Получи документы

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи

Мария Соусканова
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

• речевой выдох ослаблен, короткий;

• речь монотонна, маловыразительна;

• темп речи замедленный или ускоренный;

• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

Публикация «Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;

• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

• тембр чаще низкий;

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап Подготовительный

1. Работа над речевым дыханием.

2. Работа над голосом.

3. Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

2 этап Основной

1. Формирование общих представлений об интонации.

2. Знакомство с повествовательной интонацией.

3. Знакомство с вопросительной интонацией.

4. Знакомство с восклицательной интонацией.

5. Дифференциация интонационной структуры предложения.

3 этап Заключительный

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.

2. Работа над интонацией вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационной структуры предложения

1. Работа над речевым дыханием

ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.

Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.

Упражнение. «ШАРИК»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я.

Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.

Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.

Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в область диафрагмы лёгкую игрушку. ( Инструкция: "посмотри на игрушку, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».)

2. Развитие голоса:

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

2 упражнение.

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

3 упражнение.

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

2 упражнение.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко) :

ОООО

АААА

АУИ АУИ АУИ АУИ

3 упражнение.

Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция) :

УУУу

ЖЖЖж

ABA ABA ABA ава

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

• Как медленно вертится колесо!

• Помогите, человек тонет!

• Как долго тянется зима!

• Скорей бежим домой!

Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

упражнение

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

3. Формирование темпо-ритмической организации

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

1. Воспроизведение простых ритмов : (II II II) (III III III) (II II II).

2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II) (II II II II).

3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

4. Формирование интонационной стороны речи

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически стрелкой вправо. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх.

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?.

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста предложения, поднимая карточку со знаком.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картин, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат (Ура) и т. д.

Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх и затем вправо. Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения.

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной проводится по четырем направлениям.

1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

Упражнения

1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а) Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Стол? – твой стол?

б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? – там солдаты? В столовой – он в столовой? Старушка? – идет старушка?

в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? – этот сад? Весело? – вам весело?

Очень? – очень вкусно? Ласковый? – ласковый кот?

2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

а) Выделение интонацией вопроса вопросительного предложения :

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?

б) Выделение интонацией вопроса в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3) Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

3. Работа над интонацией восклицательного предложения

Упражнения

1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания.

Публикации по теме:

Дизартрия — это приговор или своевременная помощь? «Дизартрия – это приговор или своевременная помощь?» Пашковская О. П., Учитель-логопед МБДОУ «Машенька», Высшей квалификационной категории.

Развитие интонационной выразительности речи. Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 января 2015 в 11:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД