Программа дополнительного образования дошкольников «Ритмопластика»

Любовь Акулова
Программа дополнительного образования дошкольников «Ритмопластика»

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Предмет «Ритмопластика» является профилирующей дисциплиной в цикле эстетических предметов, введенных в дошкольные образовательные учреждения с преподаванием хореографии.

- Целью данного предмета является формирование пластики, музыкального ритма, развитие их творческих способностей, умения воплощать музыкально - двигательный образ. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Очень важно в этот период создать для ребенка такие условия, которые бы способствовали развитию его индивидуальности, внутреннего мира, обогащению творческого потенциала и приобщению к социокультурным ценностям.

Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. В игре ребенок не только познает окружающий мир, но и открывает себя в этом мире. Игра как не один другой вид деятельности позволяет наполнить жизнь ребенка движениями, которые являются в этом возрасте самой большой его потребностью. Двигательная активность вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное развитие.

И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок».

Опираясь на выделенные выше особенности данного возраста, можно с уверенностью считать, что музыкально-ритмические движения (упражнения, танцы, музыкально-подвижные игры и т. д.) автоматически становятся приоритетным видом деятельности в музыкальном развитии дошкольников. Движение является связующим звеном как внутри каждого вида деятельности, так и внешним интегратором всех видов музыкальной дошкольной деятельности.

В этой связи весьма актуальна разработка музыкально-образовательной

программы для детей дошкольного возраста с приоритетным направлением – танцевально-игровой деятельностью.

Своей задачей на протяжении всего периода обучения считаю максимальное развитие музыкальности: умения активно слушать музыку, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления в осмысленных пластических движениях и действиях. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения). Ритмичные упражнения развивают координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве - исправляет природные недостатки (сутулость, развернутость стоп, постоянно уделяется внимание технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса - общие требования на всех занятиях.

Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

Важнейшее значение для музыкально - ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных произведений. Весь материал курса построен на высокохудожественных образцах русской, советской и зарубежной классической, народной музыки, детского музыкального материала (песни, считалки, заклички).

Это, несомненно, будет способствовать развитию и воспитанию музыкального вкуса детей.

На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развивается ассоциативная память, внимание, творческие способности. Они осваивают музыкально - танцевальную природу искусства. У детей развивается творческая

инициатива, воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движением.

Занятия проводятся в младшей группе 1 раз в неделю.

В средней, старшей и подготовительной - 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: в младшей группе - 15 минут,

в средней группе - 20 минут,

в старшей группе - 25 минут,

в подготовительной группе - 30 минут.

Характеристика разделов танцевально-игровой деятельности

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцую, играю – себя открываю». В раздел входят строевые, общеразвивающих упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений,

кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.

Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь.

количество воспитанников:

I гр. - 3 года

II гр. - 4 года

III гр. - 5 лет

IV гр. - 6 лет

Количество часов в неделю.

1год обучения - общая танцевальная подготовка 1 раз в неделю по 1 часу.

Итого: 1 час.

2год обучения - общая танцевальная подготовка 2 раза в неделю по 1 часу.

Итого: 2 часа.

Условия реализации программы.

Для успешной работы объединения необходимо:

• просторное помещение с хорошей вентиляцией, с деревянным некрашеным полом, оборудованное специальными станками и зеркалами;

• комнаты для переодевания;

• магнитофон, диски, кассеты, телевизор, видеомагнитофон;

• коврики, обручи, скакалки, мячи;

• альбомы, фломастеры, карандаши;

• костюмы для занятий и специальную обувь детям (приобретают сами родители по указанию руководителей).

Цель первого года обучения.

формирование интереса к искусству танца, умение передать характер музыки и

содержание образа движениями, развитие физических данных ребёнка, формирование необходимых технических навыков, накопление определённого запаса лексики, развитие внимания и воспитание воли ребёнка.

Задачи.

• развивать художественные и исполнительские способности детей;

• развивать у детей гибкость, пластичность, память и трудолюбие.

Цель второго года обучения

изучение элементов музыкальной грамоты, формирование активизации техники танца путём осмысленного и внимательного восприятия музыки, развития исполнительской индивидуальности, творческой активности и музыкальности.

Задачи.

• осваивать и развивать более сложные исполнительские приёмы;

• воспитывать индивидуальность ребёнка, путём своего творческого отношения к труду.

