МААМ-картинки

Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности

Марина Бухарова
Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности

Психокоррекция старших дошкольников

с синдромом гиперактивности

Одной из важнейших задач практической психологии, психофизиологии и детской неврологии является своевременная комплексная диагностика пограничных форм нервно-психической патологии, составляющих 80% всех случаев психических болезней. И особое место в структуре пограничных состояний у детей занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Публикация «Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности» размещена в разделах

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение детей с СДВГ может стать девиантным. По данным академика РАМН В. И. Покровского дети, страдающие СДВГ и не получившие своевременной психолого – педагогической и медикаментозной помощи: бросают школу 32-40%; заканчивают вузы только 5-10%; имеют мало друзей или совсем не имеют 50-70%; плохо справляются с работой 70-80%; втягиваются в антисоциальную деятельность 40-50%; беременеют в подростковом возрасте 40%.

Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставили данный диагноз. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.

К сожалению, до сих пор остаётся много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром. При этом ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и ещё есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

В связи с этим нами была разработана и апробирована мультимодальная программа психокоррекции детей с СДВГ, которая включила в себя следующие направления: диагностическое, консультативное (работа с родителями и педагогами, коррекционно-развивающая работа с детьми и психопрофилактическое.

Работа осуществлялась со всеми членами образовательного сообщества: родителями, педагогами, детьми.

Основными задачами психокоррекционной работы с детьми являются:

- коррекция негативных форм поведения;

- развитие дефицитарных функций;

- обучение ребёнка навыкам саморегуляции, релаксации;

- развитие навыков межличностного взаимодействия.

В коррекционно – развивающей работе с детьми использовались различные методы: игровая терапия, песочная терапия, методы нейропсихологической коррекции, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

В процессе групповой игровой терапии дети учатся понимать и передавать эмоциональные состояния и чувства, отрабатывают навыки взаимодействия друг с другом. Игры и упражнения, используемые на занятиях, способствуют формированию позитивных качеств личности (эмпатии, доверия).

Обучение детей навыкам саморегуляции и релаксации с применением фитболов, сухого бассейна, сухого аквариума, различных массажных мячиков способствует снижению психо-эмоционального и мышечного напряжения.

Большое внимание уделяется обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Для этого используются такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушка Бобо, «стаканчики для криков», «коврик злости».

На индивидуальных занятиях и в малых группах в работе с детьми используются методы нейропсихологической коррекции, развивающие нарушенные функции: растяжки, упражнения на межполушарное взаимодействие, релаксацию и визуализацию, глазодвигательные, дыхательные и телесные упражнения.

Использование психогимнастики позволяет ребёнку с СДВГ научиться понимать своё тело, управлять им, помогает детям в невербальной форме отреагировать эмоциональные переживания. Для этого применяются маски, платочные куклы.

Очень эффективным методом в психокоррекции детей с СДВГ является сказкотерапия. Слушая и проигрывая сказки, ребёнок часто отождествляет себя с какими-либо персонажами. Осознание ребёнком того, что сказочные персонажи имеют сходный с ним опыт, снижает уровень его тревожности, помогает справиться со страхами, с плохим настроением. После «проживания» сказки, дети рисуют полюбившиеся им сказочные сюжеты. Так рождаются книги волшебных сказок.

Большой эмоциональный отклик вызывает использование элементов танцевальной терапии. Спонтанные движения помогают детям с СДВГ осознать собственное тело, развить навыки общения, что приводит к улучшению эмоционального и физического состояния.

На занятиях применяется также куклотерапия, которая помогает гиперактивным детям проиграть и проработать конфликтные ситуации (в том числе в семье); сформулировать и "отрепетировать" сценарии, образы своего желаемого будущего; тренировать умение "держать себя в руках" (навык саморегуляции, навыки адекватного выражения собственных чувств. Кроме того, кукла, сделанная руками ребенка, становится настоящим другом, которому он доверяет свои тайны.

Психокоррекционные занятия с использованием элементов музыкотерапии, изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, способствуют повышению самооценки и уверенности в себе, способствует снижению импульсивности, развитию концентрации внимания у детей с гиперсиндромом. Использование песочной терапии способствует снижению психоэмоционального напряжения, агрессии.

В рамках программы мультимодальной психокоррекции дошкольников с СДВГ осуществлялась работа и с педагогическим коллективом. Задачи направления – просветительская работа с педагогами, помощь в налаживании контактов педагог – ребёнок, сверстники – ребёнок. В связи с этим осуществлялась информационно – просветительская деятельность сотрудников ДОУ посредством активных методов (семинаров - практикумов, индивидуальных и групповых консультаций, мастер-классов, тренинговых занятий: «Тренинг эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком», «Тренинг личностного роста», использование релаксационных, медитативных, сказкотерапевтических техник. Большое внимание уделялось снижению психо – эмоционального напряжения у педагогов, профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения родителей, замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные. В связи с этим с родителями проводились индивидуальные консультации, беседы, тренинговые занятия, целью которых является оптимизация родительско-детских отношений в диаде «гиперактивный ребёнок-родитель». Очень эффективной была детско-родительская терапия. Большой интерес вызвали методы игровой терапии, метод продуктивной деятельности, в процессе которых родители вместе с детьми играли, танцевали, рисовали картины «волшебными красками», создавали кукол-помощников, придумывали сказочные истории.

Для проверки эффективности коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностическая процедура, которая показала, что в целом, в структуре личности ребёнка с СДВГ были обнаружены положительные тенденции гармонизации личности, которые происходили в тесной связи с изменениями внутрисемейной системы.

Произошла переоценка взглядов членов семьи на данную проблему, обогащение структуры взаимодействия с ребёнком и сопровождающих развитие детей взрослых внутри семьи и в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, разработанная и апробированная нами мультимодальная программа психокоррекции детей с СДВГ, показала свою эффективность в аспекте направлений и содержания работы детьми, родителями, педагогами.

Литература

1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или Всё о гиперактивных детях. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.

2. Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, профилактики и прогноза). – М., 1994.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. - СПб. : Речь, 2002.

4. Монина Г. Б. Особенности взаимодействия психолога с гиперактивными детьми. Психокоррекция. Работа психолога с родителями. – М., 2006.

5. Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.

6. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1981.

7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб., 1997.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей». Цель работы психолога в ДОУ содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 17:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД