МААМ-картинки

Психологическая готовность ребенка к школе

Марина Карасева
Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Хотелось бы начать со слов известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах

Каждый из нас помнит своего первого учителя – человека, который открыл перед нами двери в мир знаний. Именно перед ним стоит задача раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при поступлении в школу, каждый родитель должен тщательно отнестись к выбору учебного заведения, в котором будет учиться их ребенок, а самое главное учителя.

- Есть хорошая поговорка: ДЕТИ- ЦВЕТЫ ЖИЗНИ.

- Посмотрите пожалуйста, на этот замечательный цветок.

Цветок – это наш ребенок, будущий ученик

Листья – общее психологическое развитие

Корни цветка – дошкольная зрелость.

Все это способствует качественному развитию цветка, т. е. развитию нашего ребенка.

Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета.

Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.

Так что же включает в себя «психологическая готовность к обучению Это прежде всего личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность.

Разберем более подробнее каждую составляющую.

Личностная готовность. Личностная готовность ребенка к обучению выражает его отношение к самому себе, к сверстникам, к взрослым. Одной из составляющих личностной готовности является :

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Однако желание пойти в школу и желание учиться не одно и тоже. (ребенок должен понимать важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний).

С этой целью вам родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.

Одним из новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста – это внутренняя позиция школьника и представляет сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. У ребенка возникает необходимость узнавать новое и вступать в новые социальные отношения со взрослыми людьми, что возможно через учебную деятельность.

В результате личностной незрелости ребенка возникают трудности формирования произвольного поведения. (умение слушать и выполнять задания говорящего, умение ребенка подчиняться свои действия правилам).

Обучение первоклассников фактически опирается на параметры развития произвольности. Очень важно, чтобы внутренняя позиция школьника сформировалась у ребенка к началу обучения в школе.

Интеллектуальнаяготовность

Интеллектуальная готовность наличие у ребенка определенного уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления. Сюда относится:

Развитие мелкой моторики

Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.

Поэтому ему нужно уметь:

правильно держать ручку;

пользоваться ножницами;

рисовать и лепить;

обводить контуры и заштриховывать фигуры

Способы развития мелкой моторики – лепка из пластилина, рисование или раскрашивание картинок, конструирование, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, нанизывание бусин, игры в мяч.

Пространственная организация, координация движений (умение определять слева–справа, выше–ниже, вперед–назад)

Развитие речи (умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание, рассуждать)

Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим признакам)

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут) особую роль в развитии внимания.

Следующая составляющая психологической готовности - это

Волевая готовность

Способность самостоятельно трудиться, выполнять задания учителя, соблюдая режимные моменты школьной жизни.

Умение контролировать свое поведение, эмоции, умственную деятельность.

Умение слышать говорящего и выполнять задания по инструкции.

Формированию этих качеств поможет игра! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, держать инструкцию (правила игры) с достоинством проигрывать, строить свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.

Так же ребенка нужно приучать к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать его.

Рекомендации:

Если вашему ребенку нет полных 7-ми лет на момент 1 сентября, то настоятельно рекомендую обратиться на консультацию к нейропсихологу, для определения уровня развития ВПФ вашего ребенка.

Для формирования мотивации расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

Воспитывайте интерес к получению новых знаний

Не перегружайте ребенка учебой и секциями. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

Избегайте чрезмерных требований.

Предоставляйте право на ошибку

Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело. Это придаст ему уверенности в себе.

Помните, что адаптация к школе – непростой процесс, и происходит он совсем не быстро.

Закончить хотелось бы фразой известного психолога Шалвы Александровича Амонашвили:

Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно…У него своя жизненная миссия. И наш долг–помочь ему выполнить ее.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 12:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД