Проведение ролевых игр как метод обучения

рузила замалиева
Проведение ролевых игр как метод обучения

Я, Замалиева Рузила Акмаловна, педагог дошкольного образовательного учреждения со стажем 27 лет. Последние 6 лет работаю воспитателем по обучению детей татарскому языку. В своей профессиональной деятельности использую различные методы психологического и педагогического обучения дошкольников. Конкретно хочу остановиться на методе ролевых игр.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить читать их чадо, которое и сидеть еще толком не научилось, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. К тому же игра для детей дошкольного возраста является легко усваиваемым и понятным по своему содержанию методом обучения.

Во время обучения детей татарскому языку я часто применяю метод ролевых игр. Мы с детьми разыгрываем различные роли нашего ежедневного обихода, отражая в играх впечатления от реальной жизни. Например, больница, школа, магазин, почта, путешествия и т. д. При изучении новых слов и для их запоминания я также прибегаю к ролевым играм. С целью ознакомления со сказкой, рассказом и работой над интонационной выразительностью речи, над совершенствованием грамматики и звуковой культуры также применяю ролевые игры.

На занятиях я использую театрализованные игры, игры-драматизации татарских и русских народных сказок. Например, «Теремок», «Репка», «ч кыз», «Блк кемг?», «Ата каз м тлке» и другие. В театральных, в играх-драматизациях дети отражают сюжеты сказок, в имитационных играх дети передают эмоциональные и физические состояния игровых образов, используя мимику и пантомимику.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных проблем.

В игровой деятельности у ребенка появляется реальная возможность применять на практике полученные и усвоенные им нормы и правила общежития. Игра учит находить нужные способы поведения, проявлять доброжелательность и толерантность. Для ребенка, вступившего в игру, очень важны правила. Дети внимательно следят за их исполнением, тщательно перепроверяют роли и исполнение их остальными детьми. Создается впечатление постоянного и тотального контроля всех за всеми. Выполнение правил, предусмотренных игрой, влияют на формирование у детей элементов самоконтроля. Если ребенок не исполняет правило, детское сообщество сурово наказывает его вплоть до изгнания из игры. Это очень болезненное явление, поэтому очень важно научить ребенка выполнять правила, соответствующие выбранной роли.

Тем самым игра имеет большое значение для развития ребенка дошкольного возраста, она позволяет детям легче усвоить программу обучения, в игре происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками сотрудничества. Во время проведения игр я наблюдаю, как детьми соблюдаются правила, как развиваются отношения между игроками. Ролевые игры являются уникальным приемом в обучении, который раскрывает реалии жизни перед детьми. Примеряя те или иные роли, дошкольники учатся жить в предлагаемых обстоятельствах. Проигрывание ролей помогает ребенку расширить его представления о мире вокруг него и формирует у него необходимые для жизни в обществе умения, получить новые знания и легче усвоить новые слова.

Публикации по теме:

Презентация «Правила безопасности для детей» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проведение ролевых игр как метод обучения
Опубликовано: 17 августа 2013 в 22:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стихотворение о дружбе с возможностью инсценирования
Дружба - это не работа Не успела я отойти от перелёта, от кратковременного отдыха, как Вера Калужина снова втянула меня в творческий процесс! И скажу...
Семь гномиков. Пособие по ознакомлению с днями недели.
Детям дошкольного возраста зачастую трудно понять такие понятия, как " вчера", "сегодня", "завтра". Или же запомнить все семь дней недели, и не только...
Мастер-класс коллективной аппликации «Дерево дружбы»
Мастер-класс по изготовлению коллективной аппликации «Дерево дружбы» в группе младшего дошкольного возраста. Добрый день, уважаемые коллеги! Этим...
Презентация Отчет МБДОУ о проведении летнего-оздоровительного периода
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заведующий МБДОУ ДС № 4 «Березка» Протокол № 1 ________________________________ от «31» августа 2017 г. Приказ №...
Лэпбук «Овощи»
С целью формирования представлений об овощах был изготовлен тематический лэпбук. Задачи лэпбука: формировать представления у воспитанников об овощах, их...