Цель третьего года обучения.

изучение танцевальных элементов, выполнение упражнений легко, свободно.

Задачи.

• уметь исполнять более сложные комбинации и этюды в более сложных ритмических рисунках и ускоренных темпах;

• уделять внимание выразительности исполнения и донесения характера исполняемого танца.

Цель четвёртого года обучения.

Изучение танцевальных элементов, разнообразие танцев, лексики танца, стремление к синтезу, поискам нового танцевального языка

Задачи

• уметь исполнять более сложные комбинации и этюды более сложных ритмических рисунках и ускоренных темпах;

• изучить более сложные элементы ранее пройденных современных танцев.

При составлении программы был использован опыт педагогов дополнительного образования г. Киселёвска-Щадрина С. Н., г. Новокузнецка - Алексеенко МП., доцентом кафедры хореографии КГИК-Бочкарёвой Н. И.

Этапы педагогического контроля.

I год

обучения

(мл. гр.) Дети начинают и заканчивают движения с началом окончания музыки.

Умеют развивать художественное воображение, ассоциативную память. Знают, что такое зал, его точки и линии, хорошо видят его пространство. Умеют играть и фантазировать.

II год

обучения

(ср. гр.) Дети начинают и заканчивают движения с началом окончания музыки, передают хлопками простой ритмический рисунок музыки. Образно передают настроение музыкального произведения: весёлое, грустное и т. д. Умеют играть и фантазировать.

III год

обучения (ст. гр.) Закрепляют знания терминологии. Умеют определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты: характер музыки (спокойный, торжественный, темп (умеренный).

Знают и умеют выполнять танцевально-тренировочные упражнения, имеют представления о характере и манере исполняемых танцев. Знакомятся с основными движениями современного танца.

IV год

обучения

(подг. гр.) Владеют методикой исполнения упражнений на середине зала. Продолжают знакомиться с основными движениями современного танца. Умеют правильно их исполнять. Умеют самостоятельно станцевать эстрадный танец.

Словарь терминов

Adagio (адажио) - медленно; медленная часть танца, (аллегро) - быстро; прыжки.

(ассамблее) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.

(балансе) - от гл. качать, покачиваться; покачивающееся движение.

пет (батман) - размах, биение.

(батман тандю) - отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.

(па шассе) - от гл. шать, подгонять; партерный прыжок с продвижением, во время

которого одна нога подбивает другую,

(деми плие) - маленькое приседание,

(ан фас) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

(гранд) — большой, (жете) - бросок ноги на месте или в прыжке.

(па) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятие «танец».

(плие) - приседание.

(пор де бра) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

(релеве) - от гл. приподнимать, возвышать; подъем на пальцы или на полупальцы.

(соте) прыжок на месте по позициям.

- раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация - соответствие и согласование всего тела.

Выносливость- способность выносить длительные физические нагрузки.

Изолированное движение- движение одной части тела, в то время как другие выполняемые движения остаются неподвижными.

Импровизация- танец или актерская игра без предварительной подготовки и сценария. На раздумья у артистов остается очень мало времени. Импровизация используется для того, чтобы попробовать на практике новые идеи и движения.

Темп- скорость, с которой танцуют или исполняют музыкальное произведение.

Литература для педагога

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.

2. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. СПб., 1996.

3. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

4. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М. 2000.

5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.

6. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.

7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.

8. Рыбак Е. В. Вместе. Архангельск, 1997.

9. Синицына Е. И. Умные пальчики. М., 1999.

10. Трифонова О. Н. «Солнечная радуга»: музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

11. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб., 2000.

12. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие; 1998 - 63с;

13. Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002.

14. Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных. - М.: Издательство Эксмо, 2003 - 240 с, илл. (серия «Энциклопедия для юных»)

15. Танцы. Начальный курс Смит Л. ; Пер. с англ. Е Опрышко; М.: ООО «Издательство Астрель»: 2001. 48с: илл.

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Танец Снежинок в средней группе. В прошлом году, в средней группе, мы с коллегой впервые решили поставить танцы на новогодний утренник. В интернете нашли музыку для Снежинок.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования дошкольников «Ритмопластика»
Опубликовано: 29 мая 2013 в 22:04
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...