Папки-передвижки

Программа «Юный исследователь»

алена нещерет
Программа «Юный исследователь»

Цель программы :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Предлагаемый курс предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 35 минут. Учебная нагрузка составляет 68 часов, 2 раза в неделю. Наполняемость группы 7-9 человек. Занятия проводятся в группе, на участке.

Тематическое планирование

Публикация «Программа „Юный исследователь“» размещена в разделах

Программа состоит из 8 блоков.

В первом блоке «Лаборатория неживой природы» дети знакомятся с различными объектами неживой природы, встречающимися, прежде всего, в ближайшем окружении. Оборудование: совочки, ведерки, формочки, лейки, воронки, инвентарь для экспериментов.

Во втором блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Третий блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В четвертом блоке «Метеобюро: народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Пятый блок Метеоплощадка «Юный гидролог» состоит из наблюдений и предсказаний погоды с использованием настоящих приборов. Дети знакомятся с компасом, барометром, анемометром. Узнают о необходимости знаний погоды. Оборудование: компас, барометр, анемометр.

Шестой блок «Растения - фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, их назначением, способами их сбора и хранения.

В седьмом блоке «Маленькие огородники» дети знакомятся с героями «Театра овощей», которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В восьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация программы предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

№ Название блока Кол-во часов

1 Лаборатория неживой природы 16

2 Защитники природы 11

3 Мастерская природы 10

4 Метеобюро: народные приметы 5

5 Метеоплощадка «Юный гидролог» 7

6 Растения - фитотерапевты 8

7 Маленькие огородники 7

8 Цветочное наслаждение 4

Всего 68

Ожидаемые результаты

К концу изучения программы дети должны :

№ Блоки Знать Уметь

I. «Лаборатория неживой природы» свойства воды: вес, прозрачность, состояние, нет запаха, в воде растворяются некоторые вещества;

свойства воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;

свойства сухого песка – сыпучесть, влажный песок можно формировать;

свойства глины (размокает, мнется, бьется);

значение света, источники света. определять на ощупь температуру воды, жидких веществ и твердых предметов;

определять качества глины: мягкость, пластичность

II. «Защитники природы» обитателей экологической тропы центра;

деятельность государ-ственных и общественных природоохранных организаций;

пословицы, поговорки, загадки по экологии выполнять работу по благоустройству территории центра;

изображать способы передвижения разных животных;

узнавать изобра-жение и голоса птиц;

ухаживать за комнатными растениями

III «Мастерская природы» фамилии художников рассматриваемых репродукций картин;

о разнообразии камней;

сказку Г. Бажова «Хозяйка медной горы»;

особенности березы изготавливать поделки из бросового и природного материала;

рисовать природу участка;

рисовать песком;

выполнять в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого растения;

передавать в рисунке характерные особенности изображения березы

IV «Метеобюро: народные приметы» приметы о предсказаниях погодных явлений;

растения-барометры;

профессию гидро-метеоролог изготавливать соб-ственные книжки-малышки

V «Метеоплощадка «Юный гидролог» о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца;

о четырех частях света;

виды термометров;

прибор для определения скорости ветра – анемометр;

прибор для измерения атмосферного давления – барометр. работать с компасом;

измерять темпера-туры воздуха, воды;

определять, прогнозировать погоду.

VI «Растения - фитотерапевты» растение мать-и-мачеха, его внешний вид, свойства;

растение мята, отвар мяты, ее лечебные свойства;

растение подорожник, его внешний вид, свойства;

растение календула, ее внешний вид, свойства;

растение девясил, его внешний вид, свойства. зарисовывать расте-ния;

собирать и хранить листья, корни и цветки лекарственных растений;

изготавливать букле-ты.

VII «Маленькие огородники» Как появляются ростки и корни растений;

значение земляного червяка для жизни растений;

как выращивать огурцы;

правилами ухода за помидором, перцем ухаживать за помидором, перцем, огурцом

VIII «Цветочное наслаждение» о комнатных растениях, условиях их жизни;

о благоустройстве водоема;

о влаголюбивых цветочных культурах и почвопокровных растениях. составлять фито-композици из природного материала;

подготавливать и проводить презентацию мини-проектов.

Оценка результатов

Методы диагностики:

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

Викторина «Природа - наш друг»

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Уровни подготовки детей к обучению основам экологии и природопользования

• Высокий уровень

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе.

Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.

Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют, замечая экологические проблемы в детском саду и на его территории, пытаются их решить, привлечь внимание старших.

Умеют самостоятельно найти источник информации по той или иной проблеме. Испытывают удовольствие от помощи живому существу. Сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.

Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценностного мира природы, стремление к совершению добрых поступков.

• Средний уровень

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности.

Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.

У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).

Представление о нормах отношения к животным и растениям становится более дифференцированным. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомым живым объектом.

Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

• Уровень ниже среднего

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять с объектами небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других.

Характерно неприязненное отношение к внешне непривлекательным живым существам.

Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Представление о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения.

Имеют представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что «так надо».

Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Экологический проект «Подружись с природой» Паспорт проектной работы Возраст детей 5-6 лет Продолжительность: долгосрочный Направленность работы: - физическое развитие и пропаганда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Юный исследователь»
Опубликовано: 3 октября 2013 в 11:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД