Проект «Кукла из бабушкиного сундука»

Наталья Колесникова
Проект «Кукла из бабушкиного сундука»

Проект: «Кукла из бабушкиного сундука»

Тип проекта: информационно – творческий

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

По характеру: детско – взрослый, где ребенок субъект проектирования

По количеству участников: коллективный

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, осуществляется внутри ДОУ

По продолжительности: средней продолжительности

Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель проекта: формирование у детей 5 – 6лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой

Материал:

1. куклы семьи и детского сада;

2. книги, иллюстрации, презентации по теме;

3. материалы для изготовления кукол

4. магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий

Предшествующая работа:

- занятия, беседы и чтение художественной литературы по приобщению детей к истокам русской культуры

- рассматривание тряпичных кукол, изготовленных воспитателем

- использование аудиозаписей с русскими народными мелодиями

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Темой нашего проекта послужила принесенная Ариной Р. тряпичная кукла, которую она вместе со своей прабабушкой изготовила из простых лоскутков ткани. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Из чего сделана кукла?»; «Как можно самим сделать такую куклу?». Воспитатель знала, что куклы бывают самыми разными, и предложила детям ответить на два вопроса:

• Как ты думаешь, что такое кукла?

• Из чего она может быть сделана?

Мнения детей были различны:

- Маша Щ. : «Это красивая игрушка, в неё играют девочки, куклы делают из пластмассы, а бывают и с волосами из ниток».

Катя Б. : «Это игрушка, изготовленная из пластмассы и резины»

Вита В. : «Это красивая игрушечная девочка, которую изготавливают из разных материалов»

Получив различные варианты ответов детей, воспитатель решила объяснить ребятам и на практике показать им, что куклы бывают из самых разных материалов.

В частности, русские народные куклы в большинстве своем – тряпичные. Воспитатель показала детям книгу о народной тряпичной кукле с хорошими фотографиями и иллюстрациями, и детей очень заинтересовала эта тема. Многие высказали желание научиться делать таких кукол.

- В течение недели воспитатель просмотрела с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы

- Прочитали отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах

- Получили необходимую информацию из интернета (с родителями)

- Расспросили родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. - Собрали и письменно оформили воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства

- Посетили бабушкину избу, где собраны предметы быта и обихода – прялка, вышитые полотенца, посуда, утварь и т. д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа

- Изучили основные виды русских народных тряпичных кукол

- Рассмотрели ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол

- Ознакомились с основными элементами народных костюмов (мужского и женского)

- Просмотрели видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы

- Совместно с детьми изготовили кукол – закруток

- Оформили выставку в музее «Бабушкина изба»

Результат:

По окончанию проекта, можно сделать вывод, что ребята много узнали о русской народной тряпичной кукле, сами научились ее изготавливать.

Данный проект «Кукла из бабушкиного сундука» помог процессу формирования интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Публикации по теме:

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Проект «Кукла из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 22:48
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...