Получи документы

Психокоррекционная программа для первоклассников «Я-школьник»

Анастасия Пучкова
Психокоррекционная программа для первоклассников «Я-школьник»

Цель программы : содействие школьной адаптации учащихся средством проработки потенциально проблемных для той или параллели сфер школьной жизни.

Продолжительность программы : 6 занятий по 40-45 МИН (2 раза в неделю).

Сроки реализации программы :

начало учебного года (сентябрь)

Публикация «Психокоррекционная программа для первоклассников „Я-школьник“» размещена в разделах

Основные методы: в работе используются, прежде всего, психолого-педагогические методы. Преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями учащихся разных возрастов.

Занятие 1. Кто такой школьник?

Оборудование и материалы: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования (каждый лист разделен пополам чертой, цветные карандаши, скотч или кнопки. Дискуссия (цель — постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии).

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Детям предлагается отгадать загадку:

Стоит дом: кто в него войдет, тот и ум приобретет (школа).

Загадка довольно трудная, поэтому для ее отгадывания детям могут понадобиться наводящие вопросы.

Обсуждается вопрос: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказались все желающие ответить на этот вопрос. В заключении ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей.

Формулируется цель уроков: «Стать знатоками школьной жизни». Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо постоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.

II.Основное содержание занятий.

Рисунок (цель — осознание различий в позициях «дошкольник»

и «школьник»). Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я — школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (в зависимости от того, сколько было потрачено на первое задание, около 20-25 минут). В процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы — школьники!»

Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказаться, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.

III. Упражнение на расслабление (релаксация) (Проводит психолог). «В лесу» (муз. сопровождение «Звуки природы»).

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представьте себе прекрасный солнечный день. Ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу…И вот перед тобой чудесная поляна. Трава на поляне мягкая и зеленая. Ты садишься на траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее прекрасную прохладу… Шум ветра, шелест молодой травы, пение птиц завораживают, тело наливается волей, силой, приходит бодрость и радость… Дышится легко, ровно, глубоко…А теперь потянись, напряги и расслабь своё тело… Медленно открой глаза.

IV.Рефлексия занятия. Обобщение (цель — закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы «Кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.

V.Ритуал прощания.

- Давайте поблагодарим, друг друга за занятие и скажем «спасибо».

Занятие 2. Школьный распорядок

Оборудование и материалы: тетрадь, цветные карандаши, бумажные заготовки для «школьного распорядка» (см. приложение 5, магнитная доска и магниты (можно заменить скотчем).

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на выставку рисунков, напоминает о том, что школьник — это человек совсем взрослый, у которого новые дела и новые правила жизни. Желательно называть детей — авторов рисунков по именам (особенно тех, которые на первом занятии были пассивными).

II.Основное содержание занятий.

1. «Школьный распорядок» (цель — закрепление представлений об

уроках и переменах). Ведущий показывает картинки со схематическим изображением различных этапов. В обсуждении на доске составляется график типичного школьного дня («от гардероба до гардероба», уроки и перемены разделены «звонками»). Ребятам предлагается зарисовать готовый график в тетради. Ведущий сопровождает их рисование схематизированным рисунком на доске.

Итоговый бумажный вариант «школьного распорядка» вывешивается на стене.

Некоторые дети не могут нарисовать «красиво», что вызывает у них негативные эмоции вплоть до отказа рисовать. Задача ведущего — помочь им образцом, поддержать рисование.

2. Загадки (цель — закрепление представлений об атрибутах школьной жизни). Ребята отгадывают загадки. Отгадавший загадку говорит не только ответ, но и где нужен этот предмет (на уроке, на перемене, в гардеробе, в столовой и т. д.).

Некоторые дети отгадывают загадки лучше всех остальных. Важно отслеживать, чтобы не получилось «соло» одного-двух детей. Для этого ведущий спрашивает только того, кто поднял руку, причем каждый раз выбирает нового ребенка, отмечая, что видит и остальные руки.

Хоть не прачка я, друзья, старательно стираю я. (резинка)

Если ей работу дашь — зря трудился карандаш. (резинка)

Где носом проведет, там заметку кладет. (карандаш)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий, и на много-много лет

Оставляет синий след. (ручка)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй часто с ней —

Станешь вчетверо умней. (книга)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я — школьный. (ранец)

Нарисует все, что хочешь, —

И лужайку, и лесочек,

Домик, речку и шалаш.

