Проект «Кукла из бабушкиного сундука»

Наталья Колесникова
Проект «Кукла из бабушкиного сундука»

Проект: «Кукла из бабушкиного сундука»

Тип проекта: информационно – творческий

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

По характеру: детско – взрослый, где ребенок субъект проектирования

По количеству участников: коллективный

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, осуществляется внутри ДОУ

По продолжительности: средней продолжительности

Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель проекта: формирование у детей 5 – 6лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой

Материал:

1. куклы семьи и детского сада;

2. книги, иллюстрации, презентации по теме;

3. материалы для изготовления кукол

4. магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий

Предшествующая работа:

- занятия, беседы и чтение художественной литературы по приобщению детей к истокам русской культуры

- рассматривание тряпичных кукол, изготовленных воспитателем

- использование аудиозаписей с русскими народными мелодиями

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Темой нашего проекта послужила принесенная Ариной Р. тряпичная кукла, которую она вместе со своей прабабушкой изготовила из простых лоскутков ткани. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Из чего сделана кукла?»; «Как можно самим сделать такую куклу?». Воспитатель знала, что куклы бывают самыми разными, и предложила детям ответить на два вопроса:

• Как ты думаешь, что такое кукла?

• Из чего она может быть сделана?

Мнения детей были различны:

- Маша Щ. : «Это красивая игрушка, в неё играют девочки, куклы делают из пластмассы, а бывают и с волосами из ниток».

Катя Б. : «Это игрушка, изготовленная из пластмассы и резины»

Вита В. : «Это красивая игрушечная девочка, которую изготавливают из разных материалов»

Получив различные варианты ответов детей, воспитатель решила объяснить ребятам и на практике показать им, что куклы бывают из самых разных материалов.

В частности, русские народные куклы в большинстве своем – тряпичные. Воспитатель показала детям книгу о народной тряпичной кукле с хорошими фотографиями и иллюстрациями, и детей очень заинтересовала эта тема. Многие высказали желание научиться делать таких кукол.

- В течение недели воспитатель просмотрела с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы

- Прочитали отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах

- Получили необходимую информацию из интернета (с родителями)

- Расспросили родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. - Собрали и письменно оформили воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства

- Посетили бабушкину избу, где собраны предметы быта и обихода – прялка, вышитые полотенца, посуда, утварь и т. д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа

- Изучили основные виды русских народных тряпичных кукол

- Рассмотрели ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол

- Ознакомились с основными элементами народных костюмов (мужского и женского)

- Просмотрели видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы

- Совместно с детьми изготовили кукол – закруток

- Оформили выставку в музее «Бабушкина изба»

Результат:

По окончанию проекта, можно сделать вывод, что ребята много узнали о русской народной тряпичной кукле, сами научились ее изготавливать.

Данный проект «Кукла из бабушкиного сундука» помог процессу формирования интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Публикации по теме:

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Проект «Кукла из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 22:48
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник-2017 (фотоотчёт)
Отплясали, отшумели новогодние утренники в детских садах, но воспоминания о них останутся и в нашей памяти, и на дисках, чтобы мы всегда могли вернуться в...
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики».
Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть полет своих...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...
Паспорт предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека подвижных...