Проявление самооценки в поведении ребенка

Олеся Верещагина
Проявление самооценки в поведении ребенка

Нередко встречаются дети которые не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других. А если участвуют в них то часто обижаются, Им свойственно: пассивность, мнительность, повышенная ранимость. Есть и таки, которые стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Такие дети проявляют агрессивность, упрямство, стремление к самоутверждению, защите своего Я. Такие проявления в поведении детей обуславливает уровень самооценки.

При изучении оценочных отношений детей 3-7 лет психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе, его общая самооценка, зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной деятельности. Стало быть, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, то это может привести к изменению их позиций и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

Педагоги и родители должны выработать единую «политику» по отношению к детям, самооценка которых нуждается в коррекции. Работа по формированию самооценки не легка, длительна кропотлива. Педагогический такт, доброжелательность к детям, терпеливость – первые друзья в этом деле. Не редко слышишь от педагога или родителей, как ребенка сравнивают с другими, более сильными сверстниками, ответы и работы которых приобретают значение известных эталонов в учебной работе, слабый ученик постоянно убеждается в своей неполноценности. Очень быстро приходит к пессимистическому выводу о том, что ему никогда таких хороших результатов не добиться. Одним из наилучших вариантов сравнения будет сравнение ребенка с самим собой, т. е. сравнивать работы ребенка с предыдущими его работами. Необходимо поощрять стремление ребенка совершенствовать свои умения: «Посмотри этот треугольник у тебя пляшет, а вот над этим треугольником ты постарался, значит успех впереди…», так как оценка педагога для дошкольника является основным мотивом и мерилом его усилий, стремления к успеху. А так же существенное значение имеет справедливая (обоснованная) и перспективная оценка учителя работы и ответы самого ребенка, но и для формирования дружеских отношений к нему со стороны всех остальных воспитанников в группе. Такую психологическую коррекцию необходимо проводить индивидуально для каждого нуждающегося. В этом отношении, ребенка, т. к. причины заниженной самооценки различны.

Основной деятельностью дошкольника является игра. Играя ребенок познает мир, получает положительные эмоции, но и может повысить свою самооценку, увидеть свои положительные стороны….

Игра – комплименты

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его понимают другие

Содержание. Дети садятся в круг на ковер. Игра начинается со слов: - Мне нравится в тебе…

Ребенок говорит это, подходя к каждому участнику игры, движется по кругу, чтобы никого не пропустить, затем возвращается на свое место. Другие участники поступают также (поочередно, стараясь говорить громко, чтобы эти комплименты были разными. После упражнения желательно обсудить что чувствовали участники, что неожиданного узнали о себе., понравилось ли говорить и выслушивать комплименты.

Конкурс хвастунов

Возраст от 5 лет

Цель: повышение самооценки, развитие эмпатии

Число участников : от 3 человек

Подготовка. Взрослый спрашивает детей, приходилось ли им. Когда-либо хвастаться. Каждый ребенок может рассказать свою «хвастушку». После чего взрослый предлагает им еще похвастаться, но не совсем обычным способом.

Содержание. Дети сидят в кругу и по очереди хвастаются успехами своего соседа справа: «У меня самый лучший сосед справа – Катя. Она лучше всех умеет бегать, весело смеяться».

Рекомендации. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. Когда конкурс хвастунов закончится (дети скажут что-то хорошее: слушать как про меня говорят хорошие слова, или доставлять радость другому. Можно поговорить о том, трудно ли было вспомнить что-то хорошее о другом, что ребят удивило больше всего).

Педагогу работающему с детьми, важно не только учитывать самооценку, но и активизировать самооценку, способствовать их уровню притязаний. Однако, важно при этом избежать другой крайности – формирования завышенной самооценки, что приводит к высокомерию, агрессивности, упрямству. В этом случае педагогу необходимо корректно, не занижая самооценки ребенка, т. к. это может вызвать негативную реакцию, объяснить ребенку, что это поведение вызывает плохое впечатление о нем, а значит и его сверстники могут подумать о нем так же. И обязательно обговорить ту ситуацию, да предложить варианты положительного поведения, чтобы избежать негативного поведения. Но и в этом отношении, педагогу работающему с детьми (с завышенной самооценкой) необходим индивидуальный подход. К тому же психологи отмечают, что зачастую дети с завышенной самооценкой не способны реально оценить свои качества, возможности, умения, что может привести к различным психологическим проблемам.

Одним из эффективных и доступных способов снятия эмоционального напряжения у дошкольника является рисование (на песке и нетрадиционными техниками: пальчиками, пластилином, коллаж и т. д., а играя мы преследуем Цель:

Устранение, искажений эмоционального реагирования поведения, реконструкция полноценных контактов, ребенка со сверстниками.

Игра «Дрозд».

Дети разбиваются по парам, встают друг против друга и повторяют слова «я дрозд ты дрозд, у меня нос у тебя нос, у меня губки алые у тебя губки алые, у меня щеки красные у тебя щеки красные, мы с тобой два друга, любим мы друг друга». С последними словами дети обнимают друг друга.

Помните, что активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти

на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.

Публикации по теме:

Чего боятся дети в дошкольном возрасте? Да, каждый ребёнок чего-то боится. Детям уже на первом году жизни знакомы ночные страхи, а на втором году -- страх одиночества. Малыши могут.

Консультация для родителей «Агрессия у детей» Сегодня я хочу поговорить с вами о таком термине, как агрессия. Как вы понимаете, что такое агрессия? Каковы причинные ее возникновения?.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проявление самооценки в поведении ребенка
Опубликовано: 1 января 2014 в 21:09
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....