Что же это?. (карандаш)

Кулик невелик

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись, (школьный звонок)

III. Упражнение на расслабление (релаксация) (Проводит психолог). «У моря» (муз. сопровождение «Звуки моря»).

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представьте себе, что вы сидите на песчаном берегу…Песок тёплый, тебя обдувает прохладный ветер. Шум моря, всплеск волн – по всему телу разливается энергия… Дышится легко, ровно, глубоко…А теперь потянись, напряги и расслабь своё тело… Медленно открой глаза.

IV.Рефлексия занятия. Обобщение (цель — закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы «Кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.

V.Ритуал прощания.

Занятие 3. Школьные правила

Необходимые материалы: тетради, цветные карандаши, скотч, пиктограммы с основными «школьными правилами» (см. приложение 5, бумага, маркер.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на вывешенный на стене «школьный распорядок», напоминает о том, как устроен школьный день. Желательно проводить это повторение в режиме «вопрос-ответ». Необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных.

II.Основное содержание занятий.

1.«Школьные правила» (цель — закрепление представлений о школьных правилах). Ведущий рассказывает сказку:

В одной школе однажды случилось что-то невообразимое. Раньше это была обычная школа: там были уроки и переменки. На уроке все учились: внимательно слушали учителя, отвечали только тогда, когда их спрашивали, поднимали руку, прежде чем ответить на вопрос.

Но это жутко не понравилось злобной Дюдюке. Она очень не любила порядок и дисциплину Да и в школу никогда не ходила: ни читать, ни писать не умела. Зато хорошо умела колдовать.

И вот однажды, подглядывая в окошко за тем, как хорошо на уроке чтения 1 «А» учит новые буквы, Дюдюка, не на шутку рассердившись, заколдовала всех первоклассников. И вдруг без всякого повода Петя прямо посреди урока начал играть в трансфор-меров. Прямо на парте! А Лена с Олей начали болтать, и даже не шепотом, в полный голос! А Виталик стал кидаться в расписание уроков мячиком! И все остальные ученики тоже стали вести себя просто возмутительно! Учителя никто не слушал.

Обсуждаются вопросы:

«Чем закончится такая сказка?

Научатся ли чему-нибудь ученики такой школы?

Зачем нужны правила в школе?»

Ребята формулируют известные им правила школьной жизни. Ведущий иллюстрирует их пиктограммами (они готовы заранее, но некоторые иногда приходится дорисовывать по ходу занятия). Список правил фиксируется ребятами в тетради, учитель помогает схематическими рисунками на доске. Готовые пиктограммы вывешиваются в кабинете.

III. Упражнение на расслабление (релаксация) (Проводит психолог).

Релаксационное упражнение.

«Волшебный сон» (муз. сопровождение).

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают…Отдыхают засыпают…

Шея не напряжена, а расслаблена…

Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется…

Дышится легко, ровно, глубоко…Напряжение улетело…И расслаблено всё тело…

На зеленой мягкой травке…Греет солнышко сейчас…Ноги теплые у нас…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Губы теплые и вялые и нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

IV.Рефлексия занятия. Обобщение (цель — закрепление результатов).

Каждому раздаются правила для учащихся, которые совместно обсуждаются и ведётся дискуссия. Ведущий подводит итоги темы, опираясь на сформулированные правила. Обсуждается вопрос о том, что будет, если не соблюдать то или иное правило, подчеркивается их необходимость.

Правила необходимо дома повторить с родителями.

V.Ритуал прощания.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, учи старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Не опаздывай на занятия.

2. Старательно трудись, участвуй в самообслуживании. Стремись больше узнать о людях труда, их профессиях.

3. Принимай активное участие в полезных делах своего класса, школы, в работе ученического самоуправления. Помогай товарищам в учении и труде.

4. Оберегай родную природу. Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, своим и чужим вещам.

5. Соблюдай режим дня.

6. С пользой проводи свободное время: занимайся в кружках, рисуй, читай, слушай музыку, играй с товарищами.

7. Соблюдай правила личной гигиены. Ежедневно делай утреннюю гимнастику, занимайся физкультурой.

8. Слушай родителей и старших, уважай их.

9. Примерно веди себя в школе, в общественных местах, на улице. Выполняй требования работников школы, дежурных учащихся.

10. Будь честным, правдивым, внимательным, вежливым. Здоровайся работниками школы и посетителями, знакомыми и товарищами, уважай товарищей.

11. Дружи с товарищами и заботься о малышах.

12. Уступай дорогу и место старшим.

13. Будь всегда опрятным, аккуратно одетым и причесанным.

Занятие 4. Предметы и учителя

Необходимые материалы: мяч, цветные карандаши, лист с названиями школьных предметов и именами учителей.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на вывешенные на стене «школьные правила», напоминает о том, как устроен школьный день. Желательно проводить это повторение в режиме «вопрос-ответ». Необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных.

II.Основное содержание занятий.

1.«Наши уроки» (цель — закрепление представлений о школьных предметах). Ведущий бросает какому-нибудь ребенку мяч и называет какую-нибудь науку или школьный предмет. Если такой предмет изучают в первом классе, мяч нужно поймать, если нет — не ловить. Каждый верно угаданный предмет записывается на доске (печатными буквами). Важно, чтобы мячик успел побывать у каждого ребенка.

2. «Зачем нужны все эти уроки?» (цель — формирование позитивной школьной мотивации). Каждый ребенок рисует в своей тетради рисунок на тему «Что будет, если не изучать.» (предмет каждый выбирает самостоятельно). По результатам рисования все желающие имеют возможность высказаться, задача остальных — угадать, какой предмет имелся в виду Ведущий обобщает, что знания по всем предметам нужны и важны. И дают нам эти знания разные учителя.

3.«Наши учителя» (цель — закрепление знаний о школьных учителях). Ведущий называет школьный предмет. Те ребята, которые помнят, как зовут соответствующего учителя, должны поднять руку. Кого-то из них ведущий спрашивает. В некоторых случаях бывает нужна подсказка-намек («Имя начинается с буквы.», «Имя как у.» и т. д.).

III. Упражнение на расслабление (релаксация)

Релаксационное упражнение «Под небом голубым».

- Давайте немного отдохнём…Закройте глаза…Расслабьте руки и ноги, делайте глубокий вдох, представьте голубое небо, выдох – движущиеся облака (Повторить 3 раза)

IV.Рефлексия занятия. Обобщение (цель — закрепление результатов).

По окончании несколько желающих могут попытаться назвать всех учителей, работающих в их классе, причем ведущий каждый раз изменяет порядок называемых им предметов. В итоге в кабинете рядом с расписанием уроков вывешивается список учебных предметов с име-нами-отчествами учителей.

V.Ритуал прощания.

Занятие 5. Наш класс

Необходимые материалы: цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на вывешенные на стене «школьные правила», на

поминает о том, как зовут разных учителей. Желательно проводить

это повторение в режиме «вопрос-ответ» (необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных). Но ведь в школе есть не только учителя, но и одноклассники!

II.Основное содержание занятий.

1. «Желаем всем хорошего настроения!» (цель — закрепление знания имен одноклассников). Ведущий называет какую-нибудь букву,- а те, чье имя начинается с этой буквы, встают и на счет «три-четыре» хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!» Перед игрой детям можно напомнить о том, что имена бывают полные (Александр) и неполные (Саша). Задача ведущего — заранее сориентироваться в именах ребят, и называть буквы таким образом, чтобы каждый ребенок встал как минимум один раз.

2. «Самый умный» (цель—закрепление знаний об одноклассниках). Желающим предлагается назвать всех без исключения одноклассников по именам. Если забыл, как зовут, вежливо попроси напомнить, извинись. Необходимо настойчиво пресекать возможную вер

бальную агрессию.

3. «Если бы наш класс был лучшим зоопарком.» (цель — развитие

сплоченности класса, рефлексии). По цепочке ребятам предлагается ответить на вопрос о сидящем впереди: «Если бы наш класс был зоопарком, кем бы стал.? Почему?» Затем на тот же самый вопрос предлагается ответить по отношению к самому себе. Важно

помнить, что наш зоопарк «лучший», поэтому называть нужно только лучшие качества (и свои, и соседа). В своей тетради каждый рисует ответ на вопрос «Кем все-таки в этом зоопарке стану я?» Желающие могут прокомментировать свои рисунки.

Необходимо пресечение вербальной агрессии. Некоторым детям может понадобиться помощь в поиске собственных положительных качеств или качеств одноклассников.

III. Упражнение на расслабление (релаксация)

IV.Рефлексия занятия.

Обобщение (цель — закрепление результатов). В заключении

ведущий подчеркивает, что в классе собрались хорошие ребята, у которых, как выяснилось, очень много хороших качеств.

V.Ритуал прощания.

Занятие 6. Наша школа

Необходимые материалы: значки или грамоты «Знатоков школьной жизни».

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Вводное слово ведущего (цель — подготовка к завершению цикла занятий). Ведущий говорит о том, что сегодняшнее занятие — последнее, В режиме «вопрос-ответ» обсуждается, что разбиралось на этих занятиях, зачем эти занятий проводились. Кратко обобщаются, полученные результаты, делается вывод о том, что все присутствующие стали «знатоками школьной жизни». Последний штрих — экскурсия по школе.

II.Основное содержание занятий.

1. Экскурсия по школе (цель — ознакомление первоклассников со школьным пространством). Ведущий проводит первоклассников по различным помещениям школы (актовому залу, спортзалу и раздевалкам, кабинетам средней и старшей шкоды, канцелярии, кабинетам завуча и директора и

т. д., показывая, что и зачем там происходит. Интересным ходом может стать участие в этой экскурсии старшеклассников). В любом случае, подготовка такой экскурсии требует предварительной договоренности с «хозяевами» школьных помещений.

IV.Рефлексия занятия.

Вручение значков или грамот (цель — психологическое завершение занятий). Желательно, чтобы вручение проходило в торжественной обстановке, с музыкальным сопровождением. Каждого ребенка нужно похвалить за какой-нибудь вклад в проведение цикла занятий.

V.Ритуал прощания.

Диплом знатока школьной жизни

Вручается

___

учени___ 1 класса средней школы №

Диплом подтверждает, что после занятий по психологии ребёнок знает :

• Кто такой школьник

• Школьный распорядок

• Школьные правила

• Школьные предметы и учителей

• Одноклассников

Классный руководитель: /

Педагог-психолог : /

Дата

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение

На уроках Драки запрещены Играем На уроках вскакивать нельзя Учителя нужно слушать

веди себя спокойно

Использованная литература:

1. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. «Справочник психолога начальной школы. -Ростов н/ Д: Феникс»,2004

2. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. «Справочник по групповой психокоррекции. -Ростов н/ Д: Феникс»,2006

3. Микляева А. В. ,Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика,профилактика,коррекция. -СПб. :Речь,2006

4 Кривощёкова Л. Н. Программа личностного развития учащихся 1-11 классов. /Классный руководитель,2005

5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. -Ярославль: Академия развития,Академия Холдинг,2003

Публикации по теме:

Консультация для родителей будущих первоклассников Вопрос воспитания ребенка волнует всех родителей, которые хотят видеть своих детей счастливыми. И как раз дошкольное воспитание является.

Памятка для родителей будущих первоклассников Памятка для родителей будущих первоклассников • Научите ребенка содержать в порядке свои вещи. (Успехи в учебе во многом зависят от того,.

Профилактика дезадаптации у первоклассников в ОВЗ Принципы психолого-педагогической программы 1. принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка; 2. принцип уникальности.

Психокоррекционная программа коррекции агрессивности Психокоррекционная программа коррекции агрессивности На современном этапе все большее внимание уделяется развитию личности ребенка-дошкольника,.

Психокоррекционная сказка «Почему дракончик не мог найти себе друзей» Жил - был на свете дракончик Чукачака, его старшие братья не брали его в свои игры, а если и брали, то старались всегда толкнуть или укусить.

Психокоррекционная сказка «Сказка про старшую дочку» Возраст: 5-7 лет (старшая-подготовительная группа) Коррекция негативных чувств (ревность, обида и пр., связанных с рождением младшей сестры.

Рекомендации родителям будущих первоклассников Рекомендации родителям будущих первоклассников. Вот и подросли мои малышки. Скоро им идти в школу. Что же хочется сказать родителям: основная.

Рекомендации родителям будущих первоклассников От того,как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития,будет зависеть успешность его вхождения в режим школьной жизни,его.

Трудности адаптации первоклассников к школе Начало обучения ребёнка в школе это сложный и ответственный этап в его жизни. Дети в возрасте 6-7 лет переживают психологический кризис,.

Сценарий линейки к 1 сентября «В добрый путь, школьник!» ШКОЛА ПРИВЕТСТВУЕТ РЕБЯТ. Во дворе школы звучит музыка. Классы выстраиваются на линейку. Исполняется зажигательный эстрадный танец. Под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционная программа для первоклассников «Я-школьник»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 11:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД