МААМ-картинки

Психогимнастика для дошкольниоков

Гульназ Хайруллина
Психогимнастика для дошкольниоков

Психогимнастика для дошкольников

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастику как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Термин «психогимнастика» появился в 1970-х гг. благодаря чешскому психологу Г. Юновой, которая разработала систему приемов на основе психодрамы, где речь шла о невербальных упражнениях[1].

Публикация «Психогимнастика для дошкольниоков» размещена в разделах

Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера.

Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

Чтобы занятия имели максимальный эффект, лучше проводить их в группах по 6 дошкольников. Но можно проводить занятия и с мамой вдвоем, если нет других вариантов.

Сегодня советы психолога предложат вам один блок занятий, который можно проводить с дошкольниками и младшими школьниками.

1. Учим расслабляться.

— тряпичная кукла. Покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует, как двигаются ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и отпуститепсихогимнастика релаксация их. Пусть дети повторят. После работы с куклой предложите детям стать тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и отпускайте.

— сонный котенок. Предложите дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд.

— уставший пес. Предложите ребятишкам показать уставшего пса. Пусть немного наклонятся и пройдут наклоненными по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает.

2. Учим выражать разные эмоции. Главной задачей на этом этапе является стимулирование детей к показу названных в этюдах эмоций. Если в этюде участвует одно действующее лицо, то можно участвовать всем детям одновременно. Взрослый должен читать стихотворение. Со временем дети его выучивают наизусть.

Мы используем в своей практике следующие упражнения, цель которых: способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

«Разные лица»

Детям, используя зеркало, предлагается изобразить: злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана – царевича.

«Лягушки»

Изобразить лягушек, которые охотятся за комарами. Лягушки притаились и замерли. Поймали комарика, они довольные. Предложить детям представить, что одна лягушка прыгнула к ним на ладошку: «Что вы будете делать?». Дети должны показать, как бережно держат лягушку на ладошке и сажают на траву.

«Заводные игрушки»

Воспитатель превращает детей в игрушки: «Вокруг себя повернись в куклу Машу (медвежонка, зайчонка, Петрушку и др.) превратись». Дети изображают игрушку. Воспитатель произносит: «Игрушка сломалась». Дети замирают в определенной позе. Им предлагается почувствовать напряжение, показать, как они умеют расслабляться: уронить голову, правую руку, левую руку, туловище. Детям очень жалко сломанную куклу (показать огорчение). Мастер починил игрушку, предложить детям изобразит радость.

«Овощи»

Воспитатель превращает детей в семена овощей. (Дети присаживаются). «Теплое солнышко грело семена, дождик поливал их. Семена росли, росли и стали красивыми растениями (дети постепенно поднимаются, встают и поднимают вверх руки). Растения тянутся к солнышку, почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли растения». Предложить детям расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище, опуститься на пол. «Полил дождь, ожили растения, снова потянулись к солнцу». Дети повторяют упражнение. Воспитатель предлагает детям изобразить овощи – «толстячки» и овощи – «худышки».

«Пугало»

Детям предлагается отгадать загадку:

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

Предложить детям изобразить испуг Ульяны. Изобразить огородное пугало: «Стояло оно долго, всех птиц испугало». Почувствовать, как напряжена шея, руки, туловище, ноги. Дети изображают летящих птиц. Расслабление.

«Такие разные животные»

Предложить детям изобразить: ссорящихся попугаев - сердитых попугаев; веселых поросят – испуганных поросят и т. д.

«Детеныши»

Изобразить: ласкового котенка, который просит молока; сердитого козленка и маленькую девочку, которая испугалась его; походку утенка и важного индюшонка; огорчение цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него не получилось.

«Три поросенка»

Изобразить сердитого волка. Показать, как страшно было поросятам, как они прятались. Изобразить смелых, радостных поросят.

«Три медведя»

Изобразить сердитого медведя. Показать, как испугалась Машенька. Как обрадовались возвращению Машеньки бабушка и дедушка.

«Лето»

Дети отгадывают загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (Лето)

Детям предлагается представить, что на улице лето, руки и лица греет ласковое солнце. Дети расслабляются. Представить, что солнышко спряталось, стало прохладно. Дети сжимаются, напрягаются. Опять засветило солнце. Повторить упражнение несколько раз.

«В лесу»

Изобразить свернувшегося в клубок ежа, хитрую лису, длинноногого журавля, лягушку – попрыгушку, бодливого олененка.

«Деревья»

Детям задается вопрос: «Какие деревья вы знаете?». Воспитатель предлагает детям превратиться в дубы: «Крепко упритесь ногами в пол и сожмите кулаки. Сильный ветер едва – едва раскачивает большие дубы». Дети низким голосом произносят «ы-ы-ы-ы». Дети превращаются в березы, которые раскачивает легкий ветерок. Руки расслаблены. Дети высоким голосом произносят «ы-ы-ы-ы».

«

Цирк»

Дети изображают игру на балалайке, трубе, бубне; выступления клоунов, гимнастов, фокусников.

«Охотники»

Воспитатель обращается к детям: «Мы – охотники. У нас в руках фоторужье. Выслеживаем барса, фотографируем верблюда. Испугались зубра. Удивились, увидев павлина».

«В гостях у Айболита»

Изобразить сердитого Бармалея, доброго доктора Айболита, заболевших зверей.

