Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенние листочки»

Элла Макаренко
Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенние листочки»

Программное содержание:

- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об особенностях времени года осени;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать диалогическую речь;

- активизировать двигательную активность детей;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к растениям.

Материалы:

- объекты живой и неживой природы;

- дидактическая игра: “Когда это бывает”

- атрибуты для самостоятельной деятельности

Обогащение словаря: листопад, опавшие листья, подстилка, золотая осень.

Предварительная работа:

- заучивание пословиц об осени;

- чтение стихотворений об осени;

- рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Осень».

Ход ПРОГУЛКИ

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными. Отгадайте загадку:

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, Нивы урожайные, спелые плоды.

Полетели листики, листики, листики. И не видно радуги, и не слышен

гром.

Поля опустели и ливни рекой. Спать ложится солнышко

А это, скажите мне, время какое? (Осень.) Раньше с каждым днём. (Осень.)

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени: в сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

А теперь вспомним пословицы об осени.

Теплая осень - к долгой зиме.

Осенью серенько утро, так жди красного денька.

Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко - мало снега будет.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.

Воспитатель: Действительно, всё это бывает осенью.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Почему осень называют золотой?

- Какое явление называют листопадом?

- Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Ответы детей.

Воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Воспитатель предлагает детям самим проверить, как шуршат листья, и спрашивает у детей:

- А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

- Что вы с ними делаете?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мы – осенние листочки». Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:

Мы - листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками

Мы – осенние листочки. В руках.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели. Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая

А потом летать устали! Листочками.

Перестал дуть ветерок - Дети приседают на корточки, поднимая

Мы присели все в кружок. Листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются,

И листочки быстро сдул. Помахивая листочками.

Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки вверх

И на землю тихо сели. И следят, куда они упадут.

Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Воспитатель приглашает детей на огород.

- Что изменилось на огороде?

- Как вы думаете, что будет с клубникой и малиной с наступлением холодов, замёрзнут ли они?

Ответы детей.

Чтобы клубника и малина не только не замёрзли, но и не вымерзли, а летом порадовали нас спелыми ягодами. Нужно засыпать их опилками и укрыть опадом.

Трудовая деятельность.

Дети лёгкими пластмассовыми граблями убирают опавшую листву с асфальтовых дорожек в кучи, а потом в ведёрках относят на грядки с малиной и клубникой.

Воспитатель хвалит и благодарит детей за оказанную помощь и заботу о растениях.

- Дорожки теперь в нашем саду чистые, и можно поиграть. А заодно вспомним с вами названия деревьев.

Дети с помощью воспитателя делятся на 2 команды: команда детей и деревьев.

В команде деревьев каждый ребёнок придумывает себе имя – название дерева, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:

- Здравствуйте, «деревья»!

- Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! – отвечают им деревья.

Дети начинают перечислять названия деревьев. Угаданные «деревья» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателем читают стихотворение….

После игры дети с воспитателем осматривают какие деревья растут у них на участке. Дети собирают листики этих деревьев, сравнивают между собой, отмечая сходства и различия.

Воспитатель отмечает, что листики мы возьмём в группу для изготовления гербария и для заготовки природного материала для ручного труда.

Самостоятельная деятельность детей с песком и выносным материалом.

Воспитатель предлагает атрибуты к сюжетно- ролевым играм.

Пока часть детей играет, проводится индивидуальная работа: дидактические игры “Когда это бывает?” на закрепление основных признаков времен года и «С какого дерева листок на закрепление названий деревьев и особенностей их листьев.

Проводиться индивидуальная работа по развитию основных видов движений: отрабатывание прыжков на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2-3 метра.

Воспитатель: Предлагаю убрать игрушки и поиграть в игру на внимание “ Бывает - не бывает”.

Воспитатель подводит итог: Что интересного было сегодня на прогулке? Понравилась ли вам прогулка?

Публикации по теме:

Опыты и эксперименты с детьми Раскрыть многогранность весенних явлений в природе и жизни человека помогут опыты и эксперименты, которые можно проводить с детьми дошкольного.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенние листочки»
Опубликовано: 18 марта 2013 в 21:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...