Папки-передвижки

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Вотрина Светлана Анатольевна
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Слайд 1.

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Слайд 2.

Задачи:

- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

Слайд 3.

Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Процесс обучения грамоте по программе Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа» условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения предшествует предварительный добукварный период.

Слайд 4.

Одной из важнейших задач подготовительного добукварного периода является развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника.

Для развития зрительного восприятия и внимания ребенку предлагаются следующие игровые упражнения и задания:

сложить из палочек, карандашей, фломастеров, цветных брусочков строительного конструктора, палочек по образцу и описанию треугольник, квадрат, стул, кроватку, дерево, елочку, домик, лесенку;

сложить из разноцветных картонных или пластмассовых геометрических фигур разного размера домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку и другие изображения;

(При выполнении этого задания можно закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Можно научить его в игровой форме употреблять предлоги: на, в, у, из, с. под, над, перед, из-за, из-под.)

складывать разрезные сначала предметные, а потом сюжетные картинки (с разными видами разреза: вертикальным, горизонтальным, диагональным, фигурным) из частей;

складывать предметные и сюжетные картинки, изображенные на кубиках;

собирать сначала простые, а потом более сложные пазлы.

Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, ребенку предлагают следующие задания:

не видя, с какими предметами вы производите действия, отличить стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки и т. п. ;

отвернувшись, показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, звените колокольчиком или пищите игрушкой-пищалкой;

находить по звуку спрятанный в помещении звенящий будильник или любую звучащую механическую игрушку;

познакомив ребенка с гласными звуками [а], [у], [и], [о] и подобрав соответствующие картинки (паровозик гудит: «У-у-у!» Девочка укачивает куклу: А-а-а!» Мишка рычит: «О-о-о!» Лошадка ржет: «И-и-и!», предложите ему сначала спеть эти звуки вместе с игрушками, а потом угадывать эти звуки и показывать соответствующие картинки, когда вы произносите эти звуки, прикрыв рот листком бумаги;

обратив внимание ребенка на артикуляцию гласных звуков (покажите, что рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; губы округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и], научите ребенка узнавать эти звуки по беззвучной артикуляции.

Игры «Что сказал лягушонок?», «Поймай звук».

В это время следует сформировать у ребенка такие понятия, как звук, гласный звук.

Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка.

Учим ребенка составлять предложения по картинкам:

1. - Маша идет.

2. - Коля спит.

3. - Дети пьют сок.

4. - Девочка поливает цветы из лейки.

Знакомим ребенка с такими понятиями, как слово, предложение, объясняем, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов. Далее тренируемся в определении количества слов в предложении, в составлении предложений с заданным количеством слов.

Слайд 5.

Учим ребенка делить слово на части, слоги. Предложите отхлопать, протопать или отстучать слоги в словах вместе с вами, затем самостоятельно: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та, у-сы, о-са, дом, кот.

Поиграем в составление слов из заданных слогов:

- Если сказать МА, а потом ША, что получится?

- Какое слово получится из слогов ВО и ДА?

- Составь слово из слогов ВО, РО, ТА.

Слайд 6.

Только когда вы будете уверены, что ребенок освоил слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Ребенка знакомят с буквой и соответствующим ей гласным звуком или буквой и соответствующим ей согласным звуком (сначала твердые согласные). Какие задания предлагаются ребенку в этот период работы?

Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка «уа», из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей «ау», из звуков [и] и [а] получается песенка ослика «иа».

Предложите ему такие задания:

Если я спою [У], а потом [А], что получится?

- Я пою «иа». Какой звук я пою сначала, а какой потом? (И т. п.)

Желательно сопровождать сказанное наглядностью.

Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:

- Какой звук я тяну в начале слов: Аня, утро, озеро, Ира?

Слайд 7.

Итак, детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Для успешной подготовки к обучению грамоте дошкольника необходимы следующие условия:

1) У ребенка должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, мелкая моторика;

2) Весь процесс дошкольного обучения строится на игре, так именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам.

3) Процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита (последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Слайд 8.

-Конкурс «Блиц»

Вопросы:

-Что такое звук? (Звук — это то, что мы слышим и произносим).

-Что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Слайд 9.

-Произнесите звуки, написанные на доске: У, О, И, Т, П, Н, М, К.

Слайд 10.

-Прочитайте буквы, написанные на доске: С, 3, Ш, Ж, Э, Ю, Я, Ц, Ч, Л, Р.

Слайд 11.

-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).

-Чем отличаются гласные от согласных звуков? (Гласные произносятся без преграды, согласные с преградой)

-Сколько гласных звуков? Назовите их.   всего 6  [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.