«Домашние животные»

Изобразить щенка, который мокнет под дождем. Детям жалко его. Изобразить провинившегося кота, которого наказала хозяйка. Показать, как уныло они бредут по улице, какое грустное у них настроение. Улыбнуться, улыбка поднимет им настроение.

«Утята»

Изобразить утят, шагающих на пруд. Утенок поранил ножку. Выразить эмоции страдании и боли. Утята увидели огромного пса. Показать, как они испугались. Изобразить, как мама – утка защищала утят, а потом как учила их плавать.

«Гномы»

Детям предлагается изобразить разных гномов: Ворчуна, Весельчака, Лентяя. Работящего, сердитого и грустного гнома.

«Разбитая чашка»

Изобразить испуг, сожаление, отчаяние. Изобразить маму и ее отношение к случившемуся.

«Солнышко»

Детям предлагается представить, что солнце согревает лицо, руки, вам приятно (расслабиться). Подул холодный ветер, вам холодно (напрячься). Опять засверкало солнышко.

«Зима»

Детям предлагается представить, что на улице зима. Показать, как дети замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

«Комар»

Дети имитируют разное состояние: назойливый комар, боимся комара, укусил комар, прогоняем комара, не боимся комара.

«Угадайте, что я делаю»

Воспитатель имитирует зимние развлечения: игра в снежки, ходьба на лыжах, катание на коньках и др. Дети угадывают и повторяют движения.

«Игрушки»

Воспитатель называет игрушки и просит детей показать их: мишка–шалунишка, зайчишка–трусишка, лягушка–квакушка, мышка – норушка.

«Лес»

Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в лесу. Показать какие там большие деревья (дети поднимают руки). Дует теплый ветерок, шелестят листья (быстро шевелить пальцами). Подул холодный ветер, закачались сосны (дети покачиваются и машут руками). Ветер затих (дети расслабляются). Снова подул ветер (дети вновь напрягаются).

«Жуки»

Детям предлагается изобразить летающих, спящих, обиженных, веселых жуков.

«Заболевшие животные»

Необходимо изобразить заболевших животных: жирафа с больной шеей, ежа с больной ножкой, мартышку с простуженным горлом.

«Насекомые»

Воспитатель предлагает детям показать злого комара, как он приготовился к полету, как летит, вот он сел на лицо. Изобразить жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.

«Забавные звери»

Воспитатель предлагает детям изобразить зайчишку–трусишку, храброго ежонка, хитрую лису, неуклюжего мишутку.

«Непослушные звери»

Воспитатель предлагает детям изобразить непослушного зайчишку, лисичку, мишутку. Показать, как сердятся мамы на своих непослушных деток.

«Золушка»

Детям необходимо показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал. Изобразить злую мачеху, ленивых сестер. Показать, какое доброе лицо было у Волшебницы.

«Кот и мыши»

Детям предлагается изобразить хитрых, голодных, сердитых мышат. Показать, как они подкрадываются к спящему коту. Изобразить добродушного кота и уныло идущих, раскаявшихся мышей.

«Колобок»

Детям предлагается изобразить толстощекого Колобка (надуть щеки). Показать руками, как катится Колобок. Изобразить грустного, веселого Колобка.

«Простоквашино»

Дети изображают добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Показать, как Шарик ловит рыбу. Выразить удивление, радость от пойманной рыбы. Изобразить ворчливого кота Матроскина.

«Зимующие птицы»

Воспитатель предлагает детям изобразить озябших, голодных птиц. Показать, как они обрадовались, когда им насыпали крошек. Изобразить воробья, испугавшегося кошки. Выразить переживание, сочувствие воробью.

«Цыпленок»

Дети отгадывают загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Воспитатель предлагает изобразить цыпленка сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупы: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

Публикации по теме:

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» Цели: Повышение профессионального мастерства,.

Интегрированная НОД для детей средней группы «Для солдата все науки не для скуки» Дата проведения: 15.02.2017г. Задачи: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Учить коллективным играм, правилам добрых.

Конспект НОД для детей средней группы. Обрывная аппликация «Сарафан для девочки и брючки для мальчика»Конспект НОД для детей средней группы. Обрывная аппликация «Сарафан для девочки и брючки для мальчика» Программное содержание 1. Закреплять представления детей о профессиях работников ателье, о свойствах и разнообразии тканей. 2. Научить выполнять.

Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры для дошкольников» Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ. Тема: «Русские народные игры для детей дошкольного возраста» Цель: передача и распространение.

Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков»Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде мальчиков и девочек. Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям.

Мастер-класс «Подставка для пасхального яйца из яичного лотка». Для педагогов дополнительного образования, для детей 7–10 летМастер-класс «Подставка для пасхального яйца из яичного лотка». Для педагогов дополнительного образования, для детей 7–10 лет Мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования; для детей в возрасте 7-10 лет; для учителей технологии, воспитателей,.

Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика) Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика). Укрепление физического и психического здоровья детей – это одна.

Психогимнастика «Гроза». Осенью часто идут дожди. Что бывает во время дождя? Ребята, а вы грозу боитесь? Сможете показать? Выразительное движение: - голова.

Психогимнастика в ДОУ Психогимнастика в ДОУ То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. В настоящее.

Сценарий утренника «В поисках сокровищ для мам» для средней группы Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню в средней группе Выход детей, встали на полукруг. Ведущий: Примите наши поздравленья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психогимнастика для дошкольниоков
Опубликовано: 5 октября 2017 в 20:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД