Психологическая помощь детям с РДА

Елена Непомнящая
Психологическая помощь детям с РДА

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.

В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:

• если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;

• необходимо предоставить ребенку время возможность обследовать помещение комнаты для занятий;

• убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;

• насколько это возможно, звукоизолировать комнату;

• избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;

• интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;

• не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Поэтому на первых этапах нецелесообразно четко структурировать их ход. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.

Анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравиться манипулировать кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше – и на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие страхов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т. д. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, можно использовать карточки с описанием последовательности действий. Вообще, аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них и необходимо опираться в работе. Такой прием предлагают Е. К. Лютова и Г. Б. Монина (Шпаргалки для родителей. СПб., 2001.). Для развития ориентировки в своем теле эти авторы предлагают также развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.

Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.

Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.

Публикации по теме:

Моя концепция. Баташан Ирина Фёдоровна педагог-психолог В данной презентации "Моя концепция", отражено мое видение на работу педагога-психолога и именно мои наработки за первые года работы в должности.

Презентации — моя работа В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В нашем МБДОУ.

Автор публикации:
Психологическая помощь детям с РДА
Опубликовано: 12 февраля 2013 в 20:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Путешествие на лесную поляну с детьми и родителями средней группы (фоторепортаж).
Реализуя в средней группе проект "Золотая осень", мы с детьми много наблюдали на прогулках, как изменилась природа, с приходом осени. И вот одним пятничным...
Сценарий праздника по ПДД «На дороге про правила ты не забудь и безопасным будет твой...
Сценарий праздника по пдд для детей раннего возраста 3-4 лет. [/b] « На дороге про правила ты не забудь, и безопасным будет твой путь! » Цель: [/b]...
День пожилого человека (фотоотчет)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу с вами поделиться тем, как прошел в нашем детском саду праздник, посвященный Дню пожилого человека. Открывали...
Танец «День рождения» в исполнении детей детского сада
В нашем городе проходил семинар для музыкальных руководителей, детских дошкольных учреждений, "Бал в стране Дошколии". Это мероприятие проводится раз в два...
Фотоотчет с «Дачного ответа» (поделки из природного материала)
Доброе время суток уважаемые коллеги МААМовцы, друзья и гости моей страницы! С 3 октября по 9 октября в нашем учреждении СОГБОУ «ВЯЗЕМСКАЯ ШКОЛА -...