Их обозначаем красным цветом.

-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков

(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков.

-Согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.

-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Запомните, что

- Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).

-Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Игра «Леденцы»

Логопед раздает изображения леденцов красного, синего и зеленого цветов.

«А сейчас поднимите леденцы красного цвета. Они будут обозначать какой звук? Правильно, гласный.

А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Конечно, синий.

Мягкий согласный? Зелёный.

Начнём.

Звуки: [ИИ], [АА], [В'], [К], [ОО], [Л'], [ЫЫ], [Д], [Т'], [С], [ОО], [Н], [УУ]

Игра «Посели в домики»

(домики красный, синий, зеленый)

-Скажите, в какой домик вы поселите картинку?

Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в зеленый домик, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

Вопросы:

-Какими бывают согласные звуки по звонкости? (звонкие и глухие)

- Как определить звонкий или глухой звук? (при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает)

Игра «Звенелочка»

-Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.

Слова: Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

(Игры: «Кто больше?», «Отгадай словечко», «Первый звук», «Что в конце»)

Игра «Веселый паровозик»

Подбери вагончики с картинкой со звуком С и Ш.

Игра «Подарки для матрешки»

Подобрать фартук со звуком М в начале слова- для первой матрешки, в середине- для второй, в конце- для третьей.

Игра «Сколько слогов»

На столе паровозики с разным количеством окошек (одно, два, три, четыре). Необходимо назвать слово, посчитать, сколько слогов и положить рядом с паровозиком.

Слайд 12.

Для звукового анализа предъявляются слова, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько слогов? Назовите первый слог? Второй и т. д.

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных? Назовите их.

- сколько согласных? Назовите их.

Вместе со знакомством с новыми звуками проводится работа по ознакомлению с буквой, формированию умения правильно называть буквы русского алфавита, закреплению навыка чтения слогов, слов, предложений.

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, мы произносим слова 4 раза, каждый раз утрируя последующий звук. Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами.

Сначала предлагать произносить

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа)

Слайд 13.

1) На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано.

2) Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова.

3) Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребёнок получает звуковые схемы.

4) Выделяя на основе интонационно подчёркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребёнок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему.

5) Теперь каждый звук подпишем буквой.

Игра «Прочитай по первым буквам»

Определи первые буквы в словах и прочитай слово.

Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.

В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

-В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….

Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Логопедическая викторина

Обозначаются две команды.

От каждой команды 1 человек, который будет записывать слова- рифмы.

I задание «Отгадай героя»

1) Послушать загадку-описание сказочного героя и назвать его. Получить слово.

2) Командам раздаются карточки с номерами и картинками. Задача: записать первые буквы картинок и в соответствии с номерами прочитать слово, сопоставив его в карточкой-названием.

2 задание «Подбери рифму»

На экране слово ИГРУШКА. Задача команд по очереди называть слова- рифмы к данному слову. Ответы записываются на доске. Чья команда составит больше рифм, та побеждает.

2 задание: Стихоплет»

У каждой команды по 3 пары слов-рифм. Задача: составить полноценное интересное стихотворение. Побеждает та команда, которые лучше всего справились с заданием.

3 задание «Измени словечко»

Командам раздаются листочки с поговорками, в которых изменено слово. Задача произнести поговорку верно. Команда, допустившая меньше ошибок и быстрее справившаяся, побеждает.

4 задание: «Путаница»

Команды получают конверты со слогами. Задача команд быстро сложить из слогов 4 слова. На экране подсказка: первые слоги, на которые начинаются слова.

5 Задание: «Эрудит»

Секундомер.

От команды нужны 4 человека. Каждому игроку раздаются папки с 2 буквами. Необходимо отгадать загадки и встать в нужном порядке, чтобы получить ответ из букв. Каждой команде задаются 6 загадок. Чья команда справиться за меньшее время, та победила.

* «Звуковой калейдоскоп».

Ознакомление воспитателей с вариантами интерактивных игр на развитие фонематического слуха.

Прикреплённые файлы:

podgotovka_l931q.pptx | 2350,78 Кб
 
Публикации по теме:

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте Старшая группа № п. п название цель Ход игры 1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей с ОНР (старшего дошкольного возраста) Задачи: 1. Дифференциация звуков л, л в слогах, словах, предложениях. 2. Развитие функции звуко-буквенного анализа и синтеза.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тётушки Федоры» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. «В гостях у тётушки.

Консультация для родителей «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте» Консультация для родителей Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие.

Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте» Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Задачи: - обучить.

Материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Космос»Материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Космос» Предлагаю вам материал по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос". Важно ненавязчиво подводить детей к той.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 13:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД