МААМ-картинки

Психофизическая основа развития графических навыков

ирина юрова
Психофизическая основа развития графических навыков

В отличие от устных форм речевой деятельности, обучение письму – это специальный, длительный и непростой процесс. Известный ученый психолог А. Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится в психологии к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыком человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпили-вания, работа с каким – то инструментом, либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают деятельность человека. В этом специфика и сложность их развития. Они формируются не изолировано, а совместно с чтением, орфографией, становлением письменной речи в целом. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или осознаются мало.

Публикация «Психофизическая основа развития графических навыков» размещена в разделах

В предшкольном возрасте у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные ее доли.

Для формирования графического навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом должны быть в состоянии готовности определенные специфические сферы головного мозга и психические функции, такие как внимание и зрительно-пространственная ориентация и пространственное мышление.

Внимание – это проявления избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания часто определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может им управлять и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточится на чем – то одном, в частой смене деятельности.

Как отмечают М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева у ребенка к началу обучения в школе постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Авторы полагают, что становление данного вида внимания тесно связано с развитием ответственности за тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка. Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая его переключаемость означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой.

Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева в своем сборнике предлагают тесты для изучения различных свойств внимания, а также коррекционные и развивающие упражнения для их развития.

Интересна в этом плане «Рабочая тетрадь» С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербининой, где авторы собрали интересные игровые упражнения на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Важной составляющей навыка письма является зрительно – пространственная ориентация ребенка на листе. Она зависит от пространственного мышления ребенка.

Как считает А. Э. Симоновский, к 5-7 годам, т. е. к моменту обучения письму главным является наличие у ребенка ориентации в графическом пространстве листа; умения «децентрироваться» и видеть картину с чужой точки зрения; мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле; управлять своим вниманием, выражать в речи пространственные характеристики объекта.

Однако, как отмечает автор, обучение мыслительной работе с пространственными образами сопряжено со многими трудностями. Основная проблема в предшкольном возрасте и младшем школьном – это не умение выделить главное в задаче или проблемной ситуации.

Из-за этого, возникающие у ребенка образы, могут уводить в сторону от главной цели и не способствовать выявлению абстрактной зависимости между представлениями.

Решение данной проблемы, по его мнению, зависит от усвоения ребенком способов анализа и преобразования пространственных ситуаций. Овладение алгоритмами этих мыслительных ситуаций позволит ребенку осознано относиться к цели и условию задания, понимать общую логику преобразования пространственного объекта.

Долгое время в детских садах не уделялось должного внимания развитию пространственного мышления. А. Э. Симоновский предлагает программу, направленную на развитие пространственного мышления у ребенка, которая включает в себя шесть этапов и позволяет выработать пространственные представления с помощью специально подобранных игровых заданий. В работе с дошкольниками мы опираемся на первые три этапа.

Выполнением пальчиками различных упражнений, ребенок достигает хорошего развития тонкой моторики, которая не только оказывает благоприятное воздействие на общее развитие речи (так как при этом индуктивно проходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает детей к дальнейшему развитию графических навыков, облегчает приобретение навыков письма.

Таким образом, формирование графических навыков зависит не только от сформированности у детей старшего дошкольного возраста внимания, пространственного мышления (зрительно – пространственной координации, но и от уровня развития тонкой моторики.

Использованная литература.

1. Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические

исследования. - М. : Издательство АПН РСФСР, 1959.

2. Тесты для детей. Составители Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Го-

ловнева Н. Я. – СПб. : Дельта. 1998.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Развиваем внимание. - М. :Росмэн-Издат, 2004.

4. Соколова Е. Н., Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. М. : Просве-

щение, 1969.

5. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. – М. : Наука, 1955.

. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков

у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда. - М. : Владос, 2005.

6. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на заня-

тиях по изобразительному искусству. – М. : Флинта, 2001.

7. Ноткина Н. А. Особенности развития моторики у детей дошкольного

возраста// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 35- 37.

8. Симановский А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка. –

М. : Рольф, 2000.

9. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М. : Педагогика, 1979.

. Никитина Н. В. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспита-

ние. - 2001. - №5. - С. 16-20.

Публикации по теме:

Почему важна подготовка к школе? 1. Поступление в школу – это резкое изменение всей жизни вашего ребенка. 2. Подготовка к школе – это длительный процесс, который следует.

Обучение детей старшего возраста навыкам письма Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психофизическая основа развития графических навыков
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 15:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД