Папки-передвижки

Программно-методическая разработка «Сказкотерапия»

Оксана Михалёва
Программно-методическая разработка «Сказкотерапия»

Сказкотерапия

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

Актуальность:

Публикация «Программно-методическая разработка „Сказкотерапия“» размещена в разделах

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• Помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• Расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• Обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• Корректирует поведение и развитие речи;

• Стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Сказкотерапия для дошкольников имеет свои определенные цели и задачи:

-Развитие речи ребенка

-Развитие и формирование творческих способностей

-Адаптация в коллективе

-Умение преодолевать трудности

-Добиваться поставленной цели

-Расширение знаний об окружающем мире

-Укрепление взаимосвязи родителей с детьми

Наравне с психологами и педагогами, родители тоже могут проводить уроки сказкотерапии дома и заниматься с детьми. Это не только чтение, это еще и инсценировка сказок, сочинение сказки и рисование. Процесс этот очень увлекательный и дети с удовольствием вовлекаются в него.

Выбирая сказку для сказкотерапии, надо, прежде всего, учитывать возраст ребенка. Тогда она будет ему понятна и близка. Можно применять сказки терапевтические, т. е специально написанные психологами для решения конкретных вопросов. Например, сказка о непослушных детях или ленивом мальчике и т. д.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки :

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Есть такая присказка : народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.

Сказка – не обман, а тайна.

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

1-я младшая группа

Сентябрь: Русский фольклор. Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных

детям второго года жизни.

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик

на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики,

кички.», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса,

из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуре-

чик.»; «Солнышко, ведрышко.»

Октябрь: Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр.

М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова

Ноябрь: Фольклор народов мира. «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит.

обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты

заюшка-пострел.», «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой;

«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Декабрь: Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»

Январь: Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. А. Пушкин.

«Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов.

«Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто,

П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Февраль: Поэзия. Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»

Март: Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши

конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Апрель: Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаро-

вой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-

га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Май: Произведения поэтов и писателей разных стран. Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.

2-я младшая группа

Сентябрь: Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, поп-

ляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к де-

ду…», «Тили-бом! Тили-бом…», «Как у нашего кота…».

Октябрь: Русский фольклор «Сидит белка

на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чи-

ки-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Трав-

ка-муравка…», «На улице три курицы…»

Ноябрь: Русский фольклор «Тень, тень, потетень…», «Ку-

рочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…»,

«Радуга-дуга…». Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Во-

ронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстронож-

ка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова

Декабрь: Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр.

А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса».

Январь: Сказки «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца»,

обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики»,

обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Февраль: Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака.

Март: Песенки. «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.

Апрель: Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два

жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые

козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац.

С. Могилевской и Л. Зориной

Май: Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Ли-

са Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков.

«Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зеб-

ра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко.

«Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек»

Средняя группа

Сентябрь: Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел…»; «Зайчишка-трусиш-

ка…»; «Дон! Дон! Дон.», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы бы-

ли?.», «Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день

целый…», «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-вед-

рышко…», «Иди, весна, иди, красна…».

Октябрь: Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов

с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.

А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка

и волк», обр. М. Булатова.

Ноябрь: Сказки. «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Ли-288 289

са и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр.

В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Декабрь: Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с

нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Январь: Фольклор народов мира. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из

сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья

Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред.

С. Маршака.

Февраль: Поэзия. А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко.», «Месяц,

месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Чер-

ный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф»,

«Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд»,

«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка»,

«Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое

солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка»,

«Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как

мыши с котом воевали»; В. Маяковский.

Март: Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;

Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялин-

ского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш.

Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугу-

цэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из

книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (гла-

вы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-

на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет

Апрель: Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из

книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (гла-

вы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-

на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который

рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его

веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Май: Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар.

песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой

царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто.

«Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колоколь-

чики.»;

Старшая группа

Сентябрь: Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж

я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»;

«По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»; «Ранним-рано поут-

ру…»; «Грачи-киричи…»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка-

ласточка…»; «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».

Октябрь: Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории

про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кус-

товой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три

золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника

сказок К. Я. Эрбена).

Ноябрь: Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка»,

«Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого 290 291

пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг

за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Декабрь: Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории

про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кус-

товой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три

золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника

сказок К. Я. Эрбена).

Январь: Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью

дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева.

«У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»;

С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная

считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злит-

ся…»; А. Барто. «Веревочка».

Февраль: Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос-

точка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Ал-

мазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас

Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Март: Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос-

точка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Ал-

мазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас

Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Апрель: Литературные сказки. Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из кни-

ги, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ.

К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, кото-

рый живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л.

Лунгиной.

Май: Произведения для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя

гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер.

с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем.

«Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукомо-

рья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот

моя деревня».

Подготовительная группа

Сентябрь: Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима

пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на

землю падет…».292 293

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля-

да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как

на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты

пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколо-

тил — вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Октябрь: Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись

А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок

А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня

и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работ-

ников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

Ноябрь: Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы

пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое

гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…»,

укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.) : «Кот в сапогах», пер. Т. Габ-

бе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эс-

тон., обр. М. Булатова.

Декабрь: Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественни-

ки»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»;

Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль.

«Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблуди-

лась»; С. Романовский. «На танцах».

Январь: Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о

семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паус-

товский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-

Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство

от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий.

Февраль: Произведения поэтов и писателей разных стран. Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был ста-

ричок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикаш-

ка с косою…», пер. с англ. Г. Кружкова.

Март: Литературные сказки. Х. -К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий уте-

нок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед.

Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Лю-

барской.

Апрель: Произведения для заучивания наизусть. Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с

укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-

очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц

молодой.».

Май: Произведения для заучивания наизусть. Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к

нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения

Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева.

«Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспита-

теля).

Литература по данной теме:

1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

2. Ильина М. В. «Развитие вербального воображения.» - М. : Прометей; Книголюб, 2003.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии- СПб. : Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками- СПб. : Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии – СПб. : Речь, 2002.

6. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет.»/ Ярославль: Академия развития,2006.

7. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми.» – СПб. : Речь, 2006.

8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации "Дом,в котором мы живем" Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка родительского собрания Министерство образования Нижегородской области Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка учителя-дефектолога Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной.

Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп. Актуальность Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее.

Методическая разработка «Умная игрушка» «Кубик Рубика» – полезная и развивающая игрушка, актуальна для детей и их родителей. Логическими задачками увлекаются люди со времен древнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программно-методическая разработка «Сказкотерапия»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 21:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД