Лучший педагог года

Психокоррекция тревожности у дошкольников

Людмила Слепых
Психокоррекция тревожности у дошкольников

Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детских страхов и тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности.

Известно, что страх и тревога, могут являться источниками многих нарушений здоровья в физической и психической сфере. Особенно вредно их действие тогда, когда они возникают в детстве и препятствуют гармоничному развитию и самореализации личности. Страхи, принимая устойчивый и длительный характер, не только лишают ребенка психологического комфорта, радости жизни, но и способствуют возникновению многих психосоматических заболеваний, развитию детских неврозов.

Публикация «Психокоррекция тревожности у дошкольников» размещена в разделах

Проблемой детской тревожности занимались многие зарубежные и отечественные авторы, принадлежащие к разным психологическим школам и направлениям. Этим обусловлено различие в их взглядах на природу страха и тревоги, а также причины их возникновения. В своей работе я придерживаюсь взглядов, развиваемых в отечественной психологии А. И. Захаровым.

Следует отметить, что, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы детских страхов и тревожности, методические вопросы, связанные с коррекцией, в настоящее время разработаны недостаточно.

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т. е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. А тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Детская тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в группе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т. п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность — один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима. Кроме того, доказано, что детская тревожность тесно связана с мотивацией к различным видам деятельности, социометрическим статусом, с успешностью среди сверстников. За последние 10 лет, количество тревожных детей дошкольного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих дошкольников начинает волновать их характер взаимодействия с другими людьми.

Поэтому достаточно актуальной представляется тема психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Целью моей работы является изучение коррекции страхов и тревожности старших дошкольников с использованием метафор.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

проанализировать причины, способы профилактики и преодоления тревожности;

изучить основные принципы психокоррекционной работы;

исследовать методы коррекции тревожности;

изучение коррекции страхов и тревожности у старших дошкольников с использованием метафор.

проанализировать полученные результаты.

В качестве гипотезы мною выдвинуто предположение о том, что метафоры могут стать основой для настроения эффективной коррекционной программы, направленной на преодоление страхов и тревожности у детей.

В своей работе использую методы системного анализа научно-методической литературы по данной проблематике метод формирующего эксперимента, методы статистического анализа результатов. Методологической основой исследования являются «Теория культурно-исторического развития психики человека» Л. С. Выготского, концепция Л. И. Божович о «направленности личности», а также работы Д. Б. Эльконина, Г. И. Щукиной, В. С. Мерлина и других педагогов.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста» Сказкотерапия в коррекции детской тревожности является универсальным, безопасным и интересным методом в работе дошкольниками, так как мы.

«Скоро в школу мы пойдем» — профилактика школьной дезадаптации, снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу мы пойдем»Цели: • расширение социальных представлений детей о школе, знакомство со школьными атрибутами, развитие интереса.

Групповые упражнения с целью снятия тревожности. Групповые упражнения с целью снятия тревожности. «Давай поздороваемся» Играющие по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате, здороваясь.

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности» Ведение. Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности.

Психокоррекция заикания у дошкольников Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, мироощущения. Нарушение речевого механизма.

Психологическая гостиная «Профилактика детской тревожности посредством игр с песком, камешками и водой» Занятия по программе «Чудеса на песке, с песком, водой и камешками» мы проводим с детьми младших групп Цель в организации этих занятий:.

Рекомендации по уменьшению уровня конфликтности, агрессии, тревожности у учащегося 1. Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму. 2. Детям с вербальной агрессией полезно поручать следить за младшими сестрами и.

Релаксационные упражнения для обучения ребёнка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и.

Занятие по коррекции тревожности и страхов (средняя группа) Задачи: • Повышение самооценки ребёнка. • Воспитание чувства уверенности в собственных силах. • Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекция тревожности у дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 21:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД