Лучший педагог года

Психологическая основа экологического воспитания дошкольников

Кошелева Ольга
Психологическая основа экологического воспитания дошкольников

Консультация для педагогов:

«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников»

Кошелева О. А.

педагог-психолог

Человека как личность, по мнению Б. Г. Ананьева – основателя отечественной научной психологии – отличают склонности, характер, мировоззрение, мотивация, статус, общественные функции и другие свойства.

Публикация «Психологическая основа экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

От индивидуально – психологических особенностей личности зависит то, какие отношения складываются у человека в общении с другими людьми и то, как сосуществует он с природой.

В 21 веке народы мира очень активно решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Наиболее важным на фоне других является экология. Ребенок погружен в стихию природы гораздо в большей степени, чем взрослый, поскольку только учится управлять собой и начинает осознанно относиться к явлениям и объектам живой и неживой природы.

Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а от того, каков будет этот дом, психологическая обстановка в нем, зависит вся последующая жизнь и здоровье ребенка.

Таким образом, направление экологического воспитания в дошкольном возрасте очень актуально и отличается от традиционного направления – ознакомления детей с природой.

Важным аспектом экологического воспитания, на мой взгляд, является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья дошкольника и гармонично развитой личности в дальнейшем. Ведь только гармонично развитый человек сможет выстроить правильные отношения с природой, сделать среду обитания приемлемой для существования.

Как отмечает С. Н. Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому. Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми. Дошкольный возраст – сензитивный период для принятия образцов поведения. В данном случае уместно вспомнить об импринтинге – явлении запечатления. Уже в 3–4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы.

Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон, экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) – все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

С точки зрения педагогики и психологии, нельзя забывать о стимулировании ребенка в его стремлении к познанию окружающего мира. В каждой семье вырабатывается своя система поощрений и наказаний. Взрослые не должны забывать, что со своей стороны не должны оставлять без внимания ни один поступок ребенка, будь то что – либо хорошее или плохое. Малыш вовсе не обязан все делать правильно и без напоминания, быть всегда хорошим. И в то же время дошкольник должен усвоить, что привлечь внимание взрослого можно не только плохим поступком, требующим наказания. Любое старание ребенка не должно остаться без внимания. Оно в любом случае заслуживает похвалы. Взрослый всегда может найти способ и выбрать правильный момент, чтобы подкорректировать поведение ребенка в данной конкретной ситуации, но любом положительный отклик и добрый эмоциональный настрой обязательны. Очень значимо уважительное отношение взрослых к любой победе ребенка над самим собой, к любому его полезному для окружающих поступку.

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым экологическим мышлением, с высоким уровнем нравственного и культурного развития, с активной жизненной позицией. Став взрослыми, дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого мы закладываем еще в раннем детстве.

В нашем детском саду проведено уже достаточное количество занятий по экологии, имеющих в основе психологическое обоснование, нравственно-культурный аспект. Примерная тематика занятий – «Планета Земля в опасности», «Лекарственные растения», «Добрые дела юных экологов» и другие. Предлагаемый нами конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Зеленая елочка – живая иголочка», мы уверены, будет интересен для воспитателей, работающих со старшими дошкольниками, и, конечно, для самих детей.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении.

Система экологического воспитания дошкольников Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. Важно оформить группу,.

Актуальность экологического воспитания дошкольников Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для.

Консультация для родителей «Экологического воспитания дошкольников» В современном мире особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения,.

Консультация «Основы экологического воспитания дошкольников» Одной из не мало важных проблем сегодня является отношение человека к природе. Безрассудное природопользование влечет за собой деградацию.

Основы экологического воспитания у старших дошкольников Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период.

Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность.

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо.

Уголок для экологического воспитания дошкольников «Я дружу с Природой»Уголок для экологического воспитания дошкольников «Я дружу с Природой» Уголок для экологического воспитания дошкольников «Я дружу с Природой!» Уголок для экологического воспитания, созданный в МБДОУ №18 «Белочка».

Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 12:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД