Лучший педагог года

Консультация «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов»

Елена Данилова
Консультация «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов»

Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго, К. Л. Белопольская, Л. М. Шипицина, М. С. Певзнер, И. Ю. Левченко, Г. А. Мишина, А. И. Раку, И. А. Скворцов, А. С. Спиваковская, В. В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались S. Harris, M. Power, M. Bristol, M. Gill, M. De Myers, Z. Wolf, Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л. Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок – не достаточно.

Публикация «Консультация „Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов“» размещена в разделах

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям.

Ряд авторов в качестве помощи подобным семьям предлагают создание психологического клуба родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Актуальность создания такого клуба обусловлена:

1. На психологическом уровне - необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей.

2. На социальном уровне - необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущественно и воспитывается ребенок.

3. На соматическом уровне – необходимостью прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.

Основной целью психологического клуба родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является социально-психологическая поддержка семей. Основными задачами являются:

а) оптимизация детско-родительских отношений;

б) улучшение психоэмоционального состояния родителей;

в) гармонизация супружеских отношений;

г) создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях расширения круга взаимодействия.

Работа психологического клуба родителей предполагает как индивидуальную (семейную, так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Публикации по теме:

Консультация «Ступеньки к победе» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ" Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Консультация «Психологическая помощь горюющему ребенку» Помощь горюющему ребенку – задача весьма деликатная и требующая большого такта, поддержки, понимания. Если в семье горе, то нужно, чтобы.

Консультация «Зимние травмы у детей — первая помощь» ЗИМНИЕ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ – ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ТРАВМ ЗИМОЙ? Зима, традиционно – время веселых игр, гуляний, катаний на горках.

Положение о консультативном пункте психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому .

Помоги себе сам! Психологическая помощь детям В жизни много вопросов и трудностей. Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе» Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,.

Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами. В последнее время педагоги детских садов всё чаще констатируют увеличение количества.

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 17:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД