Психокоррекционная программа «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития» (часть 1)

Инна Иванова
Психокоррекционная программа «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития» (часть 1)

часть 2

часть 3

часть 4

часть 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Психокоррекционная программа

на тему: «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития»

Подготовила: воспитатель Гаврилова Инна Владимировна Чебоксары 2013

Пояснительная записка

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Подготовка к открытию и начало деятельности этих школ повлекли за собой ряд исследований, как правило отражающих состояние познавательной деятельности детей с ЗПР (И. В. Лубовский, Н. А. Никашина, Т. В. Егорова, В. Л. Подобед, 3. М. Дунаева, В. И. Насонова, Г. Б. Шаумаров, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко, Г. М. Капустина, И. Ф. Марковская). Познавательную деятельность детей этой категории изучали многие зарубежные авторы. Но и вопросы, касающиеся особенности внимания детей с задержкой психического развитии, на данный момент не исчерпали своей актуальности.

Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания.

Цель программы: коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи программы:

1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное внимание.

2. Формировать концентрацию внимания.

3. Развивать объем внимания, запоминание.

Тактика психокоррекционной работы: проведение занятий 2 раза в неделю по 35-40 мин, в первую половину дня, в групповом помещении, с детьми 5-6 лет (старшего дошкольного возраста с ЗПР).

Форма организации занятия: подгрупповая (не более 6 детей).

Блоки программы: программа содержит 3 блока:

I. блок вводный

Цель: снятие мышечного напряжения, вызвать положительные эмоции, установить контакт.

II. блок основной

Цель: развитие и коррекция всех свойств внимания.

III. блок заключительный

Цель: закрепление внимания, подведение итогов.

Принципы, на которых построена психокоррекционная программа:

1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.

2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

3. Деятельностный принцип коррекции.

4. Принцип учета возраста, психологических и индивидуальных особенностей детей.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка, к участию в психологической коррекции

7. Принцип программированного развития и коррекции.

8. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

9. Принцип учёта эмоциональной сложности материала.

Результаты по блокам:

I. блок - намеченный результат: ребенок должен расслабиться, успокоиться, если он встревожен, довериться психологу.

II.блок - намеченный результат: развить и корректировать основные свойства внимания у ребенка с ЗПР.

III.блок - намеченный результат: сделать выводы относительно составленной программы и ее влияние на коррекцию внимания ребенка с ЗПР.

Предполагаемый результат всей коррекционной программы: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

II. Тематический план

Содержание Время (мин.) Общее время (в мин.)

I. блок «Давайте познакомимся»

Цель: снятие мышечного напряжения, вызвать положительные эмоции, привлечь внимание, установить контакт.

Занятие №1 «Здравствуйте»(40 мин)

• упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»-3

• игровое упражнение «Утром рано мы проснулись»-2

• игра в имена -5

• игра «Ку-ку-15

• игра «Мишка спрятался»-15

Занятие №2 «Дружные ребята» (41 мин)

• игра «Дружба начинается с улыбки»-3

• игра «Найди свое место»-15

• кукольный театр «Куда девался мяч?»-20

• игра «Что изменилось?»-3

Занятие №3 «Веселый денек» (35 мин)

• игра «Ручеек»-3

• задание «Чей это дом?»-5

• упражнение «Слушай команду»-5

• упражнение «Исключение лишнего»-10

• игра «Кого испугался охотник?»-12

Занятие №4 «На прогулке»(38 мин)

• игра «Путаница»-3

• кукольный театр «На прогулке»-25

• Нанизывание колец по образцу -10

II. блок «Мы идем в гости»

Цель: развитие и коррекция основных свойств внимания.

Занятие №5 «В гостях у мышки» (38 мин)

• игра «Я вижу»-3

• игра «Не зевай»-10

• игра «Канон»-20

• Релаксация «Поза покоя»-5

Занятие №6 «В гостях у птенчика» (34 мин)

• игра «Воробьи и вороны»-5

• кукольный театр «Покорми птичку»-23

• игровое упражнение «Будь внимательный»-6

Занятие №7 «В гостях у солнышка» (41 мин)

• игра «Цветок»-3

• игра «Съедобное-несъедобное»-10

• игра «Слушай звуки»-25

• релаксация «Поза покоя»-3

Занятие №8 «В гостях у мишки» (35 мин)

• упражнение «Руки-ноги»-5

• игра «Будь внимателен»-10

• игра «Кто знает, тот больше считает»-20

Занятие №9 «В гостях у белочки» (40 мин)

• игра «Слушай хлопки»-25

• игра «Разведчики» -10

• задание «Нарисуй круг и треугольник»-5

III. блок «Мы дома»

Цель: закрепление внимания, подведение итогов.

Занятие №10 «Отдыхаем» (38 мин)

• упражнение «Живое домино»-15

• игра «Зеваки»-20

• релаксация «Поза покоя»-3

Занятие №11 «Повторяем» (36)

• упражнение «Летает – не летает»-20

• упражнение «Исключение лишнего»-6

• задание «Найди два одинаковых предмета»-10

Занятие №12 «Расслабляемся» (37)

• игра «Передай клубочек»-3

• игра «Четыре стихии»-20

• игра «Море волнуется»-8

• игра «Волны»-3

• релаксация «Отдых на море»-3

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Автор публикации:
Психокоррекционная программа «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития» (часть 1)
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 22:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик»
Детский мастер-класс «СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО УЗЕЛКА» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования...
Оформление помещения.
Детский сад — это второй дом для ребенка, в котором он должен и чувствовать себя, как дома. В полной мере этому способствует окружающая обстановка. Так,...
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок»
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок» Дети входят в зал под музыку, обходят ёлку и останавливаются у стульев. Вед....
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»
В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас...
Акция посвященная Всемирному Дню памяти погибших в ДТП (19 ноября).
17 ноября 2017 года воспитанники творческого объединения "Журавлик"под моим руководством совместно с классным руководителем 3 "В" класса "Красноярская СОШ...