Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Людмила Абросимова
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Скачать презентацию

Уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному обучению. Что же это значит? Данное понятие представляет общую готовность ребенка к школе, как комплексную характеристику, включающий определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции мыслительной деятельности и социальной позиции школьника, то есть уровень взаимодействия со сверстниками, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями. В жизни ребенка возникают большие изменения. Он радуется тому, что пойдет в школу, однако мысль о новой среде и деятельности, вызывает у него некоторую тревогу. Чтобы ребенок без особых трудностей приспособился к новым условиям и успешно справлялся с требованиями начальной школы, необходима психологическая готовность к школе.

Мне хочется выделить основные компоненты психологической готовности:

• интеллектуальная;

• личностная;

• социально-психологическая;

• эмоционально-волевая.

Они важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, для его скорейшей адаптации к новым условиям и безболезненного вхождения в новую систему отношений. Ребенок готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него есть уже потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, у него уже есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и так далее. Возникает потребность новых впечатлений, новой обстановки, желания приобрести новых друзей. И лишь за тем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте, в частности у него вырастает ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. Кроме отношения к учению в целом для ребенка поступающего в школу важно отношение к учителю сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненною работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действию, как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя.

Вторым параметром личной готовности является общение со сверстниками, в старшем дошкольном возрасте потребность общения с другими детьми ярко выражена, в коллективе сверстников является детская самостоятельность активность, формируется доброжелательное отношение к другим детям, возникает личная симпатия и дружба.

Третьим параметром личной готовности к школе связан с отношением к себе, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна высокая оценка себя и своих возможностей: «Я самый сильный в группе, мой рисунок самый лучший» таковые типичные высказывания дошкольников. Это происходит не от избытка самоуверенности, а является следствием специфики детского самосознания. Однако у некоторых дошкольников отмечается не устойчивая и даже заниженная самооценка. Это свидетельствует о том, что дети испытывают дефицит эмоциональной не защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих взрослых. Низкая самооценка сформированная у ребенка на протяжении дошкольного детства может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Она порождает страх, неудачи, отказ от попытки вообще что-либо сделать, что может привести к тревожному состоянию.

Тревога это беспокойство, волнение, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. Основные критерии тревожности: постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться в чем-либо, раздражительность, нарушение сна.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить. Доверяйте ребенку и будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть.

Демонстративные дети чьё поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих и получения их одобрения. Основные причины гиперактивности:

• генетическая (наследственная предрасположенность);

• биологические (органическое поражение головного мозга во время беременности, родовые травмы);

• социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, неправильное воспитание).

На сегодняшний день существует критерии гиперакттивности:

1. При невнимании

• слышит когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

• с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

• имеет трудности в организации игры, занятий;

• часто теряет вещи, бывает забывчив.

2. При сверхактивности

• ерзает, не может усидеть на месте;

• проявляет беспокойство, барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя;

• мало спит;

• находится в постоянном движении (с мотором);

• очень говорлив.

3. При импульсивности

• отвечает до того, как его спросят;

• не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается прерывает;

• резкие смены настроения;

• не подчиняется правилам (поведения, игры);

• имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, а на других нет).

Агрессивное поведение – это целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Остановимся на краткой характеристике разных видах агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстников, которые осуществляются в разных высказываниях. Это могут быть:

• жалобы (а Вова меня стукнул, а Иванов постель не убрал);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника (уходи, надоел, не мешай);

• агрессивные фантазии (Если не будешь слушаться к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму. Я тебя догоню посажу на самолет и ты будешь сидеть там один);

• дразнилки (ябеда-корябяда, поросенок, жора-обжора);

• оскорбление (жир-трест, урод, дебил).

Физическая агрессия – направлена на принесение какого либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

• разрушение продуктов деятельности другого, например один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги;

• уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы его владельца).

Для снятия агрессии, тревожности, демонстративности, мы используем такие методы как: игротерапия, беседа, метод рисунка, песочная терапия, сказкотерапия, мягкий материал, водотерапия.

Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность к школьному обучению детей с отклонением в развитии это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальных, личностных сфер, на основе которых проводится специально коррекционно-развивающая работа.

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 2 Презентации в блогах коллег - 2 В блоге Галины Ивакиной [hide]Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Презентация опыта работы.

Ранний возраст. Небольшие презентации для детей. Предлагаю презентации для детей раннего возраста. В мою пед. копилку они попали после прохождения курсов повышения квалификации в АППО (.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 30 марта 2012 в 21:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...