывать следующие факторы:

• соответствие выбора материала его возможностям

• соответствие формы изделия его назначению

• пропорциональность и соразмерность частей

• красота и выразительность

• общее композиционное решение

Основные правила работы:

• Всегда работайте с хорошим настроением, и ваши работы будут приносить радость не только вам, но и всем, кто их увидит.

• Работать нужно за столом, который хорошо освещен.

• Чтобы не испачкать одежду, надевайте фартук.

• Изделие получится аккуратным, если работать чистыми руками.

• Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте.

• Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.

• Неисправными инструментами работать нельзя!

• Работая с клюще-режущими предметами (ножницы, иголки, будьте особенно осторожны! Нельзя во время работы этими инструментами размахивать руками.

• По окончании работы рабочее место необходимо привести в порядок.

Результативность программы.

• Повышены адаптационные возможности ребенка к окружающей среде.

• Сформирован позитивный фон настроения у детей.

• Сформированы коммуникативные навыки.

• Развиты творческие способности у детей, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.

• Сформирована мелкая моторика рук.

• Сформированы умения и навыки работы с различными инструментами (ножницы, клей, скотч, кисточки) и материалами (бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, волокнистые материалы).

• Развиты представления о свойствах и качествах используемых в работе материалов.

• Воспитана аккуратность, самостоятельность, умение соблюдать технику безопасности.

Тематический план.

Сентябрь

1. «Осенний лес» коллективная работа – бумага, природный материал

2. «Мухомор» игольница – поролон, пластмасс

Октябрь

1. «Гадкий утенок» коллективная работа - синтепон

2. «Дружная семейка» природный материал: шишки

Ноябрь

1.«Осьминожек» коллективная работа - бумага, картон

2. «Длинное ухо, короткий хвост» - вата

Декабрь

1. «Елка» коллективная работа – бумага, фотографии детей

2. «Приглашаем всех на праздник» - елочные игрушки, бумага

3. «Приглашаем всех на праздник» - 2-е занятие

Январь

1. «Мартенички» - кук-лы из ниток

2. «Паровозик из Ромашково» коллективная работа – пришивание пуговиц, пуговицы, ткань, картон

3. «Паровозик из Ро-машково» - 2-е занятие

Февраль

1. «Рамка для фото» коллективная работа - картон, макароны

2. «Матрос» бросовый материал (баночки жестяные, бумага, картон, тесьма

Март

1. «Поздравительная открытка» - бумага, картон, тесьма, вата

2. «Сказочный дворец коллективная работа – бросовый материал (пустые коробочки, пластиковые бутылки, бумага, картон.

Апрель

1. «Пасхальное яйцо» нетрадиционные материалы (скорлупа яиц, ткань, бисер, тесьма

2. «Корзиночка» - ткань, картон, тесьма

Май

1. «Таинственный остров» коллективная работа - бумага, картон, кожа, крупы, ракушки, синтепон, поролон

2. «Цветы» - бросовый материал (киндер, мягкий пластмасс

Используемая литература.

1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» - Москва, Сфера, 2005 г.

2. Васильева - Гангнус Л. «Уроки занимательного труда» - Москва, Педагогика, 1987 г.

3. Васильева М. А. «Комплексная диагностика уровней освоения про-граммы» - Волгоград, Учитель, 2012 г.

4. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Москва, Просвещение, 1990 г.

5. Левина М. «365 веселых уроков труда» - Москва, Рольф, 1999 г.

6. Лыкова И. А. «Куколки из сундучка» - Кострома, Цветной мир, 2012 г.

7. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей» - Ярославль, Академия развития, 19887 г.

8. Неретина Т. Г. «Система работы со старшими дошкольниками с за-держкой психического развития в условиях дошкольного образова-тельного учреждения» - Москва, Баласс, 2004 г.

9. Савушкина А. Г. «развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнасти-ка)» - Волгоград, Корифей, 2009 г.

10. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам» - Москва, Мир книги,2005 г.

11. Ткаченко И. В., Богачкина Н. А. «Играю – значит интересно живу» - Москва, Дрофа, 2008 г.

12. Ульева Е. А. «Раскрашивание, лепка, аппликация» - Москва, Вако, 2013г.

13. Федорова В. «Поделки своими руками» - Москва, Мой мир, 2008 г.

14. Шипицына Л. М. «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» - Санкт-Петербург, Просвещение, 2006 г.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Пояснительная записка Адаптивная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья комбинированного дошкольного образовательного.

Детский мастер-класс по ручному труду «Дидактическая игра «Волшебный круг. Угадай сказку»»Детский мастер-класс по ручному труду «Дидактическая игра «Волшебный круг. Угадай сказку»» Материал для выполнения мастер – класса: картон цветной, набор цветной бумаги, ножницы, клеевой карандаш, распечатки с изображением сказочных.

Перспективный план работы кружка «Раннее приобщение к ручному труду» в средней группе Сентябрь 1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.

Перспективный план работы кружка «Раннее приобщение к ручному труду» в старшей группе Сентябрь 1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.

План-конспект занятия по конструированию из мятой бумаги и ручному труду «Колобок» (младшая группа) Цель: Способствовать развитию умений выполнения поделок из мятой бумаги. Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги, с новым.

Пояснительная записка к рабочей программе по разделу «Развиваем целостное отношение к труду» в подготовительной группе Рабочая программа представлена в полном объеме и разработана, в соответствии с требованиями к составлению программ, и требованиями ФГОС.

Программа детского фольклорного ансамбля. Пояснительная записка Пояснительная записка Программа фольклорного ансамбля «Веретёнце» Область образования – комплексная Форма реализации – очная Программа.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Развитие речи. Пояснительная записка Развитие речи. Пояснительная записка. Извлечение из ФГОС ДО Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;.

Пояснительная записка к лепбуку «Звуки и буквы» Воспитатель Шарапова Венера Яхиевна Лепбук «Звуки и буквы» Пояснительная записка Изучение звуков и букв родного языка детьми 5-7 лет групп.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 14:41
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД